СЕСТРА ПО РАЗУМУ

Автомобили Skoda сейчас можно назвать чешскими лишь условно. С 1991 года контрольный пакет акций этой компании принадлежит немецкому концерну “Volkswagen”, а с 2000 года он стал единоличным владельцем марки.
ПРИМЕРКА

Этот темно-синий хэтчбек выпуска 2000 года со 101-сильным мотором был куплен менее года назад, но за несколько месяцев успел пробежать более 20 000 км. Во время столь интенсивной эксплуатации он проявил себя с самой лучшей стороны. Особенно понравились всевозможные электронные узлы: АБС, система контроля тормозного усилия и антипробуксовочная система. Благодаря им даже на льду автомобиль трогается и тормозит совершенно спокойно. За 56 тысяч км пробега машина ни разу не потребовала серьезного ремонта. Правда, первая поломка случилась вскоре после покупки по вине самого водителя. Он, сидя на переднем пассажирском кресле, решил зачем-то посмотреться в зеркальце, которое находится в солнцезащитном козырьке — в результате крышка зеркальца оказалась сломана. Вторая неприятность заключалась в поломке заднего правого электростеклоподъемника. Больше никаких нареканий автомобиль не вызывал. Да и сейчас тщательная диагностика выявила, что машина находится в отличном состоянии. Расход топлива в пределах нормы — при режиме езды трасса—город Skoda потребляет примерно 7,5—8 л на 100 км/ч. Если же ездить только в городе, то расход бензина составляет 9—10 л. Машину оценили в $11 600.

Автомобили Skoda сейчас можно назвать чешскими лишь условно. С 1991 года контрольный пакет акций этой компании принадлежит немецкому концерну “Volkswagen”, а с 2000 года он стал единоличным владельцем марки. Обе нынешние модели Skoda — Fabia и Octavia сделаны на базе вольфсбургских автомобилей. Но значит ли это, что, покупая Octavia, вы приобретаете тот же Golf IV, только за меньшие деньги?



Платформа — это своего рода конструктор с набором различных деталей: двигателя, коробки передач, панели пола, лонжеронов и т.д., которые могут совмещаться друг с другом в разнообразных комбинациях. Разработчикам достаточно соединить эти детали, поставить сверху кузов и получить очередной новый автомобиль. Выгода налицо: основные элементы платформ используются в нескольких моделях, что предполагает их более массовое производство, а, следовательно, снижение себестоимости автомобиля в целом. Концерн “Volkswagen”, к примеру, на базе одной платформы под кодовым названием “А” выпускает сразу восемь моделей: Volkswagen Golf, Volkswagen Bora, Volkswagen New Beetle, Audi TT, Audi A-3, Seat Toledo, Seat Leon и Skoda Octavia.



Все прелести кузова

Таким образом, формально Octavia относится к гольф-классу, но чешская машина на 36 см больше пятидверного Golf. Несмотря на то что у них одна колесная база, Skoda длиннее за счет больших свесов. Особенно увеличился задний — он длиннее “гольфовского” на 30 см. Именно из-за длинного багажника автомобиль внешне смотрится как седан. На самом же деле Skoda — самый настоящий хэтчбек. Благодаря своим размерам Octavia занимает промежуточное положение между Volkswagen Golf и Passat, при этом по габаритам чешский автомобиль стоит ближе к последнему. Octavia короче него всего на 16 см.

Дизайн Skoda Octavia полностью создавался в Чехии. По крайней мере, так уверяет производитель. Так это или нет на самом деле, для потенциальных покупателей в сущности не важно. Главное, что кузов получился очень продуманным и сбалансированным, без лишних дизайнерских причуд. Кстати, руководил проектом Дирк Ван Брекель, известный как создатель дизайна Audi 80 Avante и Audi A3. В дизайне есть лишь одна деталь, способная испортить настроение владельцу. Большие фирменные эмблемы, закрепленные спереди и сзади, почему-то очень нравятся шпане — их то и дело отрывают. Цена передней — $10, задней — $8.

У Octavia очень неплохой коэффициент аэродинамического сопротивления — 0,31. Сам же кузов имеет стопроцентную оцинковку. Skoda на него дает 10-летнюю гарантию от сквозной коррозии и 3-летнюю на лакокрасочное покрытие. Еще один привлекательный момент — супербагажник. Он действительно гигантский, особенно если учесть, что автомобиль сделан на весьма компактной платформе. У хэтчбека багажник вмещает 528 л, а если задний ряд сидений сложить, то и все 1328 л. Универсал еще объемнее: 548 и 1512 л.

