Арендованное счастье

Известно, что одалживать автомобиль даже у близких — стремно. А вдруг что случится? Потом же не расплатишься. Но почему же не прогорают прокатные компании, коих в столице за последние годы развелось немало?

Известно, что одалживать автомобиль даже у близких — стремно. А вдруг что случится? Потом же не расплатишься. Но почему же не прогорают прокатные компании, коих в столице за последние годы развелось немало? Бизнес по сдаче машины в другие руки стал делом обычным, чтобы не сказать — заурядным. Тем не менее для большинства обывателей эта услуга по-прежнему остается атрибутом красивой жизни.


Конечно, можно взять на пару дней “шестисотый” — друзьям пыль в глаза пустить. Однако большинство арендуют авто по что ни на есть делам земным: к примеру, свой “конь” оказался в ремонте некстати или неожиданно решили в выходные замесить на джипе грязь по природе.

Понятно, житель цивилизованной Европы, случайно задержавшийся на наших просторах, постарается заказать машину в российском филиале международной прокатной системы типа “Hertz” или “Avis”. Но мы-то не иностранцы: где нам подобрать автомобиль на несколько дней и при этом не подсесть на “мель”? Поэтому-то мы и обратили внимание на отечественные прокатные компании, благо с помощью газет и Интернета есть из чего выбрать.

«Старички» начинают и выигрывают

Пожалуй, к пионерам автопроката в столице можно в полной мере отнести компанию “Olga”, существующую с 1991 года. Эта фирма первой на нашем рынке занялась сдачей в аренду авто как с водителем, так и без него. Как рассказал “МКмобилю” Михаил Ляховецкий, генеральный директор компании, поначалу контракт на обслуживание заключили с гостиницей “Метрополь”. Затем аналогичные договоры подписали с гостиницами “Балчуг-Кемпински”, “Националь”, “Марк О’Поло” и “Холидей-Инн”. Кроме того, компания обслуживала корпоративных клиентов: “Coca-Cola”, “Siemens”, “Philips”, “Boеng” и ряд других корпораций.

Параллельно с этим развивался прокат автомобилей без водителя. По мнению Ляховецкого, бизнес этот сложный.

— Компания не знает режима эксплуатации авто и по каким дорогам он ездил. Мы даже не знаем, для каких целей клиент арендует автомобиль. Здесь приходится полагаться на его честное слово. Из-за этого большие проблемы с ремонтом и восстановлением машин.

Парк в основном состоит из Mercedes — представлены все классы этой марки. Есть Renault — модели Megan и Clio. Также можно взять Seat и Mitshubishi Carisma. Присутствуют и отечественные автомобили — “девятки” и “одиннадцатые” ВАЗы.

— Мы стараемся ориентироваться на клиентов с разным уровнем доходов, — подчеркнул Ляховецкий.

В последнее время компания почувствовала, что необходимо развивать внутренний рынок. Поэтому начали эксплуатировать и отечественные автомобили.

Авто на выходные

Стоимость услуг в “Olga” колеблется от $26 до $250 за авто в сутки. Причем все машины застрахованы от ущерба и угона без франшизы. В отличие от тех же “Hertz” или “Avis” здесь принимают на себя больше рисков. После аварии клиенту достаточно взять справку из ГИБДД, и он полностью освобождается от ответственности.

В основном машины берут предприниматели или те, кто сдал свою машину в ремонт и на этот срок срочно нуждается в средстве передвижения. Достаточно хорошо берут автомобили напрокат на выходные дни. Как правило, недорогие. Кстати, в странах Западной Европы ситуация аналогичная, и мы здесь ничем от них не отличаемся. Средний срок проката — 4—6 дней. Машину в “Olga” можно получить, если водителю исполнился 21 год и он имеет водительский стаж не менее двух лет. Суточный пробег составляет 150 км, если этот порог превышен, то арендатор платит за каждый километр перепробега.

Многие прокатные компании в Москве — подразделения крупных дилерских компаний. Поэтому они привязаны к определенным маркам автомобилей. В этом смысле “Olga” стоит особняком. У компании другая философия — она использует разные марки автомобилей. Сегодня, к счастью, в столице достаточно автосервисов, магазинов запчастей, поэтому проблем с обслуживанием машин нет. Другой важный момент: у каждого клиента есть свои симпатии к той или иной марке.

