1431

Лужкову грозит крупный штраф

Виктор ПОХМЕЛКИН, пожалуй, единственный из депутатов Госдумы, последовательно отстаивающий права водителей. Сегодня известный либерал отвечает на вопросы корреспондента “МКмобиля” Алексея ДЕВИНА.
Поделиться

Виктор Похмелкин, пожалуй, единственный из депутатов Государственной думы, последовательно отстаивающий права водителей. Причем не только на словах, но и на деле. Сегодня известный либерал, один из самых видных представителей демократических сил, отвечает на вопросы корреспондента “МКмобиля” Алексея ДЕВИНА.

Виктор Валерьевич, вы успешный публичный политик, в Госдуме работаете в комитете по законодательству. Относительно недавно создали “Движение автомобилистов России”. Для вас это дополнительная ответственность, хлопоты, обязательства. Зачем?

— По статистике, в каждой третьей российской семье есть автомобиль. Пускай не шикарная иномарка, а простые “Жигули”, но их число постоянно растет. На водителей оказывается давление со стороны моих коллег-законодателей, налоговых и правоохранительных органов. Они практически не защищены перед лицом представителей различных ветвей власти. Именно поэтому я решил поставить свой богатый опыт на стражу интересов автовладельцев.

Хочу подчеркнуть, что ДАР преследует политические цели. Мы не являемся адвокатской конторой. Моя работа в Госдуме дает возможность выступать с законодательной инициативой и предлагать лучшие пути решения назревших проблем. Вспомните, например, историю с принятием нового Кодекса РФ об административных правонарушениях. Единственные главы, содержание которых бурно обсуждалось в СМИ, были посвящены наказаниям за несоблюдение Правил дорожного движения. Во многом моими стараниями удалось придать им благообразный вид, исключив самые одиозные положения.

— Что представляет собой ДАР: это общественная организация, членство в которой доступно всем желающим, или закрытая лоббистская структура?

— ДАР — общественно-политическое движение, созданное на основании действующего законодательства об общественных объединениях. Вступить в ДАР может любой гражданин страны, признающий наш устав и готовый оказывать активную поддержку нашим начинаниям. Регион проживания, наличие водительских “прав” и собственного транспортного средства значения не имеет.

Успеть до выборов

— Какие цели поставило перед собой “Движение автомобилистов России” в 2003 году?

— Во-первых, мы постараемся перенести на июль 2004 года вступление в силу закона “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”. Получив отсрочку, предпримем попытку внести в документ существенные исправления, направленные на защиту прав и кошелька автовладельцев.

Во-вторых, не допустим изменений в КоАП РФ, лоббируемых отдельными сторонниками Госавтоинспекции. Речь идет о возрождении эвакуаторов, балльной системы учета нарушений ПДД, законодательном закреплении инструментального контроля при техосмотре.

В-третьих, я внес в Государственную думу проект закона “О внесении изменений и дополнений в закон “О безопасности дорожного движения”. Также предлагаю значительно сократить количество машин, оборудованных специальными световыми и звуковыми сигналами, и полностью ликвидировать так называемые флажковые и синие милицейские регистрационные номерные знаки. Члены профильного комитета по безопасности Госдумы поддержали эту инициативу. По плану работы нижней палаты парламента первое чтение документа намечено на середину марта 2003-го.

В-четвертых, мы надеемся окончательно избавить водителей от техосмотра с приминением средств технической диагностики, как бы его ни называли в прессе и ГИБДД. Наконец, будем бороться с сепаратизмом и нарушениями Конституции России главами регионов. Сейчас я оспариваю законность февральского постановления столичного правительства “О дополнительных мерах по обеспечению пропускной способности улично-дорожной сети г. Москвы при проведении общегородских мероприятий”, предусматривающего принудительное перемещение неправильно припаркованных, по мнению чиновников, машин.

— Ваше “Движение…” примет участие в выборах в Государственную думу?

— Естественно. ДАР готовится участвовать в выборах в блоке с различными политическими партиями не только под лозунгами о защите прав водителей и автовладельцев, но и остальных участников движения — пешеходов и пассажиров общественного транспорта.

— С кем вы собираетесь объединяться?

— Пока я не готов ответить на ваш вопрос, так как консультации с потенциальными соратниками еще не закончены. Разумеется, это будет союз прогрессивных политических сил, объединенных идеей борьбы за права человека и гражданина.

Мэр под ударом

— Поговорим о вашем обращении в Генеральную прокуратуру, касающемся упомянутого выше постановления за подписью Юрия Лужкова. Какие доводы вы приводите против этого документа?

— Я направил аналогичные по содержанию депутатские запросы генеральному прокурору Владимиру Устинову и полномочному представителю президента страны в Центральном федеральном округе Георгию Полтавченко. В письме обращаю внимание чиновников на то, что данное постановление правительства Москвы противоречит целому ряду общероссийских законодательных и нормативных актов.

