Обман по-честному

Практически все известные столичные автосалоны — своеобразные... пирамиды. Нет, с точки зрения закона они действуют абсолютно легально — комар носа не подточит. Однако с житейской и общечеловеческой позиций их деятельность крайне сомнительна…

Практически все известные столичные автосалоны — своеобразные... пирамиды.

Нет, с точки зрения закона они действуют абсолютно легально — комар носа не подточит. Однако с житейской и общечеловеческой позиций их деятельность крайне сомнительна…

Казалось бы, ну как можно облапошить человека при покупке авто? Брать с людей деньги и через пару месяцев обещать им новую машину — это афера вчерашнего дня: наш покупатель воробей стреляный и на подобную наживку уже не клюнет. И тем не менее автосалоны безбожно обманывают своих клиентов…

В поисках крайнего

Самый нынче распространенный способ ухода от ответственности при продаже некачественного автомобиля — это продажа транспортного средства через подставные фирмы-однодневки, работающие под известными брендами. Под какой-нибудь широко разрекламированной компанией, занимающейся продажей авто, на самом деле скрывается, к примеру, ПБОЮЛ “Пирамидкин” или ООО “Рога и копыта”. Перед входом в этот автосалон красуется яркая вывеска, знакомая всем по телевизионной и газетной рекламе. Покупатели ведутся на известное название и… попадают в капкан. Дело в том, что все эти ООО и ПБОЮЛы функционируют до первого серьезного случая предъявления претензий по качеству авто, поскольку последствия продажи некондиции грозят серьезными издержками: возврат денег, выплата неустойки, компенсация морального вреда. Остаются те же люди, автомобили, вывеска над дверьми автосалона, но самой фирмы больше не существует. То есть претензии предъявлять некому.

Работать по такой схеме лицам, организовавшим ее, очень выгодно: в случае какого-либо конфликта закрывается подставная фирма, а репутация известного бренда остается девственной. Для потребителей главная опасность заключается в том, что, заплатив свои кровные, они вообще могут остаться без машины. Покупка авто происходит везде примерно одинаково: сегодня вы платите деньги, а завтра, после проведения предпродажной подготовки и регистрации в ГАИ, забираете “железного коня”. Если, не дай бог, во время “предпродажки” с автомобилем что-то случится (сгорит, к примеру), то вы практически гарантированно останетесь с носом. Фирма, которой вы заплатили деньги, исчезнет, и претензии предъявлять будет некому. Думаете, что от этой фирмы останутся автомобили, которыми можно будет компенсировать ваш ущерб? Как бы не так! У этих фирм, как правило, вообще нет в собственности автомобилей. Они ими торгуют по договору-поручению. В зависимости от ситуации исчезает либо доверитель, либо поверенный. Словом, крайнего не найти. Поэтому все документы, которые вам выдают в автосалоне до фактической передачи машины, — филькина грамота.

Перейдем от общих слов к конкретике. Совсем недавно одна москвичка взяла в банке кредит на покупку авто. Банк перечислил деньги фирме “Центр Торг”, в которой женщина собиралась приобрести автомобиль. Скажем сразу, что этот “Центр Торг” работал под известной вывеской. Покупка состоялась, но вскоре по чистой случайности выяснялось, что автомобиль ранее побывал в серьезном ДТП. Машина, отметим, продавалась под видом абсолютно новой, только что сошедшей с конвейера. Когда обманутая покупательница с претензией обратилась к менеджеру, втюхавшему ей битое авто, он заявил, что фирмы “Центр Торг” больше нет и он уже работает в другой конторе. Ситуация безвыходная. К заводу в данной ситуации претензий тоже не предъявишь.

Без гарантии?

На этом махинации вовсе не заканчиваются, а скорее наоборот — только начинаются. Почти любой бренд, который занимается продажей авто, в рекламе говорит о том, что в их автосалонах дается трехлетняя гарантия на продаваемую технику. Многим кажется, что это много, хотя на самом деле за обещаниями ничего не стоит. По большому счету предлагаемая гарантия — лишь способ выманивания у клиентов денег. Судите сами: за каждое ТО, которое вас вынуждают проходить у продавца, вы платите деньги. Причем немалые. На сервисной станции завода-изготовителя те же самые услуги вам обошлись бы в разы дешевле (правда, придется стоять в огромных очередях и месяцами дожидаться необходимой для гарантийного ремонта запчасти). Но главный подвох заключается в другом — завод-изготовитель предоставляет гарантию на свои автомобили сроком на два года. Если вы не проходили техобслуживания на сервисной станции изготовителя, то завод вправе снять свою гарантию, ссылаясь на некачественное техобслуживание и ремонт.

Скажем, если с двигателем автомобиля происходит серьезная поломка, то вы, разумеется, обращаетесь к своему продавцу, который отсылает вас к заводу-изготовителю. А тот, в свою очередь, отсылает вас к продавцу, у которого вы проходили техническое обслуживание и ремонт. Вы подаете в суд на фирму-продавца, а к моменту вынесения приговора этой фирмы уже не будет… Автосалоны дают гарантию на три года, которая поглощает заводскую. Нужно понять, что только завод-изготовитель может давать гарантию, а продавец может ее лишь увеличить, а не заменить. В сервисной книжке имеется перечень станций технического обслуживания, на которых и следует проходить ТО, дабы избежать проблем.

…Чтобы оградить рядовых граждан от таких наглых подстав, надо на законодательном уровне запретить продажу автомобилей по договорам-поручениям, хотя понятно, что это нереально. Но только в этом случае можно искоренить фирмы-однодневки. Ну а до тех пор пока подобные махинации разрешены, гражданам нужно быть более осмотрительными при покупке авто. Скажем, еще до совершения сделки потребовать ПТС. Если в нем нашлепано более двух печатей и в особых отметках сделана надпись “Передано по договору”, то связываться с такой машиной не стоит. Не нужно доверять продавцам постановку транспортного средства на учет в ГАИ, поскольку может произойти подтасовка автомобилей и фирм-продавцов. Ну и в-третьих, как мы уже говорили, проходить гарантийное обслуживание стоит только на сервисных станциях заводов-изготовителей.