Возмездие неотвратимо…

Очередной семинар в Коллегии правовой защиты автовладельцев был посвящен очень актуальной теме: оценке и возмещению ущерба, причиненного в аварии. От желающих досконально изучить проблему отбою не было.

Очередной семинар в Коллегии правовой защиты автовладельцев был посвящен очень актуальной теме: оценке и возмещению ущерба, причиненного в аварии. От желающих досконально изучить проблему отбою не было. Пришлось даже приносить стулья из соседнего увеселительного заведения.

Семинары в КПЗ проходят уже не первый год и преследуют единственную цель: вооружить водителей знаниями, чтобы они могли самостоятельно отстаивать свои права на дороге и не терялись в экстренных ситуациях. Тема состоявшейся лекции нечетко прописана в законодательстве и настолько богата нюансами, что едва начавшееся занятие сразу переросло в бурную дискуссию. Почти каждому участнику собрания было чем поделиться.

И волки сыты...

— Если произошла авария, стоит ли разбираться с виновником, не доводя дело до ГАИ и суда? — сразу спросили из зала. Можно, если очевидно, кто должен нести ответственность за ДТП. Автомобилистам следует договориться между собой о сумме компенсации, рассчитаться и обменяться расписками, что один возмещение получил и претензий не имеет, а второй указанную сумму выплатил полностью и больше ничего не должен.

Однако в КПЗ признают, что это не лучший способ улаживания конфликта. Действительно, народ нынче ушлый. Нередко водитель, дождавшись, пока его оппонент покинет место ДТП, вызывает ДПС и выкладывает инспекторам свою версию произошедшего. Естественно, он выставляет себя потерпевшим, подставляя другого участника еще и под ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ “Невыполнение обязанностей в связи с ДТП”. Те, у кого машина застрахована, обычно говорят, что цвет, марку и номер врезавшейся легковушки не запомнили, чтобы свалить с себя вину и получить бесплатный ремонт. Вызывать ГИБДД и оформлять аварию по всем правилам все же имеет смысл. Причем нужно проследить, чтобы сотрудник ДПС занес в протокол все последствия ДТП и написал фразу “возможны скрытые повреждения”. В случае отказа отметьте данный факт в своем объяснении, а на блюстителя дорожного порядка подайте жалобу его вышестоящему начальству. Ведь после “разбора” инцидента в ГИБДД вопрос о возмещении ущерба легко решить миром в досудебном порядке ко всеобщему удовольствию.

Замаскированные «помощники»

— Что делать, если виновник аварии застрахован и его компания требует, чтобы оценку ущерба провели ее эксперты? — вдруг перебил ведущего пожилой автовладелец. Вопрос логичный. В данном случае никто не может от вас что-либо требовать. Оценщика выбирает потерпевший. Смысл экспертизы и заключается в том, что она независимая. У страховщиков же обычные договорные отношения с оценочными бюро. Аналогично обстоят дела и у всевозможных контор, маскирующихся под вывеской ГАИ или располагающихся на прилегающей к зданию какого-либо подразделения территории.

Как бы соблазнительно ни звучали их посулы, лучше воспользоваться услугами по-настоящему независимой фирмы. Это во многом убережет вас от оспаривания калькуляции виновником ДТП в суде. Его, кстати, следует обязательно заранее пригласить на процедуру осмотра автомобиля телеграммой с уведомлением о вручении. Разумеется, аварийщик может не прийти или написать в акте, что не согласен с результатами экспертизы. Судья при рассмотрении дела учтет все обстоятельства. Между прочим, практика показывает, что если за ДТП несет ответственность шофер юридического лица, добиться возмещения ущерба несколько проще. Солидная фирма выплатит деньги и потом уже сама разберется со своим сотрудником.

Любопытный вопрос задал другой гость семинара. Респектабельного мужчину интересовало, разрешат ли ему забрать себе замененные потерпевшему за его счет запчасти? Ведь, например, помятое крыло можно выпрямить и продать, таким образом вернув хотя бы часть потраченных на компенсацию денег. Однако его ждало разочарование. Формально никакими документами не предусмотрено, что оплаченные детали переходят в собственность виновника. Пострадавшая сторона вправе продать разбитую машину и без ремонта, притом что ее оппонент в любом случае обязан возместить ущерб.

Как подготовиться к суду?

Нынешнее законодательство требует, чтобы иск был подан по месту жительства ответчика. Во время подачи заявления обязательно заявите ходатайство о принятии обеспечительных мер по делу. Это так называемое ограничение на отчуждение имущества ответчика. Ведь очень часто уже после решения суда в ответ на требование потерпевшего возместить ущерб ответчик мило разводит руками: “У меня нет работы, денег и имущества”. К тому моменту все уже роздано, продано или временно переписано на родственников и друзей. Избежать неприятной ситуации поможет указанное выше ходатайство. Где бы ни находился ответчик, его собственность запрещено официально дарить, продавать и покупать.

Самому истцу заниматься выбиванием денег не придется. Для этого существует служба судебных приставов. Правда, для большей эффективности им нужно постоянно напоминать об исполнительном листе, помогать с выездом к ответчику, приглашать понятых. К сожалению, время играет против потерпевшего, и если он хочет получить причитающееся, то должен подсуетиться. Пристав дает ответчику пять дней на добровольную выплату, а затем начинает процедуру описи имущества. На выколачивание долга чиновнику дано только два месяца. В интересах истца — оказывать очень занятому судебному служащему посильную помощь.

...Воспроизвести всю лекцию в одном материале просто невозможно. Достаточно сказать, что вместо положенных полутора часов занятие длилось целых три.