ЮСТАС ПЕРЕДАСТ

Представьте: извилистое узкое шоссе, и вы догоняете вереницу дальнобойщиков на тяжело груженных фурах. Они еле ползут, преодолевая сопротивление массы народнохозяйственного добра в кузовах, а навстречу то и дело проносятся машины... и тут вы просто спрашиваете у водителя, возглавляющего грузовую колонну: “Скоро на встречке просвет будет? А то никак вас не обгоню!” А он и отвечает: “Подожди маленько — сейчас зеленый “жигуль” проедет, а за ним чисто. Проскочишь”. Фантастика? Да нет. Просто маленькие удобства радиосвязи. Многие считают рацию в машине уделом спецслужб, однако с 1990 года иметь станцию, работающую в “гражданском” диапазоне, разрешено всем желающим. в том числе и пользоваться ею в автомобиле. Первыми оценили преимущества, которые дает этот радиоприбор, дальнобойщики и таксисты. Однако и для остальных автомобилистов может оказаться полезным им обзавестись. Тем более что сегодня приобрести станцию не проблема. Самое главное — правильно ее подобрать и научиться азам радиолюбительства.

Представьте: извилистое узкое шоссе, и вы догоняете вереницу дальнобойщиков на тяжело груженных фурах. Они еле ползут, преодолевая сопротивление массы народнохозяйственного добра в кузовах, а навстречу то и дело проносятся машины... и тут вы просто спрашиваете у водителя, возглавляющего грузовую колонну: “Скоро на встречке просвет будет? А то никак вас не обгоню!” А он и отвечает: “Подожди маленько — сейчас зеленый “жигуль” проедет, а за ним чисто. Проскочишь”. Фантастика? Да нет. Просто маленькие удобства радиосвязи. Многие считают рацию в машине уделом спецслужб, однако с 1990 года иметь станцию, работающую в “гражданском” диапазоне, разрешено всем желающим. в том числе и пользоваться ею в автомобиле. Первыми оценили преимущества, которые дает этот радиоприбор, дальнобойщики и таксисты. Однако и для остальных автомобилистов может оказаться полезным им обзавестись. Тем более что сегодня приобрести станцию не проблема. Самое главное — правильно ее подобрать и научиться азам радиолюбительства.


Как-то раз в каком-то автомагазине я наткнулся на интересный предмет под названием “Антенна на крышу декоративная” — и задумался: чего ради люди украшают свои машины бесполезным металлическим штырьком? Может быть, лишняя антенна — тоже некий символ избранности, вроде “мигалки”? Но, по-моему, это глупость, потому как антенна — всего лишь аксессуар, который должен быть к чему-нибудь обязательно подключен. Например, к радиостанции.

Зачем радиостанция в машине, спросите вы. Да хотя бы для того, чтобы был повод не крошечную бутафорскую фитюльку на крышу приклеить, а полноценный двухметровый железный хлыст! А если серьезно, в эфире можно подробно узнать дорожную обстановку в городе, а если что-то случилось — вызвать экстренную помощь. Кстати, радиосвязь с дежурной Московской службы спасения обычно действует эффективнее и быстрее, чем звонки по “02” и “03”. А теперь представьте, что вы отправились в поездку с друзьями на нескольких машинах. И что, ради того, чтобы перекинуться парой слов с теми, кто едет в другом экипаже, надо останавливаться и терять время?

Гражданский диапазон

Во всем мире автомобилисты переговариваются между собой в эфире в диапазоне 27 мГц. Эти частоты выделены в общедоступное “гражданское радиопространство” — Civil Band или сокращенно СВ (си-би, не путать с русским СВ “средние волны”!). Связь тут не блещет излишней дальностью и сверхвысоким качеством, зато доступна каждому и не требует высоких затрат на техническое оборудование. 90 долларов за простенькую станцию, 20 за антенну — и можно чувствовать себя Алексом и Юстасом в одном лице.

В России на использование любой радиостанции в России требуется специальное разрешение. В случае с СВ-станцией это в общем-то формальность, так как для его получения надо просто обратиться в Радиочастотный центр Центрального федерального округа и заплатить от 325 до 615 рублей в зависимости от характеристик приобретенного прибора. Но ее надо соблюсти. Московские гаишники любят останавливать машины с длинными антеннами и задавать разные вопросы. Правда, привлечь за незаконное использование радиопередатчика могут только в том случае, если вас поймали за руку, в которой была тангента с нажатой кнопкой, и вы в нее что-то говорили. В остальных случаях установленная и даже подключенная к бортовой сети радиостанция формально считается просто грузом, который вы перевозите. А это не запрещено. Только вот объяснять это иному твердолобому сержанту порой оказывается дольше, чем показать бумажку-разрешение с печатью.

Выходная мощность СВ-станций обычно бывает 4, 8 или 10 Вт. Правда, для увеличения дальности связи в два раза необходимо десятикратное увеличение мощности сигнала. Так что этот разброс не столь велик, как кажется на первый взгляд. Даже на открытой местности — дальность работы станции ограничена пятью-шестью километрами. В зависимости от различных погодных явлений, состояния атмосферы, облачности и солнечной активности, дальность может как уменьшаться, так и увеличиваться. Также ее ограничивает плотная городская застройка и густой лес. Но в любом случае для того, чтобы полностью реализовать мощность передатчика, необходимо правильно подобрать и настроить антенну. Многие специалисты, кстати, считают, что качество связи зависит от антенны намного больше, чем собственно от рации.

