Ставки будут расти

Не приходится сомневаться, что 17 апреля правительство поднимет ставку совокупного таможенного платежа с 1 июня этого года. А это, напомним, единственная дань, которую платят частники в зависимости от объема двигателя.

Уже не приходится сомневаться, что 17 апреля Правительство РФ поднимет (по предложению Минэкономразвития) ставку совокупного таможенного платежа с 1 июня этого года. А это, напомним, единственная дань, которую платят частники в зависимости от объема двигателя.

Таким образом, за ввоз иномарок физические и юридические лица будут платить одинаково, тогда как сейчас первые растаможивают машины значительно дешевле вторых (таможенная пошлина — 25% от стоимости машины, таможенный сбор, акциз и 20% НДС). Подобная ситуация привела к тому, что в 2002 году из ввезенных в Россию 630 тысяч легковых автомобилей более полумиллиона, естественно, зарегистрированы на физических лиц. Однако Минэкономразвития беспокоит не столько вопрос уравнивания прав физических и юридических лиц, сколько проблема безнадежного коллапса отечественного автопрома. По их расчетам только единая таможенная политика способна привлечь в страну необходимый капитал, который возродит отрасль и обеспечит страну качественными и относительно дешевыми машинами. Но насколько верны и справедливы эти расчеты?

Кризис на горизонте?

Во всем мире наличие собственного автомобилестроения — один из важнейших показателей развитости государства. Автомобильная промышленность — важная часть и российской экономики. Все предприятия российского автопрома — градообразующие, на их долю приходится значительная часть налоговых отчислений в бюджеты всех уровней.

В российском автопроме занято более 600000 человек. В смежных отраслях (сырье, автокомпоненты и так далее) — до 5 млн. человек. Вместе с семьями это более 15 миллионов человек. Становится очевидным, что умирание отрасли способно привести не только к экономическому кризису, но и к дестабилизации внутриполитической ситуации в стране.

Вместе с тем слабые таможенные барьеры, половинчатые решения Правительства России по таможенным пошлинам вызвали неконтролируемый ввоз подержанных иномарок в Россию.

Одна из основных декларируемых целей Правительства России — экономический рост (3,5—4% ВВП). Сегодня это возможно только при условии серьезных инвестиций в российскую промышленность и создании новых рабочих мест. Между тем принятые в конце прошлого года решения по таможенным пошлинам выглядят парадоксально. Дело в том, что при существующей пошлине в 25% на новые иномарки западным компаниям просто невыгодно вкладывать деньги в российскую экономику. Судите сами: рентабельность экспорта новой иномарки класса С (объем двигателя — 1,6 л) составляет примерно $1500 с одного автомобиля, в то время как рентабельность отверточной сборки на территории России на $350 долларов ниже. Развертывание полного производства при существующих пошлинах еще менее выгодно зарубежным автопроизводителям. При существующем порядке вещей вероятность инвестиций в российский автопром крайне мала. Однако, по выводам экспертов Минэкономразвития, если государство повысит пошлины хотя бы до 35%, сборка на территории России станет для западных компаний на 600—700 долларов рентабельнее экспорта (в расчете на один автомобиль).

Златые горы

По расчету Минэкономразвития согласованные действия Правительства России и одной из крупнейших и важнейших отраслей экономики должны принести существенный экономический эффект. По прогнозам аналитиков, в случае временного (5—10 лет) повышения таможенных пошлин (35% на новые и 35—40% на подержанные иномарки с блокирующими пошлинами на иномарки старше 7 лет) объем производства машин в стране повысится до 1,9—2 млн. штук в год (85% рынка), включая новые модели российских производителей и легковые автомобили, произведенные западными компаниями в России. При этом объективная необходимость повышать качество выразится в реструктуризации и техническом перевооружении российских автопроизводителей, а также в привлечении в Россию западных производителей комплектующих. При этом общая занятость в отрасли (автосборка, комплектующие, сырье) вырастет на 130000 рабочих мест (20%), что будет сопровождаться ростом производительности и заработной платы. Дополнительно будет создано 650000 рабочих мест в других отраслях промышленности. Общим конечным результатом для российских бюджетов всех уровней станут дополнительные доходы в размере 3,6 млрд. рублей в год. Это только расчеты, но, похоже, у нас есть шанс перестать быть сырьевым придатком западных стран. Ведь известно, что автомобильная промышленность — локомотив экономики любой страны.