Байк-шоу начинается

Прошлый год продавцами мотоциклов признан провальным. Из-за таможенных передряг вся импортная техника (как новая, так и б/у) более чем на полгода застряла на приграничных терминалах.

Прошлый год продавцами мотоциклов признан провальным. Из-за таможенных передряг вся импортная техника (как новая, так и б/у) более чем на полгода застряла на приграничных терминалах. В результате в продажу мотоциклы поступили лишь в середине лета, когда сезонный покупательский интерес к двухколесным “коням” уже пошел на спад. Тем не менее, невзирая на весь негатив, объем продаж мототехники по сравнению с 2001 годом в 2002-м увеличился на 15%. Негусто, конечно, — все ожидали большего. Но зато в 2003-м специалисты предрекают настоящий мотоциклетный бум.

Впрочем, так уж получилось, что народ в нашей стране небогатый. Соответственно, повышение спроса на новые мотоциклы зарубежного производства отечественному мотоциклетному братству по большому барабану. Да и объемы продаж новой техники в России, мягко говоря, не впечатляют. Наглядный пример. В 2001 году “Yamaha” через свою дистрибьюторскую сеть продала 500 мотоциклов, “Ducati” и “Harley-Davidson” — по 50 машин. “Рекорд” установили мотоциклы от “Kawasaki”: их было продано всего 25 штук. Все это — капля в море в сравнении с рынком подержанных мото, где счет купленных-проданных “мотиков” ведется на тысячи. И для наших любителей двухколесных агрегатов в начале сезона самый актуальный вопрос заключается не в том, какие новинки предложат ведущие мировые производители мототехники, а как приобрести подержанную иномарку, дабы через недельку-другую не “попасть” на деньги с ее преждевременным ремонтом.

Люди в теме

Старая добрая истина: отправляясь в магазин, на рынок или при покупке мотоцикла “с рук” — “прихватить” с собой разбирающегося в технике человечка. Однако это вовсе не значит, что вам как будущему мотовладельцу нет необходимости ознакомиться с тонкостями выбора. Постараюсь объяснить почему.

Байкеры по своей сути — добропорядочные, добрые люди и, что самое удивительное, — крайне доверчивые. Когда они находят собрата по “несчастью” (то есть другого помешанного на двухколесной теме), то происходит настоящие братание, и деловой торг превращается в дружескую беседу. Ушлые продавцы прекрасно пользуются ситуацией. Психологически расслабленный клиент — находка для менеджера. В ходе дружеской беседы клиент и не замечает, как “налетает” на кругленькую сумму денег. Во многих магазинах по продаже подержанных мотоциклов нет ценников, и их стоимость формируется в зависимости от покупателя — его внешнего вида, уровня технической подкованности, стиля общения и т.д. и т.п. Совет бывалых: если вы хотя бы чуть-чуть знакомы с мотоциклами, прикиньтесь абсолютным лохом. Пусть продавец “откроется” — начнет молоть чушь и уговаривать вас приобрести сомнительный агрегат за нереальную сумму. Тут-то его и надо “валить”, уличив в наглой лжи. А затем вежливо попросить продемонстрировать нормальный товар за реальные деньги. Как утверждают опытные люди, результаты такого трюка превосходят все ожидания. Продавец становится шелковым и “шутить” с вами больше не станет.

Алгоритм покупки

Наивно было бы надеяться при помощи одной публикации узнать о всех тонкостях выбора “секонд-хэндового” агрегата. Но разложить общий алгоритм подхода к осмотру приглянувшегося мотоцикла все-таки попытаемся.

Первое — тормозные диски. Существенный их износ красноречиво говорит о пробеге агрегата. По идее, при обычной эксплуатации уровень износа переднего диска должен быть чуть больше заднего. В том случае, если задние тормоза “съедены” больше, то косвенно это говорит о том, что техника была в руках у дилетанта или использовалась в качестве учебного байка в мотошколе.

Второе — передняя вилка. Самое пристальное внимание рекомендуется обратить на ее зеркальную поверхность. Если “перо” вилки оккупировала ржавчина, то в ближайшем будущем будьте готовы к дорогостоящей замене — удовольствие это обойдется от 70 до 190 долларов и выше в зависимости от модели мотоцикла. Неприглядное состояние передней вилки в первую очередь говорит о долгом хранении агрегата в плохих условиях. Специалисты советуют такой мотоцикл не брать, во всяком случае если за него просят круглую сумму.

Третий момент — осмотр всех низколежащих поверхностей и краски. Всегда должны возникать вопросы типа: если мотоцикл конца в80-х, то почему весь такой блестящий и красивый? Хозяин просто хотел обновить мотоцикл перед продажей или за внешним лоском скрываются последствия тяжелой аварии?.. Для мото, эксплуатировавшихся в России, характерно образование на близкорасположенных к дороге частях налета из битумно-гудронной крошки.

Четвертое — шины. Если покрышки одного производителя — это удача: у мотоцикла явно небольшой пробег. Коли же шины разных фирм, то можно утверждать: “байк” прошел минимум 20 тысяч километров.

Пятое. Совсем не лишним будет определить износ сцепления — по остатку возможностей для регулировки свободного хода. Бесконечно долго подтягивать регулировочный трос по определению нельзя. Также стоит осмотреть цепь. На глаз степень износа под силу определить исключительно профессионалу. Но если начинающий мотоциклист с умным видом взглянет на запас регулировки — хуже точно не будет.

Ну и последнее. Не стоит шарахаться от чуть помятых байков. Может, легкая вмятина на баке — самый большой недостаток данного мотоцикла, а во всем остальном он просто сказка. Но в таких случаях все-таки самое благоразумное — доверить вынесение вердикта “покупать или не покупать” проверенному специалисту.

...Приобретая двухколесную “дуру”, надо четко отдавать себе отчет, что ездить на ней будет не ваш знакомый спец по мототехнике, не продавец, а именно вы. И первыми критериями при выборе мотоцикла должны быть опыт и навыки вождения будущего наездника. Ведь нередко люди покупают технику, с управлением которой они просто не в силах справиться. Хорошо, если осознание этого приходит вовремя. Но, к сожалению, нередко задумываться об этом приходится родственникам байкера — на его поминках...