Я ПОМНЮ ЧУДНОЕ МГНОВЕНЬЕ...

О том, что уже довольно давно у московского правительства во главе с мэром чешутся руки на предмет реконструкции одной из самых труднопроходимых московских площадей, знают, пожалуй, все столичные автолюбители...

О том, что уже довольно давно у московского правительства во главе с мэром чешутся руки на предмет реконструкции одной из самых труднопроходимых московских площадей, знают, пожалуй, все столичные автолюбители. Но московским градостроителям пока вроде как недосуг обратить свои ясны очи в сторону Александра Сергеевича — и без Пушкинской хватает животрепещущих проблем. Однако байки о строительстве под площадью спасительных тоннелей имеют под собой реальное основание.


Сказать по чести, ваш корреспондент уже очень давно не пересекал Пушкинскую площадь на автомобиле. И вызвано это не столько случайным стечением обстоятельств, сколько тем, что у меня просто не хватает терпения выстаивать в длиннющих пробках на подъезде к площади. Руки сами начинают выворачивать руль, когда первый в Москве “Макдоналдс”, гордо стоящий на площади, еще и не появился на горизонте. Неудержимо хочется нырнуть в любую щелку-подворотню, причем вне зависимости от того, с какой стороны двигаешься, и объехать памятник великому русскому поэту как можно дальше. В течение всего дня, а иногда даже поздно вечером, практически полностью забиты Страстной и Тверской бульвары, а также сама Тверская.

Выпьем с горя, где же кружка

Нельзя не согласиться, что ситуация в этом районе близка к безвыходной, и шансов на улучшение транспортной обстановки нет никаких. Обусловлена подобная точка зрения в первую очередь максимально плотной застройкой исторического центра города, а также предельно развитой инфраструктурой на площади и под ней. Но, как оказалось после визита в научно-исследовательский и проектный институт Генерального плана города Москвы, не все так безысходно, как видится на первый взгляд.

В отделе этого солидного института, ведающем организацией дорожного движения, выяснилось, что есть еще скрытые резервы как для проведения локальных и не сильно дорогостоящих мероприятий, так и для более масштабного строительства в целях обеспечения на Пушкинской площади беспробочных или хотя бы менее напряженных режимов движения транспорта.

Царь велел своим боярам, времени не тратя даром...

По словам Игоря Бахирева, начальника отдела организации дорожного движения института Генерального плана Москвы, не так давно, по поручению Москомархитектуры, ими были разработаны предпроектные предложения по транспортному обслуживанию комплекса зданий — Культурного центра русской старины. Этот объект находится на Тверском бульваре рядом с кафе “Пушкин”, если двигаться по направлению к Пушкинской площади. Точнее, самого центра еще нет, сегодня лишь планируется реконструкция нескольких старинных зданий, которые впоследствии и будут называться Культурным центром. Здесь будет организован крупный историческо-выставочный комплекс, галерея искусств со всеми современными примочками в виде баров, ресторанов, магазинов-салонов и подземным паркингом. Поскольку этот объект находится в непосредственной близости от Пушкинской площади, то схема его транспортного обслуживания поневоле должна затрагивать и саму площадь. Кстати сказать, рассмотрение всех крупных архитектурных проектов, особенно в центре города, выносится на общественный совет мэра Москвы. А этот совет, как правило, рассматривает не отдельно взятые объекты, а весь узел целиком со всей прилегающей территорией.

Вот отсюда и растут ноги у проекта, условно разделенного проектировщиками на две части. Первая предусматривает меры по реорганизации движения на Пушкинской площади, которые при незначительных затратах и минимальном вмешательстве строителей можно провести уже в самое ближайшее время — за год-полтора, а то и меньше.

