1309

«Браконьерское» масло

Все знают, что браконьерство — это плохо. При удобном случае никто не отказывается от браконьерской черной икорки. Примерно так же обстоят дела и с моторным маслом...
Поделиться

Все знают, что браконьерство — это плохо. Страдает мать-природа, и государство остается без налогов. Однако при удобном случае никто не отказывается прикупить по сходной цене браконьерской черной икорки. В тот момент всем глубоко плевать на криминальность ситуации и тем более на оставшееся с носом государство. И только когда после употребления преступным образом добытой икорки вдруг начинает пучить живот, вот тогда возмущению и праведному гневу нет предела. Примерно так же обстоят дела и с моторным маслом...

По данным оперативных служб ГУБЭП России, одна из самых распространенных афер на рынке горюче-смазочных материалов основана на полулегальном ввозе моторных масел из-за рубежа. Упрощенно — суть в следующем. Одна фирма законным путем приобретает у производителя крупную партию масла. Потом через подставную фирму вся партия перепродается, и на российскую таможню груз поступает по новым документам. В них иногда даже не указывается компания-производитель, а в графе “наименование груза” скромно прописано “автомобильное моторное масло”. Что это значит? Да то, что груз оформляется по сверхзаниженной стоимости и соответственно “таможится” за малые деньги.

Кто в плюсе?

В первую очередь от всего этого беспредела выигрывают “коммерсы”: заплатив таможенные пошлины по минимуму, они получают возможность демпинговать на рынке, оставаясь при этом в прибыли. Да и таможенники не остаются внакладе: ведь опытному сотруднику таможенного терминала достаточно взглянуть на фуру, на этикетки канистр, и он с ходу может назвать приблизительную рыночную стоимость всей партии. По слухам, “снисходительность” и “нелюбознательность” таможенника оцениваются в среднем от 40 долларов и выше за одну фуру. Все зависит от алчности служивого, от объема и уровня занижения стоимости товара — сумма взятки всегда договорная.

И самое главное, как бы парадоксально это ни выглядело, но и мы, потребители, от подобных афер иногда выигрываем. И если улыбнется удача, то можем купить качественное масло, выпущенное в Германии для Германии, по цене на 100—150 рублей ниже рыночной. Однако, как показывает практика, пройдя через множество оптовых складов, на прилавки канистры с маслом попадают уже по нормальной рыночной стоимости. К тому же если вдруг из-за некачественного сырья (а иногда нелегально завозят некондиционный и откровенно бракованный продукт) стуканет движок, претензии предъявить будет некому. Но не будем нагнетать. С иностранными маслами, завезенными в Россию, конфуз с качеством — редкий случай. Совсем другое дело — подпольное масло отечественного разлива. Тут беспредел полный.

Ракеты поменяли на смазку

Типичный случай. Когда-то под Владимиром, в поселке Кашино, что под Киржачом, базировалась воинская часть противовоздушных сил, обслуживающая ракетный комплекс С300. Несколько лет назад воинское подразделение расформировали. Кто-то из военных уехал к родственникам осваивать новые просторы, а кто-то остался. Снятые с государственного довольствия военные, прозябая в нищете, стали зарабатывать на хлеб насущный кто как мог. Один отставной капитан ничего более дельного придумать не смог, как организовать цех по разливу моторного масла по канистрам. Благо свободных помещений после развала родной в/ч осталось много, да и “наметочки” кой-какие по партнерам еще со службы остались. В общем, дело закрутилось.

И все бы хорошо, да вот только не стал капитан утруждать себя бумажной волокитой — оформлением лицензий и сертификатов. Все сделали по-простому, по-нашенски.

В честную закупалось индустриальное масло. (Поясним: данная смазка используется в токарных и фрезерных станках, а также в тракторах и в другой тяжелой сельскохозяйственной технике. По своему качеству она в несколько раз хуже стандартного моторного масла для легковых автомобилей, соответственно на 30—40% дешевле.) А далее его просто расфасовывали по различным канистрам с разными этикетками.

Просуществовала контра ни много ни мало, а два года. На прошлой неделе в гости в поселок Кашино приехала делегация в составе сотрудников ГУБЭП МВД России, следственного Управления и ОБЭП Владимирской области, а также специалистов из АПКПАРМ (Ассоциация противодействия контрабандным и поддельным автомобильным расходным материалам). Приезжие господа учинили проверку и “прикрыли лавочку”. Для справки: в ходе осмотра на базе обнаружили 3 068 литров масла, расфасованного в канистры с этикетками “Всесезонное моторное масло”, около 17 тысяч литров нерасфасованного масла, 10 тысяч отдельно складированных этикеток и множество пустых канистр.

Не экономь!..

По данным АПКПАРМ, сегодня на отечественном рынке ГСМ наметилась тенденция роста фальсифицированной продукции, реализуемой с незаконным использованием товарных знаков.

В основном “левыми” ГСМ торгуют на специализированных оптово-розничных рынках автозапчастей и различных автосервисных предприятиях, традиционно находящихся в сфере криминального бизнеса. Наиболее масштабная торговля “левыми” нефтепродуктами идет в Москве и Санкт-Петербурге. По оперативным сведениям, иногда в производстве фальсифицированного продукта принимают участие сотрудники крупных легальных маслопроизводящих компаний.

Также, по некоторым данным, в криминальный бизнес втянуты действующие и отставные военные. Примечательно, что порой при выявлении фактов подделки пострадавшие от воровства интеллектуальной собственности фирмы крайне неохотно идут на сотрудничество с правоохранительными органами.

Вот так, господа. Вывод один — выбирать масло надо предельно придирчиво и дотошно. Никто потребителю, кроме него самого, не поможет. И не покупайте явно дешевое масло. Принципиально не приобретайте иностранные канистры, на этикетках которых нет аннотации на русском языке. До беды недалеко, да и негоже поддерживать “браконьерство” своим кровным рублем.