Виноват — ответь

С каким настроением встретили весну в госавтоинспекции? Что конкретно будет сделано для повышения безопасности дорожного движения? Об этом корреспондентам “МКмобиля” рассказал начальник УГИБДД ГУВД Москвы генерал-майор милиции Сергей КАЗАНЦЕВ.

Сошел снег, и на дороги выехали тысячи водителей, зимой державшие свои машины на приколе. Ездить стало опаснее, продолжительность часов “пик” увеличилась...

С каким настроением встретили весну в госавтоинспекции? Что конкретно будет сделано для повышения безопасности дорожного движения? Об этом корреспондентам “МКмобиля” рассказал начальник УГИБДД ГУВД Москвы генерал-майор милиции Сергей КАЗАНЦЕВ.


— Прошел год после принятия нового Административного кодекса. Чем он осложнил работу ГИБДД, чем облегчил?

— Начнем с того, что общее количество документов, которые необходимо оформлять при нарушении ПДД, увеличилось. Процедура занимает больше времени, чем раньше, и инспектора стали выявлять меньше проступков со стороны водителей. Однако в целом работа с нарушителями ПДД проводится на должном уровне. Единственное, очень мешает отсутствие постановления Правительства РФ, регламентирующего порядок запрещения эксплуатации автомобилей, снятия номеров и задержания машин. В таких условиях крайне сложно обеспечивать бесперебойность и безопасность дорожного движения на должном уровне. Ведь водители игнорируют требования тех пунктов ПДД, за нарушение которых кодексом предусмотрены данные меры. Это особенно хорошо видно на примере соблюдения правил стоянки и остановки.

Почему беднеет казна?

— Отсутствие налаженной системы контроля за уплатой штрафов водителями и возможности изымать “права” за мелкие нарушения ПДД вызывает чувство безнаказанности у лихачей. Вы согласны с этим?

— Ограничив возможности инспекторов изымать “права” до уплаты штрафа, законодатели фактически лишили государство этого источника пополнения казны. Сейчас практически каждый нарушитель решает сам: понести ему наказание или нет. Механизм принудительного взыскания штрафов судебными приставами себя, увы, не оправдывает. Незначительные суммы размером в несколько МРОТ, о которых обычно идет речь, даже не окупают трудозатрат исполнителей постановления ГИБДД.

Вместе со снижением или сохранением ответственности за целый ряд правонарушений на уровне старого кодекса это привело к снижению требовательности водителей к себе. В КоАП РФ большое внимание уделяется серьезным проступкам участников движения. Зато многие из мелких, как бы общественно безопасных, оставлены безнаказанными. В итоге у автомобилистов складывается впечатление, что им ничего не будет и за грубые нарушения ПДД. Воспитывается вседозволенность.

— Судьи, получившие прерогативу лишать водителей “прав”, при вынесении постановления по таким делам часто выбирают меньшее из двух зол — назначают штраф. Вы пытаетесь каким-то образом повлиять на служителей Фемиды?

— В конце прошлого года состоялось совместное совещание московской прокуратуры, представителей суда и руководства Управления ГИБДД. О его результатах красноречиво свидетельствует статистика. Для сравнения: с июля по декабрь 2002-го мы направили в суды более 15 тысяч материалов. Однако “прав” в судах лишились только 2029 человек — всего 4,7% от общего числа задержанных за грубые нарушения ПДД. За первый квартал 2003 года наши сотрудники выявили 217 747 таких водителей. Судьи получили от нас 11 470 дел и лишили удостоверений 2 463 автомобилистов — 21,5%. Тенденция положительная. Раньше мне докладывали о случаях, когда граждане, обвиняемые в управлении транспортным средством в нетрезвом состоянии, в судах вообще избегали наказания по ст. 12.8 КоАП РФ. Теперь такое исключено.

— А что говорит статистика аварийности?

— В первом квартале нашими сотрудниками зарегистрировано 2 023 ДТП. Погибших в результате аварий на 13,2% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Особенно радует факт, что на столичных улицах погибло на 40% меньше детей. Рост количества ДТП зафиксирован только в Северо-Западном и Северо-Восточном административных округах Москвы.