— Поэтому привязка к машинам одного-двух автопроизводителей сужала бы наши возможности, — говорит Ляховецкий. — За счет более широкого использования разных марок автомобилей мы расширяем свои услуги.

Несколько лет назад “Olga” заключила договор с международной системой бронирования “Sixt” и получила право оказывать услуги под этой маркой как в России, так и за рубежом. Сегодня через компанию можно зарезервировать прокат автомобиля практически в любой стране мира. Как заявил Ляховецкий, услуги по аренде авто, которые раньше считались дорогими, сегодня становятся делом обычным.

Прокатчики — объединяйтесь!

В борьбе за свои права и на страх мошенникам решено создать Ассоциацию прокатных компаний. В учредители ассоциации вошло шесть российских компаний, затем присоединились еще несколько фирм. По мнению Ляховецкого, перед прокатчиками стоит ряд серьезных проблем. Решать их в одиночку очень сложно и дорого. Например, проблемы краж прокатных автомобилей, взаимоотношений с ГИБДД, таможней, налоговыми органами. Сегодня на рынке столицы действует более двадцати компаний. Главная задача организации — борьба за легализацию рынка. Не секрет: на рынке работают немало “черных” перевозчиков, сильно мешающих работать легальным компаниям. Они демпингуют, предоставляют услуги низкого качества. Многие такие “компании” не сертифицированы и не платят налоги городу.

Еще одно направление интересов — международные аэропорты. У ассоциации есть желание организовать и заодно удешевить там свое присутствие. Например, в планах — общая стоянка авто членов ассоциации с мойкой и техпунктами. В перспективе — создание информационной базы данных для всех отечественных прокатных компаний с целью выявления, скажем так, “некачественных” клиентов.

«Американец» в России

Помимо полутора десятков отечественных компаний, в Москве работают и известные зарубежные прокатчики. “Hertz” традиционно работает с “Ford”, “Mercedes”, BMW, “Volvo”. Столичный парк этого прокатного гиганта насчитывает 200 автомобилей 14-и марок. А по всей России вместе с региональными отделениями — свыше 300 машин.

По словам Алексея Китина, директора по продажам и маркетингу, “Hertz” — компания достаточно дорогая. Тарифы, пожалуй, одни из самых высоких в столице. Но за эти деньги гарантируется сервис очень высокого уровня. Компания имеет свои подразделения в 140 странах мира. В России она представлена кроме Москвы еще в нескольких городах — Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Самаре, Тольятти. В ближайшее время откроются филиалы в Ростове-на-Дону и Сочи.

В основном машины берут юридические лица. Это составляет более половины заказов, остальные — частники. Граждане берут машины для отдыха или бизнес-туризма. Как рассказал Китин, действуют разные тарифы: для путешественников, для госслужащих, для держателей кредитных карт.

Если говорить о техническом состоянии прокатных автомобилей, по словам директора, оно лучшее в Москве. В плане разнообразия — самое широкое. Имеются довольно редкие машины, которых не встретишь в других прокатных компаниях: например, Audi А6 Quatro.

Только за безнал

Как объяснил директор по продажам фирмы “Hertz”, при заключении договора каждому арендатору обязательно объясняют условия страхования: какая у него франшиза на случай мелкой аварии. Если происходит незначительное повреждение, клиент несет ответственность от $200 до $1 000, в зависимости от модели автомобиля. Компания не принимает наличные деньги и работает только через кредитные карточки. Как такового залога в “Hertz” нет. Однако компания может “заморозить” на кредитной карточке стоимость аренды и определенную сумму в размере франшизы.

Еще одно серьезное замечание. Если авто сдается не с тем количеством топлива, с которым ее получал клиент, то взимается специальный сбор за дозаправку. Это дороже, чем литр бензина.

Для путешествующих есть услуга “Возьми здесь, оставь там”. Машину можно оставлять в тех городах, где есть филиалы компании, в других городах — по согласованию. Например, на стоянках гостиниц, с которыми у “Hertz” есть определенные договоренности. Хотя за эту услугу необходимо доплачивать, тем не менее она пользуется хорошим спросом. По договоренности с компанией арендатор даже может выехать за границу. Например, в Украину.

