Конвейер фальшивок

С растущим автопарком в нашей стране, понятное дело, увеличивается и оборот запчастей. И это — очень прибыльный бизнес, притягивающий, как и любое доходное дело, мошенников всех мастей.

С растущим автопарком в нашей стране, понятное дело, увеличивается и оборот запчастей. И это — очень прибыльный бизнес, притягивающий, как и любое доходное дело, мошенников всех мастей.


Сегодня появилось множество больших и мелких компаний, предлагающих, наверное, весь перечень товаров, производимых предприятиями автопрома как в России, так и за рубежом. И все бы ничего, но существует проблема, с которой автолюбитель сталкивается, — это “левая” продукция, или, попросту говоря, подделки.

Представители правоохранительных органов утверждают, что нынче подделывают все: от дешевых реле и предохранителей до генераторов и коробок передач. Было бы желание. Конечно, производители тоже не лыком шиты — появляются разнообразные маркировки, различные голограммы и другие защитные средства, призванные обезопасить торговую марку от “фальшака”. Но и подпольные дельцы не стоят на месте.


Зона свободной торговли


Основные места сбыта “левака” — центры свободной торговли — авторынки. Завлекая покупателей демпинговыми ценами, продавцы могут тут впарить подделку даже искушенному, считающему себя профессионалом в этом деле человеку. Ведь на толкучке невозможно проверить качество товара, а когда факт подделки выявится, особенно если эта вещь довольно дорогая, скорее всего этого продавца на том месте уже не будет. В первую очередь при покупке детали на рынке не стоит гнаться за дешевизной, ведь деталь не может стоить дешевле, чем ее отпускает со склада завод-изготовитель, настоящий изготовитель. Дело в том, что города, где располагаются основные предприятия, снабжающие нас запчастями, очень даже немаленькие. В советское время здесь было занято довольно большое количество народу. Затем прошли сокращения, и многие из рабочих остались без средств к существованию. Кто-то смог перестроиться, большинство — нет. Они-то и стали основной рабочей силой “левых” производителей. В Тольятти, Самаре, Дмитровграде и многих других городах процветает великое множество “подвальных” заводиков и мастерских, штампующих точно такие же детали, как и их большой собрат.

Другая проблема — это так называемые восстановленные запчасти. Технология их “производства” очень проста. По гаражным кооперативам ходят “старьевщики” и скупают по дешевке все, что уже отслужило свой срок: полуоси, неисправные генераторы, старые карбюраторы и другой хлам, который уже в дело у обычного автолюбителя не пойдет. Та же картина на разборках и на свалках. Затем все это “богатство” разбирают, из двух-трех деталей делают одну и продают на рынке. Как вы прекрасно понимаете, срок службы такого агрегата будет ниже минимум вдвое.

Продавцы на рынках не могут иметь надежных поставщиков. Их доход напрямую зависит от объема продаж, и они стараются заработать на каждой мелочи — кушать-то хочется. Вот и покупают запчасти подешевле, а качество тут — фактор второстепенный. При этом продавец может вам показывать какие угодно сертификаты и клясться, что только у него вы купите действительно настоящую, качественную деталь, причем дешевле, чем у других. Но при возможностях современной полиграфической и копировальной техники любой такой сертификат, во-первых, легко состряпать за несколько минут, а во-вторых, припомните, когда вам на рынке показывали его оригинал? В лучшем же случае вам предложат действительно хорошую запчасть, но только вынесенную с завода через забор.

Все это не значит, что все запчасти на рынках некондиционные — можно купить и нормальный товар, но шансы нарваться на подделку очень высоки. Но не стоит забывать, что продавцы на рынках — физические лица, а не юридические, и чаще всего с них взятки гладки. Да, они практически всегда безропотно забирают некондиционную деталь назад, но лишь для того, чтобы потом снова впарить ее следующему покупателю.


Из тени — в свет…


Ситуация в магазинах куда более оптимистичная, но все же магазин магазину рознь. Маленькие торговые точки недалеко ушли от рыночных торговцев. Имея сравнительно небольшой оборот, предприниматели также стараются сэкономить по максимуму, чтобы увеличить доходность своего предприятия. У них нередко те же поставщики с липовым сертификатом и низкими ценами. Не каждый сможет распознать подделку, выполненную профессионально. Такие магазины, как и продавцы на рынках, не торгуют дорогими и сложными узлами автомобилей. Это понятно: спрос на них небольшой, да и покупатели стараются такие вещи преобретать у более крупных продавцов, руководствуясь расхожим мнением, что чем крупнее магазин, тем меньше шансов нарваться на подделку. Отчасти это так. Но и тут не все гладко. Магазины напрямую зависят от поставщиков, только самые крупные из них, объединенные в обширную торговую сеть, имеют возможность выбирать.

Нам удалось расспросить администратора магазина, входящего в одну из таких сетей, о ситуации с запчастями. По его словам, откровенных подделок, которые можно отличить сразу, практически не встречается, но при этом достаточно много именно восстановленных агрегатов. Ими просто завален рынок. Особенно это касается стартеров, генераторов, карбюраторов. Например, около полугода назад практически все стартеры “Bosh”, предназначенные для переднеприводных автомобилей российского производства, оказались нерабочими. В принципе при более детальном осмотре можно было обнаружить следы износа на бендиксах, а в остальном они ничем не отличались от новых запчастей, недавно покинувших завод. Пришлось всю партию вернуть поставщику. Кто-то на этом мог неплохо заработать, ведь один такой стартер, например на “десятку”, стоит больше ста “зеленых”. Однако менее дорогие стартеры, изготовленные по технологии “Bosh” на одном столичном предприятии, практически не подделывают.