Белка песенки поет да орешки все грызет

Суть тут в следующем. Сегодня, двигаясь со стороны Страстного бульвара, чтобы попасть на Тверской бульвар, нужно повернуть налево на Тверскую, а затем, дождавшись правой стрелки и пропустив пешеходов, уже направо. Подобного рода круговое движение вокруг кинотеатра “Пушкинский”, по мнению сотрудников ГИБДД, значительно осложняет обстановку. Пробки скапливаются как на Тверской, так и на прилегающих к “Пушке” бульварах. Так вот, чтобы избавиться от этой порочной буквы “зю”, есть идея направить движение с Бульварного кольца прямо, пересекая Тверскую, на Большую Бронную улицу, где в данный момент находится парковка. Предварительно расширив движение по ней до четырех полос за счет прилегающего сквера, что перед “Макдоналдсом”.

Предполагается построить новый участок дороги, сглаживающий два девяностоградусных поворота (с Большой Бронной на Сытинский переулок и далее на Тверской бульвар) до небольших виражей. Внакладе не останутся и пешеходы, которых в сквере перед “бигмачной” всегда превеликое множество. Для любителей попить пивка или побаловаться мороженым в сквере на Тверском бульваре места тоже будет предостаточно. Отрезанную часть сквера со стороны “Макдоналдса” планируется компенсировать с противоположной стороны за счет бывшей проезжей части Тверского бульвара, где сегодня толкаются машины и пешеходы. Думается, что компромисс должен оказаться удачным.

Кабы я была царица

Второй этап значительно перспективней, хотя более сложный и дорогостоящий, — это строительство развязки в разных уровнях. Рассмотрено было пять различных вариантов. Выбрали тот, что подразумевает строительство под Пушкинской площадью двух тоннелей с односторонним движением. Не секрет, что подземное строительство — дело очень и очень непростое, а в этом месте и подавно. Пространство под землей тут уже давно и весьма успешно освоено строителями Московского метрополитена. Как пить дать не удастся перенести вестибюль станции “Тверская”, переход, эскалаторные сходы — все это весьма осложнит задачу проектировщиков развязки.

Но в институте Генплана Москвы полагают, что два двухполосных тоннеля при точном расчете можно пропустить аккурат сквозь сеть уже функционирующих подземных коммуникаций, между эскалаторными сходами и переходами хватит места и для автотранспорта, считают в отделе организации дорожного движения. О том, как будут прокладываться эти тоннели, говорить пока что преждевременно. Чтобы копать взакрытую, как в Лефортове, тоннель нужно опустить минимум на четырнадцать метров под землю. Не исключено, что в данном случае такой возможности может и не представиться из-за плотности коммуникаций. Однако кто знает, может, ко времени реализации этого проекта появятся технологии, позволяющие строителям пробраться под Тверской улицей, не ограничивая на ней движения.

Кстати, в любом случае во время строительства развязки никаких мероприятий, связанных с полной остановкой движения через Пушкинскую площадь, не предвидится. Как нам сообщили в институте Генплана появление на площади строителей не станет серьезной помехой для автомобилистов.

Там чудеса, там леший бродит...

Тоннели планируются двухполосные, так как в случае появления третьей полосы боковой пандус окажется на территории бульвара, являющегося так называемым природным комплексом, а заниматься его членовредительством категорически нельзя. Что касается протяженности будущих подземных рукавов, то окончательного решения пока нет. На данном этапе планируется “заныр” на уровне МХАТа с одной стороны и выход на поверхность где-то в середине Страстного бульвара.

Поскольку в планы московских градостроителей входит помимо строительства развязки еще и концептуальное освоение всего подземного пространства под Пушкинской площадью со строительством подземных паркингов и прочих полезных увеселительных заведений, то свои окончательные контуры будущие тоннели получат лишь в процессе подготовки проектно-сметной документации. А ее подготовка, по нашим сведениям, пока не началась.

Как считает Игорь Бахирев, несмотря на тот факт, что строительство узла включено в программу первоочередных объектов дорожно-мостового строительства в Москве, традиционные объективные сложности с финансированием не позволят москвичам в ближайшее время рассчитывать на скорое разрешение острой проблемы. Как сказал бы мой соавтор: “...храните гордое терпенье”.