НАМ НЕЧЕГО ТЕРЯТЬ. КРОМЕ СОБСТВЕННЫХ ЦЕПЕЙ

Что делать, если дорога к дачному поселку едва просматривается после новогодних снегопадов? Можно развернуться и тронуться в обратный путь, можно отправиться в ближайшую деревню искать трезвого тракториста...

Что делать, если дорога к дачному поселку, какая-то пара километров от бетонки, едва просматривается после новогодних снегопадов? Вариантов много. Можно развернуться и тронуться в обратный путь, можно отправиться в ближайшую деревню искать трезвого тракториста, можно, наконец, самому прокопать себе дорогу садовой лопатой. Но наиболее рациональный путь с точки зрения экономии нервов, сил и средств — обуть на колеса цепи и с комфортом подъехать к самому дому.

Обывателю цепи противоскольжения обычно представляются атрибутом какого-нибудь трактора или тягача-лесовоза. Но раз попробовав эту штуковину на собственной легковушке, редкий водитель остается недовольным. Дело в том, что по заметенной дороге и снежной целине проходимость “подкованного” автомобиля повышается на порядок. Глубина выше бампера становится не проблемой даже для “Жигулей”, а “Нива” вообще способна справиться с метровыми сугробами.



Не запутайся

Ассортимент цепей в магазинах и на авторынках сегодня достаточен для того, чтобы подобрать подходящий вариант — и по размеру, и по цене, и по конструкции. В иной торговой точке обилие цепей просто поражает воображение и даже сбивает с толку. Что выбрать?

Начать стоит, пожалуй, с конструкций. Их немного — всего три. Первая, наиболее простая и распространенная, — “лесенка”, представляющая собой две основные цепи, соединенные большим количеством параллельных перемычек. “Диагональ” — практически то же самое, только перемычки у нее идут зигзагом под углом 45 градусов. Наиболее сложная конструкция — “соты”. Фактически это крупная сеть, состоящая из различных многоугольников.

Главное преимущество “лесенки” — ее дешевизна. Отечественные цепи завода “Металлист”, наиболее часто встречающиеся в торговых заведениях, продаются в Москве по цене от 300 рублей за пару . При этом их выбор достаточно велик, чтобы подыскать комплект практически на любой автомобиль — от “Оки” до УАЗа. “Лесенки” из толстых крупных звеньев очень хорошо ведут себя в глубоком снегу на равнине. Здесь их принцип работы аналогичен принципу колесного парохода. Только роль лопастей играют перемычки. Основных недостатка два — цепи не препятствуют боковому соскальзыванию при езде вдоль обледенелого склона и заставляют машину “подпрыгивать и дрожать” при перемещении по твердой поверхности. Дело в том, что во время движения колесо касается дороги то протектором, то цепью-перемычкой, над этим протектором выступающей.

Первый недостаток могут устранить диагональные конструкции. Их рабочая поверхность состоит из равнобедренных треугольников, работающих как вдоль направления движения, так и поперек. Правда, найти цепи такой конструкции на популярные легковые размеры нам не удалось. Зато на грузовики — сколько угодно. Производство, опять же, российское.

Импортные цепи (буквально все встреченные нами в продаже), сделаны по сотовому принципу. Минимальная цена на изделия безвестного турецкого производителя — около тысячи рублей. Стартовая цена нормальных фирменных цепей начинается с 50 долларов и легко поднимается до 300. Сотовые цепи лишены обоих недостатков “лесенки”. У них в любой фазе вращения колеса контактирует с дорогой не протектор, а металлические звенья, что хорошо для плавности хода, а за счет многоугольных фигур, образованных перемычками, цепь препятствует скольжению автомобиля во всех направлениях.

Правда, в наших подмосковных сугробах многие импортные сотовые цепи, несмотря на все их теоретические достоинства, проигрывают отечественным “лесенкам”. Все дело в величине звеньев. Массивные вериги российских заводов изначально предназначены для использования в снегах. А у европейских изящных конструкций основная задача совершенно иная. Они не должны позволить соскользнуть автомобилю в пропасть на обледенелом серпантине в Альпах. В снегах же им недостаточно “зубастости”. Так что из импортных “сеток” для езды зимой на дачу лучше покупать наиболее крупнозвенные. Впрочем, для этих условий в подавляющем большинстве случаев достаточно и куда более дешевых наших.

