Хапуги и «бодяжники»

В конце февраля ГУБЭП РФ объявил о начале “крестового похода” на нечистых на руку торговцев бензином. Обещано проверить все АЗС России...

В конце февраля ГУБЭП РФ объявил о начале “крестового похода” на нечистых на руку торговцев бензином. Обещано проверить все АЗС России. Армия автовладельцев замерла в ожидании с немым вопросом: “Неужто теперь автозаправщики прекратят торговать бензином, разбавленным всякой дрянью, и перестанут нагло “обвешивать” рядовых потребителей?”.

Сведущие люди над чаяниями народа тихо подсмеиваются. Но стражи закона полны решимости. В чем смог лично убедиться корреспондент “МКмобиля”, ставший участником одного из рейдов сотрудников УБЭП.

Подмосковное Ступино встретило гостей из Москвы провинциальным спокойствием. Но в местном отделении милиции наблюдалась столичная деловитость. Без лишних слов к эскорту проверяющих из Первопрестольной присоединился оперуполномоченный из местного отдела УБЭП. По пути следования к намеченной цели он кратко обрисовал ситуацию. По оперативным данным, одна из городских заправок недоливает своим клиентам бензин. АЗС обслуживает автотранспорт, принадлежащий различным предприятиям. Топливо продается по безналичному расчету. Так что денег в кассе у оператора раздаточных колонок по определению будет мало, следовательно, надо искать неучтенные остатки.

Истеричное неподчинение

На автозаправку №331 “НЕФТО” ступинского филиала ОАО “Моснефтепродукт” въехали без воя сирен. Официально приобрели 20 литров 92-го. Регламентированный для использования контрольных закупок топливный пробник продемонстрировал всем присутствующим недолив в 0,4 л. (Кстати, по правилам торговли ГСМ допустимая норма недостачи

0,05 л на 10 л бензина). Работники АЗС новость восприняли без энтузиазма. А “хозяйка” АЗС, так во всяком случае она представилась, настолько разволновалась, что потребовала предъявить специальное предписание о проведении проверки. Далее дама начала судорожно у всех проверять документы, переписывать имена и фамилии. Истерика “хозяйки” закончилась безапелляционным требованием “покинуть ее заправку и приостановить проверку”. Спорить с женщиной служивые посчитали ниже своего достоинства. Они честно предупредили особу, что неподчинение и создание препятствий милиционерам при выполнении ими служебного долга чревато административными неприятностями. Также был упомянут закон “О милиции”. Но “хозяйка” воинственно стояла на своем. Пришлось вызвать дежурный наряд милиции и от греха подальше удалить буйную дамочку с автозаправки. Проверка продолжилась.

Морда не треснула. И вряд ли треснет

Судя по результатам экспресс-анализа, топливо на этой заправке оказалось довольно сносного качества. Хотя в последнее время убэповцы не слишком доверяют “быстрым” экспертизам, так как они проводятся по устаревшим технологиям. Мошенники научились “бодяжить” горючее такими высокотехнологичными присадками, что никакой экспресс-анализ им не страшен. Но и без выявления “бодяжного” горючего на “нашей” АЗС “улов” оказался более чем весомым. Помимо установленного факта недолива по всем раздаточным колонкам, “чехарды” в финансово-отчетных документах, в топливных хранилищах было обнаружено более 2 тонн неучтенного дизтоплива и бензина разных марок. Доходчиво и понятно разъяснить, откуда появилась столь нехилая “неучтенка”, никто из сотрудников не смог. Все пожимали плечами и отводили глаза. Как пояснил один убэповец, во время пересменка операторы АЗС обязаны провести контроль работоспособности всех раздаточных колонок и замерить остатки топлива во всех хранилищах. Так что работники автозаправки прекрасно осведомлены о хроническом недоливе и неучтенных остатках. По первоначальным прикидкам найденные 2 “лишние” тонны бензина — суточная норма обмана данной АЗС. Соответственно за месяц добропорядочных автовладельцев (нас с вами, господа) только одна станция обворовывала минимум на 600 000 рублей. Сейчас все документы по данной АЗС находятся в следственных органах, и решается вопрос о возбуждении уголовного дела. В итоге все заправочные колонки на АЗС №331 вскрыли, перенастроили на честную работу, механизмы подачи топлива опечатали, и АЗС продолжила свою деятельность. Обман потребителя удалось приостановить. Надолго ли? Ведь перед шальными деньгами редкий человек может устоять...