Новье берем

На вторичном рынке сейчас попадаются уже не только самые первые машины, но и те, что были выпущены после рестайлинга 2000 года. Внешне такие автомобили проще всего узнать по задним фонарям: на старой модификации, выпускавшейся с 1997 по 2000 год, “поворотник” сделан одной белой полосой, а на новой — двумя. Главное же новшество в салоне — изменившаяся панель приборов. Она отличается от старой меньшими размерами козырька и более дорогим материалом. Если раньше салон Octavia можно было обвинить в дешевизне, то обновленные автомобили этого уже не заслуживают.

С самого начала автомобиль выпускается в трех вариантах комплектации. У самой дешевой версии LX спинка заднего сиденья складывается только целиком, а в более дорогих (GLX и SLX) — по частям. Кроме того, в комплектации LX нет даже минимального электропакета. Но зато в обязательном порядке — регулируемая в двух направлениях рулевая колонка, гидроусилитель, а водительское кресло помимо всего прочего можно настроить и по высоте. GLX уже обладает электроприводами зеркал и стекол. Что касается кондиционера, то его ставят в любую версию, но за дополнительные деньги. Стоит это удовольствие около $1000, однако продажную цену подержанной машины поднимает на меньшую сумму. Следовательно, выгоднее сразу искать на вторичном рынке авто с “кондеем”, если такой “прибамбас” вам необходим.

Большое количество регулировок водительского кресла и руля позволяют удобно устроиться за рулем любому водителю. При этом поражает диапазон перемещений — отодвинув сиденье назад до упора, только действительно высокий человек сможет достать до педалей. Зная, что Octavia формально компактный автомобиль, можно ожидать от нее тесноты на заднем сиденье. Это не совсем так. Если водитель привык ездить, полностью вытянув ноги и сильно наклонив спинку, то действительно, свободного пространства для пассажира будет в обрез. Но если сидящий спереди предпочитает обзор с высокой точки, то на заднем диване можно будет закинуть ногу за ногу. Места над головой и водителя, и задних пассажиров вполне достаточно для того, чтобы не упереться в потолок. А вот путешествовать сзади втроем — тесно.

Ветеран и внуки

Skoda Octavia может похвастаться большим выбором двигателей, однако на российском рынке их ассортимент не велик. Самый слабый мотор объемом 1,4 литра (60 л.с.) в нашу страну не поставляется. Наиболее мощный 179-сильный турбоагрегат объемом 1,8 л тоже встречается довольно редко. У нас наиболее распространены моторы объемом 1,6 литра мощностью 75 или 101 л.с. Если поискать, то можно найти и автомобиль с 1,8-литровым турбированным агрегатом мощностью 150 л.с. Все остальные агрегаты, в том числе и дизели, попадаются нечасто.

Наиболее дешевы автомобили с 1,6-литровым мотором мощностью 75 л.с. Этот силовой агрегат, прямо скажем, не блещет современными системами впрыска и не может похвастать выдающимися характеристиками. Но зато он довольно надежен, так как все его “детские” болезни давным-давно вылечены. Понимать словосочетание “давным-давно” нужно в прямом смысле — этот мотор был разработан в... 1973 году! Видимо, конструкция силового агрегата оказалась настолько удачной, что он пережил не одну модель и за все время подвергался незначительным изменениям, помогающим ему вписываться в экологические нормы. Основной же недостаток 75-сильного двигателя — его мощность. Практически все, кто ездил на Octavia с таким мотором, признаются, что для спокойной езды по городу его в принципе хватает, но все же недостаток “лошадок” ощущается довольно часто.

Более свежий 1,6-литровый двигатель выдает уже 101 л.с. Этот двигатель устанавливают на все автомобили концерна “Volkswagen”, для которых он может подойти. Динамика у Octavia с 101-сильным двигателем вполне неплохая. По паспорту разгон до сотни занимает 11,7 секунды, а максимальная скорость равняется 187 км/час.

Интересно, что для каждого мотора в отдельности подбирается свой набор передаточных чисел трансмиссии. Благодаря удачному сочетанию коробки и двигателя Octavia в большинстве случаев показывает себя довольно динамичной машиной, на которой не грех быстро покататься по извилистым дорожкам. Да и прицеп потаскать за собой она не против.

Кормим жабу

Оба 1,6-литровых двигателя при необходимости могут потреблять и 92-й бензин, а также недорогое моторное масло. Правда, увлекаться экономией не стоит. Кстати, о замене масла. Учитывая невысокую стоимость Skoda Octavia, иные владельцы готовы взять ее на самостоятельно обслуживание. Хотелось бы таких любителей предупредить: на некоторых экземплярах со 101-сильным мотором при отвинчивании сливной пробки легко сорвать резьбу. Если это произошло, потребуется замена картера — порядка $130 вместе с работой.