Также часто встречаются перебранные стойки амортизаторов, которые практически не работают. Опознать их можно по разной жесткости рабочего хода и отбоя, а она у них сильно различается: “вниз” идут слишком мягко, а раздвинуть их практически невозможно — это, пожалуй, главная отличительная черта таких деталей. Также посмотрите на кронштейн крепления: там могут быть видны следы ударов. Еще стоит обратить внимание на резьбу: по ней тоже можно различить бэушную деталь.

Очень много на прилавках появилось, да в общем-то и было всегда, восстановленных вазовских полуосей, на которых просто поменяли подшипники. Вроде бы что тут такого — саму ось сломать практически нереально, а подшипник — это как раз то, что на них и “летит”. Но эти подшипники мало что “паленые”, так их еще и плохо запрессовывают.


Не доверяй продавцам и тормозам


В последнее время появилось очень много “левых” тормозных дисков российского производства: похоже, что заготовки “родные”, тольяттинские, но точат их где-то в подполье. А тормоза — вещь серьезная, пренебрегать ими очень опасно. Отличить такую “профессиональную” расточку можно даже невооруженным взглядом. Поверхность выглядит просто безобразно: видны неравномерно обработанные места. В последнее время поставщики стали отгружать запчасти, явно пролежавшие на складах не один год. На них такой слой ржавчины, что даже очистить его бывает невозможно.

Но что самое странное, за последнее время участились случаи поставок откровенно бэушных двигателей с “чистыми” документами. Создается впечатление, что эти двигатели раньше стояли на автомобилях и активно использовались, а затем их заменили, скорее всего по гарантии. Даже на первый взгляд видны бывшие в употреблении шпильки, плохо зачищенные потеки масла и сажа на каналах выпускных клапанов. А недавно в продаже стали появляться отдельные блоки цилиндров, двигатели без навесного оборудования и даже без номеров. По ГОСТу такие детали должны маркироваться заводом-изготовителем и никем другим, а площадки, на которых должен стоять номер, обязаны быть чистыми. В сопроводительных документах городом, откуда они шли, значится Тольятти. Но, скорее всего, к ВАЗу эти агрегаты не имеют никакого отношения. Очевидно, блоки и двигатели изготовлены либо кооперативами, либо в подпольных мастерских.


Традиция обмана


И конечно же, есть “традиционные” подмены, уже испокон веков практикующиеся продавцами как на рынках, так и в магазинах. “Железо” — тема актуальная, особенно для Москвы. Основные его поставщики — Тольятти и Набережные Челны. С первым заводом практически никогда проблем не возникает, на КамАЗ же “жестянщики” постоянно ругаются. В принципе это странно, ведь на этом производстве штампы намного свежее, чем на ВАЗе. Соответственно и качество продукции должно быть лучше. Однако пока все наоборот: частенько геометрия деталей отличается от оригинала, но, надо сказать, это “железо” дешевле вазовского. Чем и пользуются продавцы, подменяя тольяттинское изделие камазовским, а разница в цене оседает в их “левых” кассах. Но распознать обман вполне возможно — достаточно просто провести по поверхности детали рукой: грунт на волжском изделии более шероховатый.

Что же касается запчастей и аксессуаров импортного производства, то здесь вроде бы все нормально — все они преимущественно заводского производства, но вот только качество зачастую бывает хуже российских подделок. Взять хотя бы силиконовые высоковольтные провода “Champion”, выпускающиеся в одной из бывших братских стран по развалившемуся восточному блоку. На поверку в каждом проводе не хватает как минимум одной, а то и двух жил. И это практически в 100% случаев.


Гиганты шутить не любят


Меньше всего проблем испытывают гиганты торговли автомобильными запчастями. Имея по нескольку крупных магазинов, они могут позволить себе отказаться от “проколовшегося” поставщика без потери объема продаж, а следовательно, и без убытков. Правда, в нашей стране очень много любителей халявы, которые, купив какую-нибудь дорогостоящую запчасть для своего автомобиля, потом пытаются “вернуть” туда свою старую, предварительно ее отмыв, под видом только что купленной, которая почему-то отказалась работать. Для того чтобы провернуть эту операцию, достаточно просто сохранить чек. Но огорчим таких дельцов: магазины теперь начинают использовать дополнительную — “свою” — маркировку, помогающую вычислить подлог.

В столице в последнее время на рынке запчастей изменились приоритеты, основной упор теперь делается не на продажу самих деталей и агрегатов, а на сопутствующие товары, аксессуары, различную автокосметику и т.п. Это обусловлено тем, что парк машин в Москве и Московской области заметно омолодился, основная масса автовладельцев стремится не ездить на одной машине более трех лет. Так что к тому моменту, когда автомобилю необходим дорогостоящий ремонт с заменой основных узлов, он уже оказывается километрах в трехстах от столицы, а то и больше. Таким образом, центр продаж запчастей постепенно смещается из Москвы в регионы. Туда же уходят и основные “черные” поставщики.