Человеческий фактор

Мы многое можем предусмотреть в нашей непростой автомобильной жизни. Скажем, миновать опасные места, не приближаться к неуверенно идущему транспорту, за версту объезжать качающихся пешеходов...

Мы многое можем предусмотреть в нашей непростой автомобильной жизни. Скажем, миновать опасные места, не приближаться к неуверенно идущему транспорту, за версту объезжать качающихся пешеходов. Но есть одна вещь, которую никогда не сумеем просчитать до конца, — человеческий фактор.

Более половины несчастных случаев происходит по вине самого человека, из-за особенностей его характера и поведения. Каждый индивид подвергает себя опасности в разной степени. При прочих равных условиях в различных ситуациях люди ведут себя по-разному. Из-за этого кто-то становится участником ДТП, кому-то удается его избежать. Об опасности предупреждают щиты и дорожные знаки, сигналы других водителей. Она носит вероятностный характер, и мы надеемся, что с нами ничего не случится. Слава богу, если так, но в итоге и водители, и пешеходы утрачивают способность адекватно реагировать на неожиданное обострение дорожной обстановки.

Не будем уподобляться моему бывшему свекру, считающему себя самым умным, грамотным и хорошим водителем. Так может думать только полный идиот. Адекватная же личность должна как минимум учитывать собственную способность выдерживать нагрузки и степень утомления. Здесь большую роль играет сложность трассы, информационная насыщенность, эмоциональное состояние, неординарность принимаемых решений. Если степень всего перечисленного высока, то утомление наступит очень быстро. Это не замедлит сказаться на качестве управления автомобилем: снижается концентрация внимания, зрительное восприятие, точность оценки расстояний, скорость движения других автомобилей.

Каждый на себе когда-либо ощущал, что утомление утомлению рознь. Можно выспаться ночью, и силы восстановятся. Если усталость накопилась, то такого отдыха недостаточно, придется восстанавливаться несколько дней — это уже вторая степень. Третья степень — хроническое утомление, оно потребует медицинской помощи. Во всех случаях симптомы одинаковы: дискомфорт, раздражительность, частые ошибки. Кроме неважных дорожных и погодных условий, неисправностей в автомобиле морально добить вас могут те, кого вы везете.

Правильно воспринять информацию и адекватно среагировать на нее вам помогут ваши психомоторные функции. В процессе обработки информация проходит пять ступеней. Первая — через органы чувств. Если они ничего “не заметят”, то никакой реакции и не будет. Вторая ступень — восприятие. Предполагается, что сигнал, принятый органами чувств, будет правильно оценен и понят. Третья ступень — концентрация внимания на полученном сигнале. Если получаете одновременно несколько сигналов, переключаете внимание на более важный, об остальных забываете. Четвертая ступень — принятие решения. Перебираете несколько вариантов, и не факт, что выберете лучший. Пятая ступень — действие в соответствии с принятым решением. К сожалению, действия не всегда точны или просто не соответствуют конкретным условиям. Ошиблись — и не довернули руль. Или повернули слишком сильно и резко, не рассчитали усилия на педаль, перепутали кнопки. Ошибка может возникнуть на любой стадии обработки информации, что приведет к неправильным действиям.

Самая серьезная и слабоизученная проблема — мыслительная способность водителя. На дороге надо быстро принимать решения, правильность которых зависит от наших мыслительных способностей. Все мы ими обладаем, только в различной степени, вот в чем дело. Существует понятие “профессиональная мыслительная способность”, которая очень даже поддается тренировке. Мастерство управления автомобилем предполагает сознательный и безошибочный выбор правильного решения.

На психологическую предрасположенность к ДТП влияют свойства характера. Некоторые на дороге самоутверждаются, мы сталкиваемся с ними каждый день. Некоторые импульсивны, беспечны, расположены к риску. Их темперамент может стать причиной конфликтов с последующими разборками. Слишком быстрые, а потому зачастую неверные решения принимают холерики. Позднюю реакцию демонстрируют флегматики. И там уже неважно, правильное решение они приняли или нет, все равно уже поздно.

Без аварий? Никогда!

Психологи считают, что 9—13% водителей склонны к ДТП; 50—70% нейтральны, то есть безобидны; 20—25% безопасные, надежные водители. Видите, хороших людей гораздо больше, чем плохих. Но 19% водителей совершают 67% ДТП.

А еще водителей делят на безопасных и аварийных. У первых на 150 тысяч км пробега случается меньше трех аварий, у вторых — больше трех. Вообще-то приходится констатировать факт, что это может случиться с каждым, ведь в опасные ситуации попадаем по нескольку раз в день.

Не забудем, что в ДТП, как и в любом другом конфликте, участвуют как минимум двое. От согласованности наших действий зависит предотвращение инцидента. Даже не знаю, то ли это хорошая привычка, то ли нервный тик, но лично я при торможении двигателем перед препятствием, которое не видит следующий за мной в потоке, все же даю ему короткий сигнал “стопами”. И пешеходам не мешало бы хоть немного вникнуть в различные нюансы маневрирования автомобиля. Удивительно: когда выруливаешь задом среди толпы, пешеходы все-таки пытаются продолжить свой путь, обскакав автомобиль почему-то сзади. Хотя надо бы на полсекунды встать и, пока вы будете включать первую передачу после задней, спокойно пройти спереди.

И еще. Не травмируйте свою психику, и без того, может быть, вконец расстроенную лекарствами, спиртным, наркотиками.