Согласно ПДД, машину нельзя ставить на прикол только в отмеченных определенными дорожными знаками местах. Запрещать парковать автомобиль там, где они отсутствуют и, следовательно, стоянка разрешена, — абсурд. Во всех странах мира, в том числе и в России, административное законодательство построено на прямых запретах. Например, нельзя переходить улицу на красный сигнал светофора или ездить на автомобиле со скоростью, превышающей установленный ПДД максимум. Примечание к ст. 12.19 КоАП РФ гласит, что даже в случае нарушения правил стоянки и остановки транспортных средств, порядка пользования муниципальными, коммерческими или иными парковками запрещается применение блокираторов, эвакуация авто, удержание на стоянке, снятие номеров, а также применение иных принудительных мер, не предусмотренных федеральным законом.

Теперь обратимся к главе 27 Кодекса “Применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях”. Статья “Перемещение” в ней отсутствует. К тому же его собираются осуществлять с использованием “специальной техники”. Причем “перемещать” хотят не только “в пределах пешеходной доступности”, но и на “специальные стоянки”. Оговорено, что сама процедура бесплатная. Однако не прописано, что администрация уполномоченного паркинга не имеет права требовать с водителя деньги за хранение автомобиля.

В соответствии со ст. 12.36 КоАП РФ за применение эвакуаторов на должностных лиц накладывается штраф в размере до 20 МРОТ с обязательной конфискацией оборудования. Поэтому я прошу Владимира Устинова принять меры для отмены данного постановления Юрия Лужкова и возбудить в отношении столичного градоначальника производство по делу об административном правонарушении по ст. 12.36 КоАП РФ.

— Окажется ли достаточно одного прокурорского вмешательства для отмены постановления или нас ожидает затяжной судебный процесс?

— Возбудить административное дело против мэра уполномочена Генеральная прокуратура или, по ее поручению, нижестоящий надзорный орган. Кроме того, она может официально потребовать от правительства Москвы добровольно отменить незаконный нормативный акт. Если на Тверской, 13 откажутся это делать, то последует обращение в суд. Кстати, любой гражданин, посчитавший, что данный документ нарушает его права и свободы, также волен подать заявление в Московский городской суд. У меня нет никаких сомнений в том, что правда на стороне закона, и процесс прокуратурой будет выигран.

— Выходит, что до окончательного решения проблемы водителям придется страдать за правое дело. Как все-таки следует действовать автовладельцу, если машину пытаются “переместить” против его воли?

— И в старом, и в новом Административном кодексе очерчено наказание за невыполнение именно “законного” требования или распоряжения сотрудника милиции. Если вы увидели, как стражи порядка при помощи служащих грузят вашу машину на эвакуатор, смело оказывайте им противодействие, вплоть до применения физической силы. В данном случае милиционеры нарушают закон. Помните, что на страже ваших интересов стоит ст. 14 Гражданского кодекса РФ “Самозащита гражданских прав” и ст. 37 Уголовного кодекса РФ “Необходимая оборона”.

— Могут ли потерпевшие автомобилисты обращаться в ДАР с просьбой помочь составить жалобу на эвакуаторщиков?

— Я уже говорил, что ДАР — не юридическая консультация, но мы можем порекомендовать гражданину знающего свое дело адвоката.

Безнадега

Какая участь ожидает платные парковки в московских аэропортах?

— В конце января я обращался с запросом в Генеральную прокуратуру и вскоре получил ответ. Иск, поданный против владельцев стоянок в “Домодедове”, скоро будет рассматриваться в областном суде. Против “Шереметьева” — в Химкинском городском суде. К сожалению, администрация внуковского паркинга пока игнорирует вызовы в суд, но дело медленно продвигается к завершению и в этом случае. Я думаю, прокуратура одержит над коммерсантами верх, и везде появятся большие бесплатные стоянки со свободным подъездом непосредственно к зданиям аэропортов. Ведь уже есть решение Верховного суда о незаконности взимания денег за парковку на муниципальной земле и постановление Арбитражного суда одного из сибирских округов о том, что плата за стоянку включена в стоимость авиабилета.

— Понятно. В Москве платные муниципальные паркинги давно вне закона. Тем не менее их служащие который месяц продолжают исправно требовать от водителей деньги. Когда прекратится произвол?

— Ответить на этот вопрос я не могу, так как не являюсь мэром Москвы. Единственное, советую всем водителям просто отказываться платить на таких стоянках.

— Может ли подобное игнорирование Юрием Лужковым федерального законодательства служить поводом для отстранения мэра от должности?

— Чисто теоретически. Мы такой задачи перед собой не ставим.

— Прошлогоднее постановление правительства России значительно сузило круг должностных лиц, имеющих право устанавливать на служебные машины специальные световые и звуковые сигналы. Зачем нужен дополнительный закон?

— Чтобы изменить существующее положение вещей, достаточно издать новое правительственное постановление. Закон же четко ограничит число привилегированных чиновников, обойти его несоразмеримо сложнее, чем подзаконный акт. Кроме того, моим законопроектом предлагается сузить круг имеющих право на проблесковые маячки должностных лиц даже по сравнению с действующими нормами.

