Бег с препятствиями

В последние годы мы все с замиранием сердца следим за динамикой развития продаж в России новых иномарок. Интересно, насколько “нашенский” массовый покупатель подвержен процессам, происходящим в мире автоиндустрии, и насколько он подвластен потокам PR и рекламы...

В последние годы мы все с замиранием сердца следим за динамикой развития продаж в России новых иномарок. И не только потому, что рано или поздно самому придется пересаживаться с отечественного авто на заграничное, а следовательно, делать серьезный выбор. Интересно другое — насколько “нашенский” массовый покупатель подвержен процессам, происходящим в мире автоиндустрии, и насколько он подвластен бешеным потокам PR и рекламы, низвергающимся со всех сторон на наши головы.

В силу природного любопытства и честолюбия индивиду всегда интересно узнать, сколько человек могут позволить себе приобрести такую же или более престижную марку автомобиля, чем у него самого. Купив новое авто с громким или не очень именем, такой человек (читай — большинство) всегда заглянет в ежеквартальные таблицы, публикуемые практически во всех автомобильных изданиях по результатам продаж официальных дилеров. Сколько нашлось таких же дураков, а может, наоборот — умников, как и он, отдавших свое предпочтение именно этой марке?

Черная полоса

Итак, итоги продаж новых иномарок в первом квартале 2003 года уже давно можно считать полностью “подбитыми”. Благодарные зрители рукоплещут победителям и сочувствуют проигравшим в гонке за состоятельным клиентом. А результаты оказались вполне неожиданными и даже несколько сенсационными. Те, кто ставил на бесспорного лидера последних лет, имеется в виду корейско-узбекский синдикат “Daewoo”, не заработали ни цента. Эта “лошадь” по итогам первого квартала пришла лишь шестой. Наши с вами соотечественники вполне наелись “узбекского лагмана” — во всяком случае легендарная Nexia пользуется сегодня далеко не тем спросом, что пару лет назад. Устарела старушка морально и физически. Несмотря на тщетные попытки производителей внести свежую струю при помощи запоздавшего на несколько лет рестайлинга, ее решились приобрести всего 1 692 человека. Другим моделям от “Daewoo”, увы, на соперничество с Nexia рассчитывать не приходится. Тот же Matiz, несмотря на относительную молодость, безнадежно отстал от своей землячки.

Ужасно обидно за соседей из бывшего социалистического лагеря. “Skoda”, получив еще не так давно живительные финансовые инъекции от корпорации “Volkswagen AG” (собственно, став ее частью), весьма бурно ворвалась на российский рынок со своими новыми моделями Octavia и Fabia. В 2002 году автопроизводители из Восточной Европы в тандеме с “Daewoo” и старшим братом VW оккупировали весь пьедестал почета. Нынче же, на промежуточном финише в первом квартале, откатились аж на девятую позицию. Если “Daewoo” потеряла примерно 30% продаж, спад сам по себе рекордный, то Skoda — “всего” 18%. Лидером продаж здесь по-прежнему остается Octavia.

Примечательно, что плотная связка “Skoda”—”Volkswagen” в результате рыночных перипетий осталась невредимой. Как и в прошлом году, “старший брат” подставляет могучее плечо молодому поколению. Разница лишь в том, что раньше он это делал в тройке лидеров, а сегодня подпирает чешских автомобилестроителей с десятой позиции, неся, в свою очередь, небольшие потери в продажах. Прежде всего данный факт подтверждает принцип единоначалия в тандеме. Одни и те же методы ведения бизнеса, развития дилерской сети и проведения рекламных кампаний не позволяют чужакам нарушить семейную идиллию. Справедливости ради нужно отметить, что россияне не изменили лишь модели Passat, чьи продажи несколько даже увеличились по сравнению с прошлогодними.