Плаваем на крейсере

Эффективность любой цепи будет стремиться к нулю и даже к минус бесконечности, если ее неправильно надеть. А потому первое правило: цепи можно носить только попарно и только на ведущей оси автомобиля. Если ведущие все четыре колеса, идеальный вариант — четыре “подковы”. Можно, правда, ограничиться и двумя, только на передней оси. Проходимость и управляемость машины в принципе не ухудшатся. Задней пары будет не хватать только в двух случаях: когда требуется взять штурмом крутой холм (передняя ось окажется разгруженной и начнет пробуксовывать), либо когда машина засела на целине и требуется выехать назад по своей колее.

Главное правило при езде на цепях — стараться не буксовать. Иначе гребные лопасти превратятся во фрезу и плотно усадят автомобиль на днище. Пробуксовка допустима, только когда машина засела на неглубоком месте и есть шанс добуксовать до твердого грунта, зацепиться за него и выехать. Но все-таки лучше без этого обойтись, так как пробуксовка иногда может окончиться обрывом цепи от удара о грунт. Особенно этот шанс велик, когда цепь плохо натянута. К тому же может соскочить и сама собой. В худшем сценарии после этого цепь намотается на ШРУС, порвет пыльник и заклинит колесо.

Учись натягивать

По степени важности и ответственности процесс надевания цепей, может быть, и уступает укладке парашюта, но ненамного. Именно от него зависит, насколько легко и комфортно вам удастся преодолеть заснеженный участок. Надевать цепи лучше всего на ровной укатанной площадке. Технология проста — разложить “вериги” перед колесами, наехать на них до середины и застегнуть. Самое важное — расправить цепь, чтобы не было никаких перехлестов и вывернутых наизнанку звеньев. Растягивать устройство надо не только в длину, но и в ширину, чтобы боковые цепочки не оказались под протектором. Застегивать надо сначала внутреннюю сторону, затем наружную. Сперва насколько застегнется. Затем, проехав несколько метров по ровной площадке и расправив таким образом цепь на колесе, подтягиваем ее. Если наружная сторона утягивается только на одно звено, внутреннюю можно не трогать, если больше — придется перецепить оба крюка.

Теперь еще одна проверка. Перед тем как ринуться на покорение целины, покатайтесь по укатанному снегу и убедитесь, что цепь сидит ровно и нигде не провисает. Надо подтянуть еще — не ленитесь. Все в порядке — значит, поехали! Что, хорошо едем? Только скоростью не увлекайтесь. Больше 40 км/ч на цепях гонять нельзя. Впрочем, на занесенной дороги до этой цифры все равно разогнаться не удастся. А потом, после выезда обратно на асфальт, не забудьте снять цепи, сложить в чехол, а дома — помыть и высушить.

НАШИ ЭКСПЕРТЫ

Игорь ПЛИЕВ,

заместитель генерального директора НАМИ по направлению “спецавтомобили”:

— Цепи противоскольжения выпускаются отечественными производителями в соответствии с ТУ 12.0173856.001—86, разработанными в 1986 году нижегородским предприятием “Красный якорь”. Изготавливаются цепи из стали-2: материала с термоупроченным напылением, позволяющим выдерживать повышенный износ металла при контакте с твердой поверхностью. Гарантийный пробег таких цепей — 1,5 тыс. км, реально же в негодность они приходят через 3—4 тыс. км.

Цепи надевают на горных перевалах или снежной целине, причем надевать их имеет смысл только на ведущие колеса. В России ими пользуются в основном грузовики, среди легковых автомобилей такие устройства не получили распространение даже у жителей горных мест. А в Европе вас не пустят в горы без цепей, потому что вы станете источником опасности для других. Шипованная резина там запрещена как разрушающая дорожное покрытие.

У наших автолюбителей есть основания избегать цепей по ряду причин. Ехать на них можно со скоростью 20—40 км/ч, не больше. Цепи создают дисбаланс колес, поэтому при превышении допустимой скорости возникают перегрузки полуосей и их преждевременный износ. Кроме того, из-за того же дисбаланса на колесах постоянно раскручиваются гайки. Колеса грузовиков легче переносят дисбаланс благодаря своей массе.

Установка цепей влечет за собой повышение расхода топлива на 5—50% в зависимости от вида цепи: чем больше поперечных звеньев и толще пруток, тем больше расход. Износ шин повышается незначительно. Зато коэффициент сцепления с дорогой увеличивается на 30—70%.