Удочки не для рыбалки

В 27-мегагерцевом диапазоне идеальной антенной был бы металлический штырь длиной 11 м. А теперь представьте себе такую штуковину, приделанную к вашей машинке. Так вот, именно поэтому антенны выпускают длиной не более двух метров и оснащают в основании усиливающей катушкой. Тем не менее чем антенна выше, тем лучше. Причем длина самого штыря важнее, чем высота расположения над уровнем земли. Поэтому двухметровая “удочка” на “девятке” будет эффективней метровой на грузовике.

Чтобы добиться максимального эффекта, антенна требует хорошего контакта с “землей”, то есть с кузовом автомобиля, и “обзора” во все стороны. Идеальным вариантом считается врезать ее по центру крыши. Что, жалко дырку над головой сверлить? Можно прицепить антенну при помощи кронштейна на водосток. Когда его нет, альтернатива дыре в крыше только одна — мощная (слабую может сдуть на скорости!) магнитная подставка, однако с ней антенна работает несколько хуже. Крепить “хлыст” на магните лучше всего опять же на крышу — с багажника или капота он работать будет плохо. Некоторые еще врезают антенну в бампер, однако делать это не рекомендуется: качество связи окажется отвратительным, так как приличную часть длины антенны в довольно большом секторе “радиообзора” будет экранировать кузов автомобиля.

Затем антенну надо настроить — немного “подкрутить” длину, ориентируясь по “коэффициенту стоящей волны”. Этот мудреный термин определяет, насколько эффективно антенна передает сигнал передатчика. Измеряется КСВ специальным прибором, включаемым в цепь между рацией и антенной. В идеале коэффициент должен быть равен единице. Чем больше — тем хуже. Если КСВ больше трех, то антенна “возвращает назад” выходному каскаду передатчика более трети мощности сигнала — и его транзисторы могут просто сгореть. Если антенны вообще нет — они сгорят обязательно при первой же попытке выйти в эфир: энергия сигнала, вместо того чтобы отправиться в пространство, останется внутри и превратится в тепло. Поэтому долговечность любой рации не в последнюю очередь зависит от качества соединений антенного шнура и настройки самой “удочки”. Кстати, устанавливая антенну, лучше сделать шнур до нее покороче — слишком длинная “линия” ухудшит КСВ.

Еще больше увеличить дальность связи можно, поставив дополнительный усилитель. Хотя наше законодательство запрещает выход в эфир с передатчика мощностью более 10 Вт, есть одна оговорка: кроме случаев экстренного вызова при угрозе жизни людей. А значит, возить в автомобиле 200-ваттный “кирпич” на такой чрезвычайный случай можно. Что большинство “сибишников” и делает. А заодно выходит с его помощью в эфир вдалеке от цивилизации, когда дальности связи с обычной станции не хватает.

Усилитель — штука дорогая и нежная, поэтому в нем обязательно должна быть защита от плохого КСВ, перегрева, КЗ в антенне. У радиостанции и усилителя должны быть отдельные провода питания, пущенные напрямую от аккумулятора, и обязательно собственные предохранители, причем как на “плюс”, так и на “массу”. Провода питания рекомендуют пропустить несколько раз сквозь большое ферритовое кольцо — это снижает уровень шумов, которые могут “прийти” по плюсовой линии. Полезны ферритовые кольца и на антенном кабеле. И еще — антенные кабели от рации и магнитолы ее нельзя тянуть рядом, так как “наводка” будет постепенно выводить приемник из строя.

Понты?

Самые дешевые радиостанции работают только в сетке С и принимают не более сорока каналов. В местностях, где эфир СВ-диапазона не перегружен, этого вполне достаточно. Такие станции приобретают для дальних экспедиций, любят их и жители села. В Москве же и других больших городах пространства в радиоэфире мало и сорока каналов может не хватить, поэтому здесь лучше приобрести станцию с расширенным диапазоном — на 400 каналов.

Весьма полезен в радиостанции электронный “шумодав”, хотя он и поднимает цену долларов на 30. В отличие от обычного, отсекающего все сигналы слабее выставленного уровня, электронный автоматически открывается на любой, даже самый слабый несущий сигнал, попутно обрезая шумы, в которых он проходит. К станциям, оснащенным памятью настроек на несколько каналов, стоит докупить и установить батарейку для этой самой памяти, чтобы не стиралась информация при отключении питания. Для любой модели это опция. А вот за разного рода “биперы” и электронные эффекты, искажающие голос, переплачивать не стоит. Бесполезны и внешние громкоговорители: они не настолько мощны, как у спецслужб, чтобы соседи по потоку за шумом двигателя услышали, что вы им там громогласно вещаете. Не выполняют возложенной миссии и так называемые “расширители полосы” на антенну. Уж лучше не поскупиться и сразу приобрести нормальный фирменный “хлыст”. А вот внешний динамик может оказаться и не очень бесполезным приобретением, в случае когда рация установлена где-то в недрах приборной панели и ее слышно плохо.