«МАЛЕНЬКИЙ МУК»

Обычно от премьеры в Европе до поступления машины на российский рынок проходит от 6 до 9 месяцев. Но вот Opel Zafira мы ждали целых два года.

Обычно от премьеры в Европе до поступления машины на российский рынок проходит от 6 до 9 месяцев. Но вот Opel Zafira мы ждали целых два года. Компания “General Motors” никак не решалась на продажи авто в нашей стране, и лишь после того, как миниатюрный вэн, вмещающий аж семь человек, стал абсолютным лидером продаж в Европе, фирмачи сообразили, что и у нас на это средство передвижения будет спрос.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Габариты (мм) 4317х1742х1684

Диаметр разворота (м) 10,65

Объем багажника (л) 150/600/1700

Масса снаряж./полная (кг) 1465/1990

Размер шин 195/65 R15

Расход топлива (л/100 км) 12,2 (средний)

Разгон до 100 км/час (с) 10,0

Максимальная скорость (км/ч) 200

Максимальная мощность (л.с.) 147

Запас топлива (л) 58

Бензин А-95 (можно А-92)

Цена испытываемого авто ($) 23 775

Всегда приятно, когда на твою (пусть даже временно) машину заглядываются окружающие и расспрашивают о ее достоинствах и недостатках. Если автомобиль заинтересовал и заинтриговал — значит, на рынке произошел определенный перелом. Никто из любопытствующих не хотел верить, что при скромном, на взгляд, объеме машины и ее габаритах в ней умещается семь пассажиров. Но именно в этом вся фенька. Zafira нельзя сравнивать ни Mitsubishi Space Wagon (он значительно больше), ни с Renault Scenic (“француз”, как и его “соплеменник” Citroen Picasso, все-таки не минивэн, а легковушка), ни с ближайшим конкурентом Honda Stream — он стоит на несколько порядков выше. Opel Zafira уникален по целому ряду составляющих, хотя внешне похож на Mazda Primacy.

Во-первых, специалисты GM ответили на вопрос, над которым многие годы мучились конкуренты: как разместить семь человек в минимуме объема. Для американцев такой проблемы никогда не существовало — третий ряд сидений просто вынимался и ставился в гараж или подвал дома. В Европе все по-другому. Ну куда ты потащишь дополнительные два “стула” — на балкон или в подсобку квартиры на девятом этаже? У Opel Zafira все просто и даже гениально — третий ряд укладывается в пол багажного отделения, и на всю операцию вы тратите не более 30 секунд. Mercedes Vaneo почти отдыхает по сравнению с Zafira в плане трансформации салона. Система трансформации (она даже получила собственное название — “Flex 7”), позволяет варьировать объем багажника от 150 до...1700 литров (для сравнения: новой Opel Omega Caravan позволяет добиться 1800 литров).

Zafira — это почти Opel Astra: те же фары, те же внутренности, тот же движок мощностью 2,2 л (147 л.с.) (от Astra Coupe), почти та же габаритная длина. Но тут мы подходим к одному из главных факторов, с помощью которого Zafira побила многих конкурентов. Это цена. Популярности минивэнов у нас на родине мешали их пугающие габариты и достаточно высокие цены. Если в Европе стоимость семейного авто в 20—25 тыс. никого не пугает, то у нас это целая проблема. Space Wagon от японцев — за 27 000, Honda Stream — в том же диапазоне. За базовую же Zafira с движком 1,8 (125 л.с.), что вполне приемлемо, просят всего $19 000. Козыри, как говорится, налицо.

Но и это еще не все. Машина оснащена кондиционером в стандартной комплектации, а у “богатой” версии имеются еще и легкосплавные литые диски, CD-плейер, 4 подушки безопасности (2 — в сиденьях первого ряда) и даже круиз-контроль, с которым многие наши соотечественники пока не в ладах, считая эту опцию развлечением или излишеством. Поверьте, это не так, причем круиз в Zafira совсем не такой, как у “американцев”. Вы можете запрограммировать заданную скорость, и она останется таковой даже после нажатия педали газа на ускорение (за океаном на машинах любое нажатие на любую педаль означает отмену контроля над скоростью). Еще одна деталь, которая бросается в глаза, — так называемое фиолетовое лобовое стекло, препятствующее ослеплению от фар встречных автомобилей или яркого солнца. До сих пор такой “ветровик” имелся лишь на навороченных “мерсах” и Opel Omega в топовой версии.

Внешний облик авто скромен и лаконичен, как, впрочем, и интерьер.

Посадка джиповая — очень высокая, и водительское сиденье даже в самом его высоком положении позволяет без проблем разместиться за рулем человеку ростом 190 см и выше. Места над головой — в избытке.

А вот подлокотник в версии “механика” явно лишний — опустив его, очень неудобно управлять коробкой. На “автомате”, думаю, ситуация совсем иная. Обзор почти идеальный, в отличие от седанов, выпускаемых под маркой Opel, боковые зеркала позволяют обходиться без центрального салонного.

