Назад в будущее

В советское время автокомиссионные магазины были, пожалуй, единственным местом, где можно было легально купить автомобиль.В 90-е их роль свелась к оформлению справки-счета за чисто символическую плату. Однако сейчас они снова набирают силу. Через них можно реализовать (соответственно и подыскать) любую машину — как нашу, так и иномарку.

В советское время автокомиссионные магазины были, пожалуй, единственным местом, где можно было легально купить автомобиль.

В 90-е их роль свелась к оформлению справки-счета за чисто символическую плату. Однако сейчас они снова набирают силу. Через них можно реализовать (соответственно и подыскать) любую машину — как нашу, так и иномарку.

Вторичный авторынок России довольно развит. Но изделия российского автопрома уже давно не прельщают основную массу автомобилистов. Да, какие-то сдвиги есть, но пока эти поделки приближаются к произведениям мировых лидеров только в цене. Они безнадежно дряхлеют уже через пять-шесть лет после начала эксплуатации. Теряя в течение двух-трех лет более половины своей стоимости, отпрыски российских автозаводов становятся непривлекательными и невыгодными для комиссионщиков. Предложение в этом сегменте рынка уже давно и устойчиво превышает спрос, к тому же пальму первенства тут держат частники, цены у которых заведомо ниже.

У человека, желающего получить за свои деньги действительно хорошую машину, у которой есть глушитель, а не просто выхлопная труба, и кондиционер вместо печки, только один вариант — купить иномарку. Выбор велик, все зависит от запросов и материального состояния покупателя, а также от требований, которые он предъявляет к своему будущему автомобилю. Но когда марка и модель определены, появляется второй вопрос: где и у кого эту машину можно купить и как не нарваться на аварийный или криминальный экземпляр. Многие, стараясь сэкономить, все-таки отправляются на авторынок, уповая на помощь местных экспертов-криминалистов. Но такая проверка не может на все сто гарантировать чистоту и качество как сделки, так и самого автомобиля. Если клиент все-таки “нарвался” и купил ворованную или сильно битую машину, то претензии предъявлять будет бесполезно, поздно, да и не к кому. Возможным выходом из этой ситуации могут стать автокомиссионки. Автомобильные издания пестрят рекламой фирм, предлагающих свое посредничество в продаже вашей машины.

Снова в деле

Комиссионные автомагазины снова стали развиваться после того, как в моду вошел trade-in, а россияне стали зарабатывать достаточное количество денег, чтобы иметь возможность каждые два-три года менять машину. К тому же не стоит забывать, что практически все подержанные иномарки, пригоняемые к нам из-за рубежа, закупаются там в основном в комиссионных магазинах. Так что этот бизнес в нашей стране может иметь очень большие перспективы, и начало тому положено.

Хотя нельзя забывать, что комиссионка не сможет стать панацеей для тех, кто решил с ее помощью избавиться от неминуемых хлопот, обычно связанных с продажей. Магазин берет свои проценты, соответственно на эту сумму возрастает конечная цена. К тому же не стоит забывать, что не каждая марка пользуется устойчивым спросом, а посему ваша машина может простоять на стоянке долгое время, постоянно падая в цене.

Фирма гарантирует?

Да и магазин магазину рознь. Не каждый из них может дать гарантию, что автомобиль чист юридически и находится в исправном состоянии. Например, есть фирмы, представляющие собой классическую комиссионку: здесь у клиента примут его собственность на реализацию, ее осмотрит эксперт-криминалист на предмет перебитых номеров, но на этом все и закончится. Техническое состояние проверят визуально, а о пробивке машины на угон по базе ГИБДД даже и мечтать не приходится. Короче говоря, “попасть” тут можно совершенно спокойно. Такие магазины завлекают продавцов невысокими комиссионными, а покупателей — сравнительно низкой ценой. Но подобная экономия может стоить очень дорого: если по прошествии некоторого времени человек, приобретший машину через такую комиссионку, вдруг обнаружит, что она находится в угоне, то опять же разбираться ему придется с бывшим владельцем самостоятельно (при условии, что он отыщется). А магазин, выступивший в роли посредника, никакой ответственности не несет.

Однако такая ситуация сложилась не везде. В последнее время продажей подержанных иномарок занялись крупные компании, уже давно закрепившиеся на автомобильном рынке. Автомобиль, выставляемый на комиссию, во-первых, должен быть снят с учета. Потом его досконально проверят — это касается и проверки номерных агрегатов, и его технического состояния. Если человек действительно хочет продать свой автомобиль быстро и по хорошей цене, то в его интересах сообщить консультанту о всех недостатках и поломках автомобиля. Эксперт-криминалист может ограничиться и поверхностным осмотром, но при возникновении малейших подозрений машина отправится на диагностические стенды и будет “пробита” по “угонной” базе. Если автомобиль юридически чист и исправен, то магазин, произведя наценку, начинает его активно продавать, используя все возможные и доступные способы: пресса, консультанты, работающие с покупателями, и т.п. Ведь теперь уже в его интересах быстрее реализовать машину.

Если консультантам предложение продавца покажется заманчивым, то магазин может даже выкупить авто по предложенной цене, чтобы реализовать его, получив прибыль, превышающую размер комиссионных. В этом случае даже самый “чистый” с виду автомобиль в обязательном порядке пройдет всестороннюю и очень тщательную проверку. То же ждет машину, если ее принимают в счет оплаты за новую — уже упоминавшийся trade-in. Кстати, если у экспертов возникнут сомнения в “чистоте” авто, то фирма от сделки скорее всего откажется. Владельцу, как правило, предлагают расписаться в том, что автомобиль юридически чист, и если ему все-таки удастся ввести в заблуждение представителей комиссионного магазина и принадлежность иномарки к “криминальной” группе выявится уже после ее реализации, то дальше общаться нечестному продавцу придется с адвокатом и судебной системой, что может выйти гораздо дороже. А человек, купивший такую машину, сможет получить назад свои деньги.

У перегонщиков появятся конкуренты

Особенно крупные компании в последнее время активно развивают и другое направление — непосредственный ввоз подержанных автомобилей из-за границы. У них налажены прочные контакты за рубежом, имеются надежные поставщики. Иномарки идут в Россию не своим ходом, а грузятся на автовозы. Конечно, их стоимость несколько выше, чем у частных перегонщиков, но фирма на 100% гарантирует легальность и автомобиля, и самой сделки. В основном в Россию везут популярные модели Volkswagen, практически весь ряд Audi, BMW 5-й серии, Mercedes E- и C-класса, а также модели Vectra и Omega от “Opel”. Это не значит, что автомобили других производителей фирмы не пригоняют, но их доля значительно меньше.