Клоны и заложники

Но увеличение стоимости растаможки авто, помимо ажиотажа и повышения цен на иномарки, вызвало еще один негативный эффект. Криминальное сообщество заметно активизировалось в транспортировке ворованных машин из-за рубежа на территорию России и реанимировало уже, казалось, забытые способы мошенничества.

Защита отечественного производителя — дело, безусловно хорошее.

Но увеличение стоимости растаможки авто, помимо ажиотажа и повышения цен на иномарки, вызвало еще один негативный эффект. Криминальное сообщество заметно активизировалось в транспортировке ворованных машин из-за рубежа на территорию России и реанимировало уже, казалось, забытые способы мошенничества.


Лет пять назад в Санкт-Петербурге местные менты, разыскивая один угнанный BMW, обнаружили целых тринадцать одинаковых “бимеров”. У автомобилей совпадало практически все: от цвета кузова и дополнительного оборудования до идентификационных номеров и документов. И лишь владельцы машин были разными. Чтобы выяснить, какой автомобиль из серии криминальных настоящий, питерцам пришлось вызывать московских специалистов из ЭКЦ РФ.

Как отмечают эксперты, тот случай стал апофеозом действа по легализации целого вала краденых иномарок по схеме двойников. Суть ее в следующем. Легально и с полной растаможкой в Россию ввозился один автомобиль. Потом под заказ угонялось (в основном за рубежом, там с выбором полегче) несколько точно таких же машин. Российскую границу они пересекали без всяких проблем, однако до таможенного терминала ворованные “тачки” не доезжали. На них оперативно перебивались идентификационные номера и печатались фальшивые документы. Все делалось по клише автомобиля-“донора” (жаргонное название честно ввезенного автомобиля). Пройдя такую своеобразную предпродажную подготовку, “близнецы” одновременно поступали в продажу. Безукоризненное качество фальшивых документов, мастерски измененные номера в сочетании с хорошим состоянием самих автомобилей (с хламом преступники не работали) и низкой продажной ценой стопроцентно гарантировали быструю реализацию техники.

Особой популярностью среди преступников “двойники” пользовались в начале — середине 90-х. Но постепенно этот вид криминального бизнеса отходил на второй план — стало экономически невыгодно заморачиваться с поиском “двойников”, организацией высококлассной перебивки номеров на агрегатах и подготовкой фальшивых документов. В нашей стране и без подобной головной боли легче легкого легализовать любой ворованный автомобиль. Но в связи с последними ужесточениями условий регистрации автомобилей в ГИБДД и правил снятия машины из розыска по Интерполу, а самое главное — с повышением спроса и цен на подержанные иномарки, старый метод вновь обрел экономическую целесообразность. По оперативным данным, бандиты описанный метод успешно реанимировали. Правда, сейчас его называют модным словом “клонирование”. Одновременно с новой “атакой клонов” по обозначенным выше причинам зашевелился и криминальный восток России.


Японцы нам помогут


Относительно недавно сам факт автомобильного воровства в Стране восходящего солнца был большим исключением из правил. Машины там по определению не угонялись, так как по местным правилам регистрации легализовать угнанный автомобиль не представляется никакой возможности. Японцы, ставя автомобиль на парковку, до недавнего времени даже оставляли ключи в замке зажигания. Но постепенно ситуация менялась: количество угонов стало из года в год расти. Сейчас в среднем в Японии угоняется по 40 000 машин ежегодно. Поначалу похищенные автомобили в основном переправлялись в Великобританию и Новую Зеландию. Но скоро главным покупателем ворованной техники стала Россия.

По информации Дальневосточного таможенного управления и отдела уголовного розыска УВД Приморья, каждый десятый автомобиль, доставленный моряками из Страны восходящего солнца, — ворованный. И украден специально для России. Масштабы явления таковы, что у правоохранительных органов есть все основания предполагать, что они имеют дело с хорошо организованным криминальным сообществом из страны-“импортера”.

Периодически милиционерам удается выявлять угнанные в Японии автомобили. И наши правоохранительные органы готовы возвращать машины их законным владельцам, однако механизм возврата не работает: инициатор розыска и владелец найденного авто не проявляют заинтересованности в возвращении похищенного имущества. Как правило, законным собственником автомобиля после его угона становится страховая компания. А ей возвращать машину просто невыгодно (слишком высоки накладные расходы). Борясь с угонами, японские страховщики пошли иным путем: просто взвинтили чуть ли не вдвое страховые взносы и ужесточили правила страховки. Что же касается благотворного сотрудничества японских полицейских и наших ментов, то, мягко говоря, оно оставляет желать лучшего. А судя по появлению на улицах Москвы большого числа праворульных машин, интерес к дешевым “японкам” у россиян возрос. И преступники без внимания этот факт не оставят. К сожалению, кроме угонщиков на ажиотажном спросе на дешевые иномарки пытаются подзаработать настоящие убийцы.


Без вести пропавшие


Совсем недавно в Приморье обезвредили преступную группу, занимавшуюся захватом заложников и вымогательством. Действовали гангстеры следующим образом. В Интернете публиковали объявления с фотографиями о наличии целого парка японских машин по крайне низким ценам. Откликнувшимся покупателям предлагалось приехать в Приморье и лично выбрать подходящий автомобиль, а заодно сразу же оформить сделку купли-продажи. Когда люди приезжали за покупкой, их тривиально обворовывали.

В последний раз к преступникам в гости приехала целая делегация коммерсантов из столицы. Бандиты решили сорвать куш по-крупному. Обчистив коммерсантов до нитки, их захватили в заложники, а родственникам объявили непомерные цены за выкуп. Естественно, родным ничего не оставалось делать, как обратиться за помощью в милицию.

Злодеев взяли в съемном доме на окраине Владивостока, там же обнаружили и трех заложников. Для того чтобы контролировать каждое движение пленников, преступники с ног до головы обмотали их скотчем, оставив лишь маленькую щелочку возле носа для дыхания. Смысл изуверства был в том, что при малейшем движении скотч предательски шуршал, а за каждое несанкционированное шуршание заложники беспощадно избивались. Как отмечают милиционеры, на совести подонков (судя по их жестокости) могут быть и человеческие жертвы. Сейчас проводится проверка всех дел, связанных с пропажей людей, приехавших в Приморье за покупкой иномарок.