Неприкосновенный КоАП

— Вы упомянули о возможности внесения репрессивных поправок в Кодекс РФ об административных правонарушениях. Насколько реальна эта угроза?

— Непосредственно ГИБДД не является субъектом законодательной инициативы, то есть не может вносить в Думу новые законы и поправки к уже существующим. Это право предоставлено президенту и правительству страны, всем депутатам нижней и верхней палат парламента, законодательным собраниям или думам субъектов Федерации.

Если вы не забыли, Владимир Путин в 2001-м накладывал на новый Кодекс вето и отправлял документ на доработку в согласительную комиссию Госдумы со списком своих замечаний. “Автомобильная”, 12-я, глава нареканий президента не вызвала. Любая попытка ее изменить может быть истолкована как выпад против главы государства. На это сейчас способны немногие. Кроме того, те люди, которые полтора года назад практически единогласно голосовали “за” КоАП РФ, до сих пор сидят в своих креслах. За столь короткий срок они вряд ли стали придерживаться другой точки зрения на вопросы безопасности движения. Усилий же одного бывшего начальника ГУ ГИБДД МВД РФ, ныне сенатора Владимира Федорова, окажется недостаточно, чтобы “протолкнуть” поправки.

КоАП РФ в своем нынешнем виде должен проработать еще не меньше года, прежде чем можно будет делать выводы о необходимости изменений. Причем 12-я глава в любом случае в исправлениях не нуждается. Единственное, я считаю нужным раз в пять увеличить размер штрафа, который постовой имеет право взимать на месте правонарушения. В беседах со мной водители признаются в том, что часто предлагают инспектору взятку только из-за нежелания ходить по сберкассам. В данном вопросе депутатам следует пойти навстречу автомобилистам. Правда, в Думе нового созыва.

— Вы — автор многих либеральных положений в КоАП РФ. Чувствуете ли вы себя ответственным за существенный рост аварийности на российских дорогах в 2002 году? Есть мнение, что он отчасти вызван как раз мягкостью Кодекса.

— Ни в коем случае. С новым Административным кодексом ГИБДД работать легче, чем со старым, так как в нем все четко регламентировано. Например, в Перми, которую я представляю в Госдуме, аварийность по сравнению с 2001-м, наоборот, снизилась. Не забывайте о том, что число машин на дорогах страны растет с каждым годом. Естественно, происходит больше аварий, гибнут люди, но именно с КоАП РФ этот процесс не связан.

Гражданочка, подождите...

— Вы до сих пор считаете, что Россия в принципе не готова к введению обязательного страхования гражданской ответственности?

— Да. У нас слишком много бедных людей. Владельцев стареньких “Жигулей” и “Москвичей” гораздо больше, чем обладателей иномарок. Значительная часть водителей десятилетиями ездит по российским дорогам без аварий вообще. Почему эти автомобилисты должны своими взносами компенсировать потери в ДТП совершенно неизвестным им людям?

— А как же бывшие союзные республики, которые гораздо беднее России и все равно вводят у себя обязательную “автогражданку”?

— Я специально их опыт не изучал, так как не являюсь автором данного закона. Моя критика направлена конкретно против российского варианта обязательного страхования и учитывает реалии нашей страны. При анализе текста документа я сделал вывод, что его главная задача — набить карманы страховых компаний. Платить за полисы обязаны все, включая государство, существующее на наши налоги. Страховщику же дано право в порядке регресса взыскать со своего клиента потраченную на компенсацию ущерба потерпевшему сумму из-за любого пустяка.

— Что вы предлагаете?

— Поправки. Я бы хотел полностью исключить упоминание о регрессивном иске из текста закона, но это невозможно. Надо избавиться хотя бы от самых одиозных поводов: наличия умысла в действиях водителя, приведших к аварии, и совершения ДТП гражданином, не вписанным в полис обязательного страхования. Согласно Гражданскому кодексу РФ, собственник имеет полное право оформить другому человеку доверенность на любое принадлежащее ему имущество, включая транспортное средство. По закону об “автогражданке” не внесенному в полис автовладельцу “по доверенности” грозит штраф только за сам факт управления машиной и регрессивный иск в случае ДТП. Данное положение следует привести в соответствие с ГК РФ.

— Какие перспективы у ваших законодательных инициатив в связи с предстоящими в декабре выборами в Государственную думу?

— Я думаю, неплохие. Депутаты все-таки интересуются мнением избирателей и СМИ о своей работе. Естественно, действия, которые вызывают их одобрение, способствуют поддержанию популярности у старых сторонников, привлечению новых и, следовательно, переизбранию в нижнюю палату парламента на следующие четыре года. Я ежедневно встречаюсь с коллегами из разных фракций и вижу, что независимо от политических пристрастий все они склоняются к мысли о необходимости защиты прав автомобилистов.