Подсчитали — прослезились

О не совсем благоприятной ситуации, сложившейся в стане торговцев предметами автомобильной роскоши, “МКмобиль” уже писал. По-прежнему сетуя на пресловутую реорганизацию схемы поставок и растаможивания новых машин, сдал свои и без того хлипкие позиции “Mercedes”. В первом квартале не продано и пятисот легковых автомобилей и внедорожников этой марки. Несколько лучше дела обстоят у BMW и “Audi”, хотя небольшая отрицательная динамика у них тоже налицо. Эти мастодонты немецкого автопрома на российском рынке и так в лидерах никогда не были, а сегодня подавно. Их сравнительный рейтинг выглядит следующим образом: BMW — 14 место, “Audi” — 16-е, “Mercedes” пришел к финишу квартала под номером 19. Впрочем, такие результаты вполне отображают нынешние экономические реалии — людей, способных приобретать дорогие автомобили, в процентном соотношении не так уж и много. Однако представители компании со сложным названием “DaimlerChrysler Автомобили Рус”, занимающиеся поставками Mercedes в Россию, рук не опускают. Они уверены, что лучшие времена у них впереди. Ходят слухи, что ситуация с продажами должна резко измениться уже во втором квартале благодаря появлению в достаточном количестве автомобилей 2003-го модельного года, на которые ранее действовали жесткие квоты. К примеру, на авто Е-класса и S-класса 4Matic и Biturbo в первом квартале спрос опережал предложение. Именно на этих фаворитов делается основная ставка. У BMW ожидается дальнейший рост продаж новой “семерки”, а также немалые надежды связаны в этом году с появлением обновленной “пятерки”. Дилеры “Audi”, в свою очередь, затаив дыхание, ждут осеннего появления в продаже новой А3. Ничего не скажешь, козырь вполне весомый. Но, по мнению специалистов, с его помощью все равно не удастся показать конкурентам фигу, тем паче что конкурентов образовалось в последнее время предостаточно.

Приз в студию

У внимательного читателя из вышеизложенного может сложиться обманчивое впечатление, что поводов для радости у нас нет никаких. Сплошной спад, уныние и топтание на месте. Отнюдь. Предыдущим пассажем мы лишь хотели подчеркнуть те успехи, достичь которых удалось остальным участникам своеобразной гонки с препятствиями по кочкам да ухабам российского рынка.

Первый квартал 2003 года наверняка войдет в новейшую историю как период настоящего триумфа “Toyota”. Выйдя на “внешнюю дорожку”, легендарная япономарка сделала рывок, не оставивший никаких шансов на обгон не то что ближайшим конкурентам по состязаниям 2002 года, но и последним фаворитам. По итогам аналогичного периода прошлого года “Toyota” находилась по проданным автомобилям лишь на девятом месте. Нынче же благодаря увеличению продаж в 3,6 раза (с 872 штук в прошлом до 3 155 машин в нынешнем году) оказалась во главе турнирной таблицы. В нынешнее благополучие внесли свой посильный вклад все модели, Corolla в первую очередь (990 машин). В салонах официальных дилеров седан Toyota Corolla в базовой комплектации сегодня можно приобрести за $13 000 под заказ в течение двух месяцев. Camry пользуется не меньшей популярностью у россиян, ее продажи уступили Corolla всего на пять автомобилей. Обновленный Land Cruiser 100 тоже изрядно подрос (629 проданных машин). Настоящим открытием первого квартала можно назвать новую Avensis, приобрести которую, несмотря на стоимость в $25 000, без предварительной записи довольно тяжело. Завод не справляется с растущим во всем мире спросом.

Как и обещали представители компании “Ford Motor Company” в прошлом году, марка “Ford” благодаря модели Focus, собираемой в Ленинградской области, заняла лидирующие позиции. По итогам первого квартала “Toyota” обогнала “Ford” всего на 83 проданных автомобиля. Модели иностранной сборки, такие как Mondeo, Transit и Maverick, к сожалению, не смогли оказать серьезную поддержку Foсus. На его долю пришлось более 71% продаж, а заявок на всеволожского гения рынка сегодня скопилось более девяти тысяч.