— В Москве чрезвычайно оживленное движение. В городе ощущается нехватка парковочных мест. Будут ли в 2003-м организованы дополнительные стоянки в центральной части Москвы?

— В соответствии с распоряжением мэра Москвы 2001 года №487-РМ “Об упорядочении стоянки транспорта” не прекращается целенаправленная работа по организации новых парковок. Их открывают на широких тротуарах и притротуарном пространстве за счет уширения проезжей части и устройства заездных “карманов”. В 2001-м сделали 608 стоянок общей емкостью 23 627 машино-мест, в 2002-м — 349 на 15 827 автомобилей. В текущем году городские власти продолжат эту работу.

— Собирается ли ГИБДД отказаться от практики установки ограждений на проезжей части при въезде в город? Ведь даже в Чечне признали неэффективность блокпостов.

— При нормальной оперативной обстановке в городе, за исключением моментов проведения экстренных розыскных мероприятий и антитеррористических операций, указанные ограждения не устанавливаются. Правда, при необходимости обустройства безопасного для водителей и нарядов ДПС места досмотра автомобилей выделяется крайняя правая полоса. Серьезных помех движению основного потока транспорта в направлении города данное ограничение не создает.

За город без проблем

— Близятся майские праздники и массовый выезд москвичей за город. Сможем ли мы в этом году избежать “пробок” на вылетных магистралях? Как в дачный сезон будут взаимодействовать ГАИ Москвы и Подмосковья?

— Управлениями ГИБДД Москвы и области регулярно проводятся совещания по вопросам совместного обеспечения бесперебойного и безопасного дорожного движения в период массового выезда граждан из города. В случае осложнения обстановки на вылетных трассах предусмотрено выставление дополнительных постов ДПС, организация реверсивного движения на напряженных магистралях, перевод светофорных объектов на ручное управление. В целях оперативного оформления ДТП и освобождения проезжей части от неисправных автомобилей в праздничные и выходные дни создаются специальные группы в составе сотрудников ДПС и технических служб. При этом нужно понимать, что затруднений в движении транспорта в такие дни полностью исключить невозможно.

— Третье транспортное кольцо должно стать трассой без светофоров. Последний остался на Сущевском Валу и существенно “тормозит” транспортные потоки, следующие в обоих направлениях. Ежедневно в часы пик водители затрачивают уйму времени на проезд этого отрезка ТТК. Когда наконец здесь начнется полноценное движение?

— Городской администрации прекрасно известно о низкой пропускной способности Сущевского Вала и тоннеля под Ленинградским проспектом.

В частности, на пересечении Сущевского Вала с улицами Шереметьевской и Советской Армии предположительно в 2004—2005 годах проложат тоннель. Все светофоры с Сущевки удалят, а встречные потоки разделят барьером.

Пока же согласно изданному в прошлом октябре распоряжению правительства Москвы переключены в режим желтого мигания светофоры на пяти перекрестках Сущевского Вала и перепрограммированы фазы переключения сигналов светофора на пересечении с Шереметьевской улицей. Изменена схема организации движения на перекрестках Сущевского Вала с улицами Двинцев, Тихвинской, Новосущевской, Шереметьевской, Октябрьской, Олимпийским проспектом и Савеловским проездом. Из мер по увеличению пропускной способности ТТК, намеченных на этот год, отмечу реконструкцию въезда на кольцевую в районе 1-го Красногвардейского проезда.

Реклама — двигатель аварийности

— Яркие рекламные щиты у обочин отвлекают внимание водителей от дороги. Собираются ли городские власти вводить ограничения на размещение щитов у проезжей части?

— В сентябре прошлого года создана городская межведомственная комиссия по демонтажу средств наружной рекламы и информации, установленных с нарушением требований нормативных документов. За недолгий срок по заключению ее участников с московских улиц исчезло более трехсот рекламных конструкций. За сходство с дорожными знаками и использование символики из ПДД уже другой рабочей группой в составе экспертов мэрии и ГИБДД предложено удалить со столичных дорог еще 1 527 рекламных объявлений, дезориентирующих автомобилистов. К сожалению, Московский арбитражный суд признал демонтаж таких “приманок” для потребителей незаконным, и работы приостановлены.

