КАК РАЗВОРОВАЛИ «АВТОВАЗ»

Все сделки представляли крупные аферы, в которых участвовали даже некоторые бывшие руководители “АвтоВАЗа”. После того как общее дело о хищениях с “АвтоВАЗа” разбили на несколько отдельных дел, следствие заметно продвинулось вперед.

Все сделки представляли крупные аферы, в которых участвовали даже некоторые бывшие руководители “АвтоВАЗа”. После того как общее дело о хищениях с “АвтоВАЗа” разбили на несколько отдельных дел, следствие заметно продвинулось вперед.

Хитрый экспорт

Одно из новых дел касается 80 автомобилей, которые “АвтоВАЗ” вполне официально отдал небольшой немецкой фирме “ЕвроЛада Гмбх”. Этой компанией руководит некто Михаил Михайлов. В сделке участвовала еще одна фирма — “РигасЛада”. Именно она должна была перевезти все автомобили в Германию через Ригу. Однако машины до Европы так и не добрались. Фирма-экспедитор, как и было договорено между сторонами, направила машины в рижский порт. Но, когда они туда прибыли, неожиданно выяснилось, что все авто оказались перепроданными “ЕвроЛадой” другой компании — СП “РуссоБалт”.

Таким образом, все авто очутились на складе-стоянке в Себеже Псковской области, принадлежащему последней фирме-покупателю. Через несколько дней в этот городок приехали несколько человек и предъявили документы, по которым следовало, что “РуссоБалт”, в свою очередь, сдал все восемь десятков авто на реализацию сразу нескольким московским фирмам. Поскольку предъявленные документы сомнений у сотрудников стоянки не вызвали, товар гостям передали без проблем.

У правоохранительных органов такая необычная цепочка сразу вызвала подозрения. Когда следователи вплотную занялись этим делом, выяснилось, что документы — поддельные, но к тому моменту все 80 автомобилей уже разошлись через столичную фирму “Шарво”. Вырученные деньги сразу оказались на счетах в офшорах — на Кипре и в республике Науру. Но, что самое примечательное, — автозавод на этой сделке ни копейки не заработал: автомобили считаются похищенными...

Следователи выяснили, что за этой историей стоит некий предприниматель Константин Коноваленко. Именно ему подконтрольна компания “РуссоБалт”, ему же принадлежит кипрская фирма “Алгейт”, на счета которой и поступили вырученные от продажи авто деньги. Еще один фигурант этого дела — Дмитрий Головин, ведавший финансовой стороной мошенничества. После того как деятельностью “бизнесменов” заинтересовался Следственный комитет МВД, они перестали появляться на работе и дома. Сейчас господа “предприниматели” числятся в розыске. А пока правоохранительные органы раскручивают еще одно дело о реэкспорте автомобилей с “АвтоВАЗа”. Мошенники использовали практически ту же схему, но в качестве порта-прикрытия выступал Таллинн. По предварительным данным, по этому “каналу” было проведено не менее 2 тыс. автомобилей. Только вместо Европы они также оказались в России, а точнее — в Бурятии, свободной экономической зоне, где и были проданы местным жителям. На разнице между отпускной и продажной ценой автомобилей преступники заработали свыше 7 миллионов долларов!

Новороссийские «челноки»

Другое дело о мошенничестве связано с известным предпринимателем, бывшим начальником управления внешних рынков “АвтоВАЗа” Олегом Абрамовым, в настоящее время скрывающимся в Швейцарии. Схема, по которой реэкспортные авто снова оказывались в России, получилась у него довольно оригинальной.

В начале 90-х автозавод по контракту с арабской фирмой “Маннай Корпорейшн” отправлял в жаркий регион более 15 тысяч машин ежегодно. Повторимся, что в то время предприятие переживало нелегкие времена. Однако зарубежных бизнесменов этот факт особо не волновал: если контракт подписан, то он должен тщательно выполняться. Поэтому из Новороссийска суда с экспортными машинами регулярно отправлялись заказчику. Этим-то и воспользовались оборотистые злоумышленники. Абрамов и его подельник Олег Ульянченко создали экспедиторскую фирму “Интранс”, которая по договору с “АвтоВАЗом” должна была получать и хранить отгруженные заводом машины.

Через некоторое время Абрамов в Великобритании зарегистрировал две фирмы — “Евроимпекс” и “Браунерт”, от лица которых фрахтовал суда.

Не будем вдаваться в детали дела — суть мошенничества заключалась в том, что экспортные автомобили оформлялись как отправленные в “Маннай Корпорейшн”. Но, естественно, туда не поступали. Их грузили на судно, которое якобы следовало в порт заказчика. Затем корабль с грузом выходил в море, где плавал несколько часов в международных водах. Затем возвращался обратно и разгружался на другом причале. Разумеется, все сопроводительные документы на груз менялись и автомобили уже считались собственностью компаний “Евроимпекс” и “Браунерт”.

По новым документам машины прибывали из... Европы для продажи в России. Таким способом, выяснили следователи, в адрес “Маннай Корпорейшн” отгрузили в общей сложности 1457 автомобилей! Несколько лет назад отпускная цена ВАЗа составляла порядка 3,5—4 тыс. руб., а продавались авто по 5—6 тыс.

Весь навар Абрамов и Ко положили себе в карман. Кстати, причал по соседству с новороссийским портом арендовала фирма, которой руководила супруга Ульянченко. К нему и съезжались покупатели со всего юга России. Выручка от продажи машин оседала на счетах подконтрольных Абрамову фирм в Швейцарии.

Вскрылось это мошенничество случайно. Можно сказать, что фигурантов сгубила жадность. Как-то раз в адрес автозавода поступило письмо, в котором владелец “Маннай Корпорейшн” интересовался, почему предприятие не отгружает его компании автомобили, за которые уже уплачены деньги.

На “АвтоВАЗе” сильно удивились — там отправляли все авто точно в срок, согласно договору. Переписка закончилась, когда неожиданно выяснилось: некое судно с автомобилями по документам совершило за сутки... два рейса подряд из Новороссийска в Александрию. Вот тогда-то на предприятии поняли: к их соглашению с арабом “прилипли” посторонние. Сейчас они — в шоколаде, чего не скажешь про автогигант...