А что делать если попался непорядочный клиент? Как рассказал Китин, операторы компании имеют право снимать с кредитной карточки разумную сумму, если гражданин, например, получил автомобиль с зимней резиной, а сдал с летней.

Заказ в “Hertz” проще всего сделать по телефону. При получении машины необходимо предъявить паспорт нового образца, водительское удостоверение и кредитную карточку.

Для дорогих моделей необходимо предъявить две кредитки. Причем клиент может быть не только гражданином России, но и других стран СНГ.

Свобода выбора

Еще одна популярная московская прокатная фирма — “Rolfrent”. Здесь можно арендовать на несколько дней автомобили Mitsubishi, Hyundai, Audi и Ford.

В компании затруднились ответить, какие модели пользуются наибольшим спросом. “В настоящее время наш парк загружен полностью, поэтому приоритеты выделить трудно”, — заявили корреспонденту “МКмобиля”. У каждой ценовой категории свои постоянные клиенты.

Тем не менее удалось выяснить, что примерно 75% заказов приходится на частных лиц, в основном это мужчины в возрасте от 25 до 55 лет с уровнем дохода выше среднего, россияне. Иностранцев также немало. Корпоративные клиенты предпочитают аренду автомобилей на длительные сроки, что позволяет им экономить на содержании собственного автопарка.

Заказать автомобиль в “Rolfrent” можно несколькими способами — от Интернета до посещения пунктов проката. Причем автомобиль могут подать в любое место города. Если, к примеру, в Петербурге не окажется нужной модели, ее пригонят туда из Москвы, подчеркнули в компании. Вариантов оплаты несколько: наличными через банк, безналичным переводом и с помощью кредитной карты.

Страховка входит в стоимость аренды. Предоставляется на выбор два варианта страхования — без франшизы или с минимальной франшизой. Если клиент попал в ДТП и даже если он виноват, но правильно оформил все необходимые документы и предоставил их в компанию, он не несет перед фирмачами никакой ответственности.

Иномарка за полцены

Как правило, автомобили в прокатных компаниях долго не живут. Клиенты требуют новые модели. Поэтому средний срок жизни машины — два-три года. В некоторых компаниях даже короче. Как нам рассказали в “Rolfrent”, у них нет ни одного автомобиля старше 27 месяцев. На модель Mitsubishi Carisma распространяется программа обновления парка каждые 6—12 месяцев. В перспективе планируется распространить эту программу на весь парк. В целом оптимальный срок службы автомобиля — три года, потом машина продается (она ведь еще совсем не старая, уход за ней ведется постоянный и очень качественный).

У компании “Olga” со сбытом старых машин проблем тоже нет. По словам Ляховецкого, на них даже выстроилась приличная очередь. За здешними “железными конями” регулярно ухаживают, и они находятся в хорошем техническом состоянии. Все машины имеют пробег не более 100 тыс. километров и эксплуатируются не более трех лет. И все из-за капризов клиентов.

В “Hertz” подержанные авто также не застаиваются. Как рассказал Алексей Китин, многие желающие приобрести иномарку в хорошем состоянии “слетаются к нам, как стервятники”. Как правило, автомобили “уходят” за 60% от своей первоначальной стоимости.

Другая серьезная проблема для прокатчиков — угоны иномарок. Как выяснилось, между прокатными фирмами налажен хороший обмен информацией о мошенниках. Законы рынка заставляют конкурентов координировать свои усилия. Как заявили в одной из компаний, такого тесного взаимодействия не найти ни в одном бизнесе. Например, в последнее время получить машину молодым людям из Питера стало делом сложным. И все из-за того, что некоторые компании нарвались на мошенников из этого города.

Существует так называемый “стоп-лист”, куда попадают все злоумышленники. Если гражданин там засветился, то получить автомобиль в прокат станет для него делом практически нереальным.

По словам Ляховецкого, мошенников стараются поймать за руку, но, к сожалению, в основном собственными силами. Компании сами придумывают способы проверки клиента, решают, в каких случаях давать авто, в каких — отказать. Приходится перестраховываться, и от этого бизнес только страдает: из-за злоумышленников вводятся некоторые ограничения на прокатные услуги.