Сомнительные рекорды ВАЗа

“АвтоВАЗ” издревле “славится” качеством своей продукции. Владельцу новой машины от флагмана отечественного автомобилестроения приходится еще немало сделать для того, чтобы безопасно чувствовать себя за рулем легковушки.

“АвтоВАЗ” издревле “славится” качеством своей продукции. Помимо обязательной протяжки всех резьбовых соединений владельцу новой машины от флагмана отечественного автомобилестроения приходится еще немало сделать для того, чтобы уверенно и безопасно чувствовать себя за рулем легковушки. Порой исправить бракованное транспортное средство не под силу ни одному мастеру.

В начале декабря 2000 года Евгений Подругин приобрел в магазине ООО “Тасмана” новенький фиолетовый ВАЗ-21053. Автомобиль прошел положенную предпродажную подготовку, и его состояние не вызывало нареканий со стороны покупателя. Идиллия закончилась довольно быстро. Проблемы с “Жигулями” начались уже на пятый день эксплуатации. У “пятерки” забарахлил стартер. Дальше — больше: число обнаруживших себя неисправностей росло с каждым днем: вскоре застучала коробка передач, стала подводить передняя подвеска, а на кузове в нескольких местах появились странные пятна.

Первый блин комом

Евгений обратился в гарантийную мастерскую, где ему предложили дождаться первого ТО через три недели после покупки машины. Все-таки “Жигули” худо-бедно, но ездили. В прекрасно известном всем столичным владельцам ВАЗов сервисном центре “Северянин-АвтоВАЗ” на северо-востоке Москвы с пониманием отнеслись к проблемам Подругина. Правда, признались, что шумы в КП к гарантийным случаям не относятся, и предложили устранить их за дополнительную плату. В итоге герой нашего рассказа уехал из “Северянина” несолоно хлебавши, а “пятерка” продолжала разваливаться на глазах. На 10-й тысяче километров пробега по гарантии заменили бензонасос, на 12-й тысяче — стартер. Спустя 400 км после второго ТО в марте содержание окиси углерода (CO) в выхлопе резко выросло до 15%! Затем настал черед сцепления, распределителя, прокладки нижней крышки КП. В общем, к 17 тысячам километров в конце апреля 2001 года странички для отметок о проведенном ремонте в сервисной книжке закончились. В “Северянине” заботливо вклеили в документ обрывок тетрадного листочка для дополнительных записей. Как в воду глядели! В середине мая пришлось устанавливать новые личинки дверных замков взамен отказавших старых, а спустя еще пару недель — делать правую полуось. Причем уже не в “Северянине”, а в центральном московском вазовском техцентре в Строгине. Надо ли говорить о том, во что превращается жизнь хозяина подобной, иначе не назовешь, самоделки? Во-первых, шок — от нового автомобиля, пускай и отечественного производства, такого поведения не ожидаешь. Во-вторых, полная неопределенность. Смогли бы вы каждый день садиться за руль без уверенности в том, что доедете до места назначения, как бы близко оно ни находилось? Еще раз подчеркну: “пятерка” прошла предпродажную подготовку, что подтверждается подписью инженера и печатью автосалона, а также заводской контроль качества.

Терпение северянинских мастеров лопнуло в июне 2001-го. Они просто... отказались обслуживать злополучный автомобиль в связи с нехваткой бесплатных запчастей, а на самом деле, осознав полную безнадежность этой “пятерки”. В Тольятти в ответ на запрос Евгения о том, где ему осуществлять гарантийное обслуживание, предложили обратиться в “Строгино-Ладу”. Подругин пригнал “Жигули” на сервис и оставил их там на 10 дней, чтобы специалисты полностью устранили все неисправности. На одометре ВАЗа значилось чуть более 20 тысяч километров. К удивлению автовладельца, вернуться за машиной ему предложили уже на следующий день. В “Строгино-Ладе” ограничились лишь выпрямлением крышки багажника. Фактически слесари расписались в своей беспомощности. Еще раньше друзья советовали Жене потребовать обмена транспортного средства на новое. Теперь об этом заговорили и представители завода. К тому моменту салон “Тасмана” уже прекратил свое существование. Договариваться о замене “пятерки” было необходимо непосредственно с “АвтоВАЗом”. Вопрос пришлось решать с помощью служителей Фемиды. В сентябре судья Преображенского межмуниципального суда постановил удовлетворить иск автомобилиста. “Строгино-Лада” предоставило в распоряжение Подругина новый ВАЗ-21053. Причем дополнительное оборудование (сигнализация, магнитола и т.д.) из старой “пятерки” фирмачи оставили себе. Дескать, в подобных случаях потребитель должен нести убытки.