Вообще все запчасти для Skoda Octavia стоят относительно недорого. По крайней мере дешевле, чем на все другие машины концерна “Volkswagen”, чем иногда пользуются владельцы машин других отделений фирмы. Они просто покупают аналогичные детали от Skoda и устанавливают их на свои более престижные модели. То же касается и цен на обслуживание в фирменном сервисе. 101-сильный двигатель почти не требует внимания (замена масла не в счет). Разве что не надо забывать про замену ремня ГРМ. Специалисты “Skoda” уверяют, что его хватает на 90 тыс. км, но российские мастера по традиции сокращают срок службы детали до 50—60 тыс. км. Примерно в два раза чаще замены требуют свечи зажигания, но они на Octavia особой сложностью и дороговизной не отличаются.

Практически не требует забот и трансмиссия. Вообще в подавляющем большинстве случаев Skoda Octavia имеет передний привод и механическую КП, однако есть и полноприводные автомобили, а также версии с “автоматами”. На Octavia с четырьмя ведущими колесами устанавливалась та же схема полного привода, что и на Volkswagen Passat, где крутящий момент передается при помощи вискомуфты Haldex. Проверенный временем “автомат” достался чешской модели тоже от Passat.

Механическая КП время от времени нуждается в регулировке тросика между рычагом переключения и КП. На старых машинах это лучше всего делать при замене масла в двигателе. Цена операции составляет около $13. Разработчики трансмиссии решили, что масло в механической коробке менять не нужно весь срок службы автомобиля. На деле же получается, что смазку обновлять все же приходится, но лишь каждые 100—150 тыс. км. Это связано с тем, что российский климат отличается значительными перепадами температур, что приводит к образованию небольшого количества влаги внутри агрегатов.

Друзья гонщика

Тормоза Octavia очень информативны, однако при выборе автомобиля лучше всего поискать машины с АБС и антипробуксовочной системой, которая работает на скорости до 40 км/час и не дает ведущим колесам буксовать при разгоне. Хотя эта электроника и не самая современная, жалобы на ненадежность систем активной безопасности от владельцев Skoda Octavia практически не поступают.

У автомобилей с 1,6-литровыми моторами сзади барабанные тормоза, в отличие от более мощных версий со всеми дисковыми. Колодки барабанов долговечны и часто переживают рубеж в 100 тыс. км. Передние колодки требуют замены чаще, но и они иногда выдерживают до 45 тыс. км. Можно, конечно, стереть колодки и за 20 тыс. км, но для этого на машине нужно ездить очень агрессивно.

При быстрой езде по прямой Octavia демонстрирует отличную устойчивость. Автомобиль не бросает в стороны, и только после 150 км/час траекторию приходится чуть-чуть поддерживать рулем. В поворотах машина радует водителя четкостью руления и хорошей обратной связью. Автомобиль на деле подтверждает свою спортивную внешность. Что касается плавности хода, то она неплоха, но ею поступились в угоду управляемости.

Подвеска не имеет ярко выраженных слабых мест и первые 50 тыс. км вообще не привлекает к себе внимание. Но и после этого нужно будет вложить в машину совсем немного денег. Например, часто после 50 тыс. км замены требуют задние сайлентблоки и стойки стабилизатора. А вот если Skoda прошла уже 100 тыс. км, то потребуются более серьезные вложения. Могут потребовать замены амортизаторы, шаровые опоры и наконечники рулевых тяг. Амортизаторы лучше поставить фирменные, тем более что стоят они не дороже продукции так называемых “независимых производителей”. В целом затраты на ходовую часть не такие уж и большие, так что даже если и нужно в ней что-то менять, то отказываться из-за этого от покупки не стоит.

СКОЛЬКО СТОИТ ($)

Регламентные работы

Замена

масла в двигателе 10 тыс. км 15

воздушного фильтра 30 тыс. км 5

топливного фильтра 30 тыс. км 5

ремня ГРМ 60 тыс. км 44

Ремонт на фирменной СТО

Замена

амортизатора переднего 70

сайлент-блока 40

стойки стабилизатора 12

передних торм. колодок 15

Цена нормо-часа 25

Оригинальные запчасти

Воздушный фильтр 13

Топливный фильтр 9

Амортизатор пер./зад. 55/70

Колодки тормозные пер./зад. 56/75

Бензонасос 196

Наконечник рулевой тяги 23

Прикуриватель 13

Пыльник ШРУСа нар./внутр. 13/20

Ремень ГРМ 23

Ролик натяжителя ремня ГРМ 42

Шаровая опора 31