Правительство всех опошлило

Некоторые эксперты мотивировали это тем, что вторичный рынок автомобилей еще не пришел в себя от прошлогоднего (октябрьского) повышения пошлин на старые машины старше семи лет и правительство не станет его добивать новыми тарифами.

Когда в начале этого года появились первые слухи о новом выравнивании пошлин на подержанные иномарки для физических и юридических лиц, предполагалось, что повышение произойдет не ранее осени, а то и зимы этого года.

Некоторые эксперты мотивировали это тем, что вторичный рынок автомобилей еще не пришел в себя от прошлогоднего (октябрьского) повышения пошлин на старые машины старше семи лет и правительство не станет его добивать новыми тарифами. Продавцы авто надеялись на разногласия между ведомствами, ответственными за эту проблему: пока суд да дело, пройдут летние каникулы, чиновники вернутся из отпуска, тогда, мол, Касьянов и подпишет постановление. Однако ситуация за последние недели развивалась стремительно.

После необходимых согласований между правительством и Минпромнауки документ был оперативно подписан. Растаможка по новым правилам начнется через месяц после публикации данного распоряжения в официальной печати.

Ответ на вопрос — кому выгодно повышение пошлин на подержанные иномарки — очевиден: прежде всего отечественным автозаводам и тем зарубежным производителям, что уже выпускают или надеются собирать свои машины в России (как “Ford”, “Hyundai” и “Kia”, уже собирающие свои авто во Всеволожске, Таганроге и Калининграде, или “Toyota” и “Volkswagen”, обдумывающие планы вторжения в Россию).

Первые избавляются от “ценовых” конкурентов: как известно, наши граждане за деньги, на которые можно купить новый ВАЗ, приобретали старую машину, но классом выше. Например, еще год назад за $4 000—5 000 можно было приобрести подержанный VW Passat с мотором 1,8 л. Зарубежные автопроизводители тоже внакладе не остаются — их российская продукция не конкурирует со своими же машинами, ввезенными из-за границы. Тем не менее многие утверждают, что новые пошлины не будут способствовать улучшению качества российских автомобилей. Известно, когда у отечественных производителей есть возможность потянуть резину, они этим всегда пользуются.

Специалисты указывают на то, что даже после выравнивания пошлин физлица будут платить меньше, чем “юрики”. Тем не менее прежде всего пострадают покупатели-индивидуалы: для них 15—20-процентное повышение пошлин ($15 000—3 000) — немалые деньги. Как правило, авто эта категория покупателей приобретают, как говорится, “на последние”.

А вот физлица, на которых оформляют подержанные иномарки, так называемые серые дилеры, от нового повышения пошлин не пострадают — негласно за них все равно будут платить те же продавцы.

По статистике, 80% подержанных иномарок ввозят “частники”. Этот процент не уменьшился, даже несмотря на прошлогоднее повышение пошлин на авто старше 7 лет. А это означает одно — как и раньше, большинство “серых” продавцов уходят от налогообложения. Получается, главные пострадавшие от новых пошлин — простые граждане, которые будут вынуждены покупать наши машины за те же деньги, на которые они раньше могли купить пусть подержанную, но более качественную иномарку.