Шило на мыло

В своем гараже Женя загнал новую машину на эстакаду — все днище оказалось в масле. Мастера сервисного центра подтвердили подозрение водителя о течи в сальнике коленвала. Недостаток устранили, но “Жигулям” это не помогло. Система смазки оказалась полностью несостоятельной. Первая отметка о гарантийном ремонте появилась в сервисной книжке на 800 км пробега. Следующая — на 1150-м. Речь шла о прокладке масляного насоса. Естественно, в документе содержалась отметка о предпродажной подготовке. Сверившись с заказом-нарядом на машину, Евгений обнаружил, что она не проводилась. Следом за прокладкой на 2570 км отказал редуктор заднего моста. В начале декабря 2001-го на 6130 км его пришлось менять, а заодно чинить рабочий цилиндр сцепления и менять втулки амортизатора, и это еще не все. Ситуация усугублялась традиционным дефицитом бесплатных гарантийных запчастей. Нужной детали приходилось ждать по нескольку недель. Регулярные ТО не помогали. Ведь изначально бракованный автомобиль не может в одночасье превратиться в чудо техники.

В Строгине добровольно менять машину отказались, и в конце года в Преображенский суд поступил очередной иск от Подругина с требованием предоставить в его распоряжение другую легковушку. Судья Чепрасова в январе 2002-го назначила автотехническую экспертизу за счет ответчика с целью установить справедливость претензий истца. Полный перечень недостатков, выявленных последним в ходе эксплуатации второй “пятерки”, занял едва ли не половину печатной страницы. Чего здесь только нет! Всевозможные шумы из различных узлов и агрегатов “Жигулей”, нарушения геометрии кузова, нестабильная работа двигателя, затрудненное переключение КП и многое другое. “Строгино-Лада” сэкономило на исследовании в НАМИ и добровольно сочло обоснованным значительную часть утверждений автовладельца . Однако ввиду того, что все поломки являются следствием заводского брака, судья признал ответчиком не техцентр, а непосредственно головное предприятие — ОАО “АвтоВАЗ”. В результате 27 июня прошлого года измученный автомобилист получил уже третье по счету транспортное средство.

Деньги в студию!

Но и в этот раз Подругину не повезло — коробка передач вскоре потребовала замены. Терпение водителя лопнуло, и он, не дожидаясь второго ТО, решил расторгнуть договор с “АвтоВАЗом” и вернуть потраченные на ветер деньги. На последней “пятерке” автомобилист проездил лишь 17 тысяч километров. Судья в который раз согласилась с исковым заявлением Евгения и 15 октября постановила взыскать с завода 104 тысячи рублей, заплаченные за машину. Решение вступило в законную силу 28 октября. В Тольятти обязали урегулировать конфликт автоцентр “Строгино”. Исполнительные листы на заводе получили в середине ноября, но в установленный законом пятидневный срок никто с автовладельцем не рассчитался. Бракованные же “Жигули” он пригнал на СТОА еще в начале декабря, но свои кровные увидел только под Новый год.

... Эта история прекрасно иллюстрирует отношение ОАО “АвтоВАЗ” к своим клиентам. В то время как представительства зарубежных фирм в России предоставляют покупателям своих машин беспрецедентные гарантийные условия и европейский уровень обслуживания, ВАЗ мучительно изживает в себе советское прошлое. Пока, как видно, без особого успеха. К сожалению, ожидать стремительного прогресса в данном направлении не приходится. При нынешнем уровне доходов населения позиции Тольятти на автомобильном рынке останутся незыблемыми еще не один десяток лет. Достойной альтернативы в той же ценовой нише продукции “АвтоВАЗа” нет. Потребителям приходится мириться и с низким качеством выпускаемых на Волге транспортных средств, и с во многом фиктивной гарантией. Не зря ведущие дилеры ВАЗа уже давно предлагают за дополнительную плату обзавестись фирменной, зато надежной гарантией. Уж им-то прекрасно известны манеры и реальные возможности представителей завода.