“Mitsubishi Motors”, пожалуй, единственный концерн, сохранивший стабильно высокие показатели по сравнению с прошлым годом. Если в 2002-м он был пятым, то сегодня поднялся на почетное третье место. Недорогая Сarisma по-прежнему пользуется наибольшей популярностью. Прибавили и остальные модели. Общий рост продаж — 83%. Этому способствовало постоянное обновление модельного ряда и появление новых модификаций. К примеру, в начале года такой моделью стала Carisma Eco.

Крепкие середнячки

С шестого в прошлом году на четвертое место в нынешнем приподнялись дилеры “Renault”. Им удалось переплюнуть прошлогодние результаты первого квартала на 76%. За первые три месяца этого года хозяев нашли 2 355 автомобилей. Ян Доризон, менеджер по связям с общественностью ОАО “Автофрамос”, не без гордости отметил, что доля Symbol, выступающего традиционно успешно в самом востребованном — бюджетном — сегменте рынка, постепенно снижается. Значительные продажи начали показывать и более дорогие модели, такие как Megane и Scenic. Неплохо пошла Laguna. Но наиболее впечатляющих результатов добилась в России “Hyundai”. Во всяком случае, результаты продаж новых машин в первом квартале этого года превзошли даже самые оптимистичные прогнозы аналитиков. Правда, машин за три месяца было продано не очень много — всего 1 998 штук, зато кривая продаж по сравнению с аналогичным периодом прошлого года рванула вверх с неимоверной силой. Продажи увеличились практически в пять раз — такой прогрессии российский рынок машин еще не видывал. Кто бы мог подумать, что Hyundai Accent таганрогской сборки окажется настолько востребованным на рынке: ему отдали предпочтение 716 покупателей. Симпатяга Getz, в свою очередь, вызывает не меньший интерес наших соотечественников. В “облегченной” комплектации приобрести эту модель можно, лишь отстояв в очереди несколько месяцев. Реактивным двигателем, подбросившим “Hyundai” к зениту успеха, оказалось достойное качество автомобилей за умеренные деньги. Нельзя также сбрасывать со счетов и организацию в Таганроге сборочного производства Accent.

На пятки “Hyundai” в этом году наступает “Kia”. Опять же благодаря моделям, собираемым на территории России — Kia Rio и недорогому внедорожнику Sportage, ЗАО “Автотор” удалось продать в два с лишним раза больше машин, чем за отчетный период прошлого года. Из 1 859 реализованных автомобилей доля моделей, поступивших из Южной Кореи, составила всего 486 автомобилей. Все остальное — достижения российских автомобилестроителей.

Нужно отметить, что между компаниями, предлагающими автомобили по цене до $15 000, разыгралась нешуточная борьба за покупателя. Смотрите сами, разница между пятой строкой (“Hyundai”) и девятым местом (“Skoda”) cоставляет всего 345 автомобилей. В масштабе многомиллионной страны — пустяк. В этот небольшой коридор как раз и втиснулись “Daewoo”, “Nissan” и “Kia.”

Не сумели попасть в десятку лидеров “Peugeot” и “Opel”. Но если о первой компании говорить особо нечего — был показан стабильный результат, нынешние продажи от прошлогодних практически не отличаются, то “Opel” можно поздравить с увеличением реализации более чем в два с половиной раза. С 1 011 проданными автомобилями он замыкает список компаний, которым удалось продать более тысячи машин. Примечательно, что “General Motors” — монстр мирового машиностроения — на российском рынке успехов пока что не делает. “Могучая кучка” из “Opel” (1 011 машин), “Saab” (55 машин) и “Chevrolet” (105 машин) не позволила GM даже забраться в десятку лидеров. Однако, учитывая общеглобалистские тенденции на локальных рынках, когда пальму первенства активно захватывают общемировые лидеры, такие как “Ford” и “Toyota”, можно предположить, что от этой троицы в ближайшем будущем стоит ждать сюрпризов.