ЗИМА. НИКТО НЕ ТОРЖЕСТВУЕТ

А вот обучаться легче зимой. Ходынка покрыта льдом и снегом. Красота! Проблемы начинаются уже на второй передаче — на голом-то льду...

А вот обучаться легче зимой. Ходынка покрыта льдом и снегом. Красота! Проблемы начинаются уже на второй передаче — на голом-то льду... Чтобы вызвать занос на асфальте, скорость должна быть гораздо выше. Стабилизировать авто легче и гораздо безопаснее на снегу или на льду, чем на чистой дороге.

Первая просьба инструктора

Инструкторы убедительно просят: не используйте на дорогах общего пользования элементы спортивной езды! Эти приемы даются только как упражнения для ориентировки водителя при вращении автомобиля, адаптации к скольжению. Кроме того, при стабилизации машины сразу видны недостатки техники руления.

С ее повторения и начинается зимний курс в школе “Audi-guattro”, под руководством Геннадия Брославского. Затем повторяем из летнего курса устойчивое положение автомобиля. Это “змейки” с переменным шагом, дуги разного радиуса. Если все делать как летом, то есть оттормаживаться до поворота, не забывать про тягу с поворотом руля, то автомобиль будет устойчив. При прочих равных условиях самой распространенной ошибкой может стать превышение скорости. Ее хоть раз совершает каждый из нас, неправильно оценив дорожное покрытие, что приводит к неприятным ситуациям.

Например, снос передней оси. При его возникновении сбрасываем газ и распускаем руль (отворачиваем его от поворота). Тогда передние колеса зацепляются за дорогу, а задние продолжают скользить — возникает занос. Прибавляем газ плавно, и машина начинает двигаться внутрь поворота. Даже в небольшой дуге несколько раз возникают и снос, и занос. Здесь важно преодолеть психологический барьер. Машину сносит все дальше от поворота — хочется довернуть ее, но все без толку: колеса не слушаются. Вот когда распустим руль — они войдут в зацепление с дорогой. Тогда и есть смысл рулить в сторону поворота.

При сбросе газа в повороте возникает занос. Чтобы его убрать, плавно нажимаем педаль акселератора и выравниваем машину. Если опоздаем, автомобиль раскачает, и “поймать” его будет сложнее.

При выполнении контраварийных действий надо знать особенности поведения различных видов привода. Задний дает автомобилю избыточную поворачиваемость, и он больше подвержен заносу, чем сносу. Надо аккуратнее обращаться с педалью газа: занос наступает как при сбросе, так и при передозировке. Придется работать рулем на опережение — выкручивать колеса в сторону заноса. Возвращаем руль в момент начала стабилизации, иначе получим так называемый динамический хлыст и занос в другую сторону. Он будет резче, чем первый. Если ошибка накапливается, машина начнет вращаться...

Передний привод управляется легче, чем задний. При минимальных углах необязательно поворачивать руль в сторону заноса — достаточно добавить тягу. Если занос достаточно сильный, то, как и на заднем приводе, поворачиваем руль в сторону заноса и плавно добавляем газ. При резком нажатии педали передний привод вместо стабилизации вызовет недостаточную поворачиваемость, и начнется снос из-за букса передних колес.

Полный привод уходит в занос как при передозировке газа в повороте, так и при сбросе, но только на скорости раза в полтора выше, чем монопривод. На разных марках распределение межосевого дифференциала разное — это надо иметь в виду.

Впереди — зад

А теперь то, зачем некоторые и приходят в школу: полицейский разворот. Разгоняемся задом, выжимаем сцепление, резко выворачиваем руль до упора. Передняя ось соскальзывает, и машина начинает вращение. После поворота на 90 градусов начинаем возвращать руль в исходное положение и одновременно включаем переднюю передачу. Добавляем газ — машина пошла вперед. Автомат не выносит быстрого переключения реверса на драйв, поэтому этого лучше не делать: коробка выйдет из строя.

Разворот на 180 градусов передом. Разгоняемся, выжимаем сцепление, резко поворачиваем руль, выдергиваем ручник. Задние колеса блокируются, автомобиль разворачивает, отпускаем ручник, выравниваем руль, прибавляем газ. Вообще-то ручник служит стояночным тормозом. На спортивных машинах на нем отсутствует кнопка, и движение занимает доли секунды. На своем автомобиле вы, во-первых, не успеете его вовремя отпустить из-за той же кнопки. А во-вторых, из-за нее же в спешке не отпустите до конца. Где вас искать потом?

Если автомобиль завяз в снегу — раскачиваем его вперед-назад внатяжку (то есть с минимальной подачей газа, без пробуксовки). Колеса должны стоять ровно. Многие пытаются добавить газ — колеса буксуют, авто зарывается в снег еще глубже... Коробка-автомат для раскачки не годится. Там нельзя быстро переключать реверс на драйв и наоборот. Можно раскачивать из стороны в сторону при попытке тронуться. Какое-нибудь колесо при этом зацепится.