И все-таки в 2002-м по нашей инициативе убрано более 800 рекламных конструкций. Мы даже проводили специальную операцию “Наружная реклама” с целью усилить контроль за соблюдением нормативов, действующих в этой области.

К 2003 году по поручению мэра Москвы разработана и утверждена новая генеральная схема и концепт-программа размещения наружной рекламы в столице. Ею охвачены и все важнейшие городские дороги. Объемы уличной рекламы по сравнению с прошлым годом должны снизиться на 20%. Неудачно расставленные щиты, особенно на перекрестках, перенесут в более подходящие места. В Центральном административном округе теперь вообще запрещена установка новой “широкоформатной” рекламы. Кроме того, минимальное расстояние между любыми рекламными объектами не должно быть меньше 100 метров.

Пьяные дела

— Сколько пьяных водителей задержали сотрудники ГИБДД на улицах Москвы с начала года?

— За первый квартал 2003-го наши инспектора пресекли 7 726 попыток управлять автомобилем в нетрезвом состоянии.

— Может ли инспектор ГИБДД задержать водителя за распитие спиртного в припаркованной машине?

— Часть 1 статьи 12.8 КоАП РФ предусматривает ответственность именно за управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения. Если сотрудники милиции выявили подобный факт, то обязаны пресечь правонарушение, выявить обстоятельства, способствовавшие его совершению, и в пределах предоставленных им прав принять меры к их устранению. Если в действиях водителя состава правонарушения не усматривается, то привлечь его к ответственности нельзя.

— Какой смысл в рейдах ДПС по выявлению пьяных водителей? Если борьба за трезвость в такие минуты усиливается, то почему нельзя с такой же эффективностью работать и в другие дни?

— Специальные профилактические мероприятия прежде всего проводятся в местах повышенной опасности на основных магистралях и улицах города с целью ликвидации участков концентрации ДТП. Эффективность действий наших сотрудников во время специальных рейдов растет за счет концентрации сил и целенаправленной работы. Подобные операции — полицейская практика во всем мире.

— Можно ли проводить медицинское освидетельствование в машине “скорой”?

— В конце декабря прошлого года было принято постановление Правительства РФ №930 “Об утверждении Правил медицинского освидетельствования на состояние алкогольного опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и оформления его результатов”. Согласно п. 5 данных Правил процедура проводится как непосредственно в организациях здравоохранения, так и в специально оборудованных для этой цели передвижных пунктах, соответствующих установленным Минздравом России требованиям. Ими считаются и автомобили “скорой”. В настоящее время с 17-й наркологической больницей прорабатывается вопрос об увеличении количества передвижных лабораторий для проверки водителей.

— Будет ли в этом году проводиться месячник “Чистый автомобиль”? Насколько подобные мероприятия соответствуют федеральному законодательству?

— В соответствии с распоряжением Правительства Москвы №595-РП от 14.04.2003 с 15 апреля Госавтоинспекция проводит в столице городской месячник “Чистый автомобиль” с целью улучшения эксплуатационных свойств автомобилей и сокращения числа транспортных средств, выезжающих на улицы города неопрятно.

На дорогах города организованы систематические проверки внешнего вида машин и усилен контроль за въездом в Москвы у грязного транспорта. Мы исключаем возможность движения по городу перевозчиков с сыпучими и другими загрязняющими дорогу грузами без тентов, а также выезд грузовиков со строительных площадок с немытыми колесами. Федеральное законодательство не содержит запретов на организацию подобных мероприятий.

— Не кажется ли вам, что на дорогах Москвы слишком много инспекторов ДПС?

— Согласно действующим общероссийским нормативам МВД РФ инспекторов ДПС в Москве — 45% от положенного. Одним гражданам кажется, что сотрудников ГИБДД много. Зато другие не реже сетуют, что наши сотрудники не стоят на каждом перекрестке.