Двигатель работает как часы. Но особенно хорошо он тянет в диапазоне от 2-й до 4-й передачи. Заводится даже на 30-градусном морозе без проблем, хотя Opel Zafira все-таки на таком холоде проявил все “болячки” от модели Vectra. При запуске двигателя начинает свистеть вентилятор, не переводится в иное положение рычажок переключения направлений воздуха и глючит информационный дисплей. К нему в данной опции есть и другие претензии: если уж у машины имеется круиз-контроль, то почему на компьютере нет таких функций, как демонстрация остатка бензина в баке и средний расход топлива. А вот именно с этим у Zafira проблема. По паспорту в городе она кушает 12,2 л. Но сколько бы я ни замерял, меньше 15 литров не получалось. У меня на Vectra 2,0 л с “автоматом” даже зимой потребление бензина не дотягивает до 14 литров на “сотню”.

Помимо лютых морозов нам пришлось встретиться еще и с обильными снегопадами. И вот тут управляемость оказалось не на высоте. В снегу машину, обутую в самую навороченную шиповку “Gislaved Nord Frost II”, бросает из стороны в сторону, и однажды мне все-таки не повезло. Резкий газ — и правое колесо оказалось в глубоком снегу. Хорошо, что минут через 15 мимо проезжал джип, без труда вытащивший меня из сугроба. Потом его хозяин, цыкнув языком, сказал очень много теплых слов в отношении Zafira и подитожил: “Была бы семья побольше, точно купил бы себе такую “игрушку”.

Нельзя не отметить и еще один минус минивэна. В отличие от “японцев”, на которых довелось поездить в прошлом году, правый бок почти “слепой”. Въехать в гараж передним ходом мне (признаюсь честно) с первого ряда не удалось ни разу за 10 дней испытаний.

...И самое последнее на сегодня. Межсервисный интервал для Zafira модельного 2003 года (а именно такие будут поставляться в Россию) составляет теперь 30 тысяч км пробега, или один год — как для Vectra нового поколения.



ЗЕФИР В ШОКОЛАДЕ

Компания “General Motors” выбрасывает на российский рынок новый минивэн — самый дешевый из всех представленных сегодня в нашем отечестве. Исключая, конечно, микровэны, например, от “Hyundai”, активно продвигаемые дилерами этой южнокорейской фирмы.

Главное достоинство Opel Zafira — много пространства за относительно небольшие деньги (около 19000 долларов за базовую версию). Причем его объем “опирается” на современную конструкцию, оптимально подогнанную к реалиям среднестатистической семьи — как по количеству ее членов, так и по материальным возможностям (по крайней мере у нас в России). Это, согласитесь, подкупает. Высокая посадка, пять полноценных мест плюс два в запасе (в чреве багажного отсека). В салоне свободно до неприличия. Заднее сиденье — диван, да еще и ноги можно вытянуть. При сложенном втором ряду кресел багажный отсек вмещает пожитков объемом в 1700 литров. Кстати, вполне вольготно можно расположиться и на паре дополнительных сидушек, хотя и не очень крупным пассажирам. Немного сложноватым показался алгоритм их приведения в рабочее состояние, но на это, скорее всего, конструкторы пошли ради сохранения некоторой компактности кузова. Открыв любую из дверей (их к тому же можно распахнуть чуть ли не на 90 градусов), спокойно опираешься ступней на мощную подножку и входишь — да-да, именно входишь, а не влезаешь, как у легковушки, — в салон. Панель приборов внушительная, информативная и в то же время довольно простая: любую кнопку находишь без труда и сразу понимаешь ее предназначение. Лично мне очень понравились ролики включения подогрева передних сидений, выполненные в виде колесиков с пятью (!) режимами нагрева. Правда, отсутствует “настройка” руля, но из-за вертикальной регулировки водительского сиденья “подъехать” к нему не сможет разве что ленивый. Подлокотник же между передними креслами показался даже лишним — мешал пользоваться “ручником”. Да педаль газа почему-то уехала под центральную консоль — в валенках “топтать” ее будет неудобно.

В движении Zafira оказалась не менее интересной. Во-первых, 2,2-литровый двигатель мощностью 147 л.с. разгоняет минивэн, больше похожий на универсал повышенной вместимости, до сотни за 10 секунд. Принадлежность к минивэну выдают только дополнительные треугольные окошечки перед боковыми зеркалами, визуально “раздувающие” внешний объем автомобиля. Механическая коробка передач с длинной третьей скоростью, легкие педали управления, “пухлый”, острый руль — что еще нужно для передвижения в городских потоках, впрочем, как и на сегодняшних трассах! Неплохая управляемость завершает теплые впечатления от вождения подобной машиной. Иногда, правда, система АБС при торможении досаждала своей “заумностью”, а больше, пожалуй, никаких сложностей не возникало.

Разочаровал только расход топлива: при относительно небольшом рабочем объеме мотора он составляет около 15 литров вместо заявленных 12,5 (хотя морозы стояли трескучие, а значит, и бензина нужно было побольше). И все-таки “прожорливой” оказалась Zafira, если ездить одному на работу. Сегодня россияне вынуждены экономить на топливе, поэтому лучше использовать автомобиль на полную катушку — возить всех родственников куда им заблагорассудится, благо места предостаточно.