Откуда бензинчик?

Вообще же с недоливом более или менее все ясно. Им в основном промышляет обслуживающий персонал АЗС. Но вот откуда берется “бодяжный” бензин? Прямо на автозаправке производить его накладно и крайне рискованно. По данным УБЭП, основные поставщики фальсифицированного топлива — доблестные военные. А точнее, те, кому они сдают в аренду на территории своих закрытых воинских частей помещения с резервуарами емкостью 80—120 тонн. Схемка организации подпольного производства такова.

Сначала подбирается воинская часть, соответствующая определенным требованиям. Среди них — высокий забор и “колючка”, круглосуточная караульная служба и исправные железнодорожные подъездные пути, ведущие внутрь охраняемого периметра. Также желательно наличие больших емкостей для хранения ГСМ, хотя их можно и специально завести. Главное — грамотно договориться с командиром воинской части, остальное — дело техники. На НПЗ (нефтеперерабатывающий завод) в честную приобретается прямогонный бензин или топливо, изготовленное специально для химической промышленности. Это горючее низкого качества в несколько раз дешевле любого другого бензина и продается по нулевому акцизу. “Прямогончик” уже на территории воинской части переливается в емкости и “дорабатывается”. Топливо, начиненное всевозможными присадками, при помощи специального оборудования тщательно перемешивается. Когда суррогат готов, счет идет на часы и минуты. Срок годности “бодяги” ограничен. Чуть передержишь бензиновый “первачок”, и он начинает расслаиваться на составляющие. Так что основные заказчики “бодяги” — жулики с автозаправок, расположенных в крупных городах и рядом с оживленными трассами. На них горючее не “залеживается”. Все сделки “бодяжники” проводят через подставные фирмы, так называемые прокладки. Ну а когда правоохранительные органы начинают проверять финансовые бумаги на АЗС, то их окружают сплошные фантомы разных ООО и ОАО. Раскрутить уголовное дело по фальсифицированному бензину, основываясь на призрачных зацепках, выуженных из финансовой документации, порой не представляется возможным. Зачастую “хозяева” АЗС отделываются административными взысканиями в виде штрафов, а до изготовителей “бодяги” вообще никто не может добраться. Военное прикрытие, махинации с отчетной документацией, круговая порука администраций АЗС — все это успешно скрывает следы бурной деятельности “бодяжников”.

Турбоприбыли

Между тем, несмотря на все сложности, УБЭП иногда удается “прищемить хвост” бензиновым махинаторам. Например, в прошлом году были ликвидированы подпольные производственные базы фальсифицированного бензина в Московской области на территории 2 воинских частей. Доказано, что только на одной базе за год было произведено 27 000 тонн топлива и организаторы получили чистую прибыль в размере 2 млрд. рублей. Эксперты уверены, что на самом деле и бензина, и выручки было гораздо больше. Правда, доказать это не смогли. Как в принципе не могут пока доказать наличие аналогичных подпольных заводиков в других воинских частях.

Хотя, по оперативной информации, только в московском регионе сегодня успешно функционирует более 100 “бодяжных” баз. А сколько их в Ленинградской, Владимирской, Ростовской, Тульской, Волгоградской, Рязанской, Калужской, Мурманской областях, Краснодарском и Ставропольском краях, могут точно сказать только военные. И то не все. Ведь грешно думать, что каждая воинская часть занимается приготовлением “левого” топлива, кто-то ведь службу честно несет.

Сотрудники УБЭП смотрят в будущее со здоровым пессимизмом, но противостоять мошенникам с каждым годом становится все сложней. Фальсификация бензина принимает тотальный характер, а методы работы преступников становятся все изощренней. Например, чего стоит одно только использование новейших присадок, “невидимых” для нынешних экспресс-анализов. Чтобы распознать присадки, милиционерам требуется новое оборудование. Разумеется, в казне на это нет денег. А сведущие люди обещают наращивание производства “левого” топлива и утверждают, что в самом скором времени каждый третий литр бензина будет “бодяжным”.