1564

Воровской причал

Рынки всегда считались Меккой преступных элементов, специализирующихся на воровстве автомобилей и запчастей. Среди всех столичных барахолок, наверное, самая популярная Южнопортовая — богатый выбор и относительно низкие цены. Что еще нужно нашему-брату автомобилисту?
Поделиться

Рынки всегда считались Меккой преступных элементов, специализирующихся на воровстве автомобилей и запчастей. Среди всех столичных барахолок, наверное, самая популярная Южнопортовая — богатый выбор и относительно низкие цены. Что еще нужно нашему-брату автомобилисту?

Покупая в “Южке” запчасть на своего “коня”, мало кто задумывается о том, что играет в настоящую рулетку, — повезет ли. Ведь примерно половина запчастей, продаваемых на этом рынке, имеет криминальную родословную.

Впрочем, многие автомобилисты знают о неблагонадежности Южнопортовой толкучки, но с прежним упорством продолжают покупать там детали, мотивируя свой выбор дешевизной последних. Так-то оно так, но, как говаривал русский классик, “не гонялся бы ты, поп, за дешевизной”. Сэкономленная сотня-другая рублей уже через месяц может обернуться серьезными убытками. Скажем, нередко под видом абсолютно новехонькой запчасти клиентам впаривают обновленную бэушную деталь, скрученную накануне ночью с какой-нибудь дворовой машины. Говорить о качестве изделия и о сроке его службы по меньшей мере глупо, хотя двухнедельную гарантию продавцы все же предоставляют. Но, как показывает практика, тамошние продавцы страдают облегченной формой склероза — проходит пару дней, и вас уже не вспомнят (чека же нет), а посему о возврате некачественного товара не может быть и речи.

Спрос на дешевку

Наиболее ходовые криминальные запчасти, продаваемые в Южном порту, в большинстве своем изделия, подлежащие ремонту. Пальму первенства в этом своеобразном хит-параде держат стартеры. На втором месте прочно обосновались генераторы. Следом за ними идет всякая более или менее мелкая утварь: бензонасосы, трамблеры, карбюраторы, радиаторы... Встречаются и такие запчасти, которые не подлежат ремонту: катушки зажигания, помпы, блоки фар… Оговоримся, что все вышеупомянутые товары имеют отношение к отечественной технике, однако, заказав продавцу запчасть от иномарки и внеся предоплату, через три-четыре дня вы сможете получить желаемую железяку. Вопрос — откуда импортное железо?

“Под заказ” работают суперпрофессиональные группировки. Их интересует конкретная деталь автомобиля, причем учитывается и модель, и год выпуска авто. У этих воров есть гаишная база, продаваемая на любом компьютерном развале (400—600 рублей комплект из 3—5 CD), по которой они и подыскивают нужную машину, вычисляют место постоянной прописки авто в гараже или ракушке.

Ворованные детали уходят к покупателям либо напрямую, либо через рынки, магазины, либо через ремонтные мастерские гаражного типа. Сейчас в городе, что называется, “завал” запасных частей, и разобраться в происхождении большинства из них довольно сложно. Да и по большому счету этим некому заниматься. Притянуть к ответу по всей строгости барыгу-перекупщика практически невозможно. Гуманный закон не позволяет.

Нередко преступники сами предлагают детали тем, кто в них потенциально нуждается: таксистам, владельцам микроавтобусов и другим работягам. Ноу-хау воришек — шататься рядом с железнодорожными переездами в Подмосковье и очередями перед шлагбаумами и предлагать свой ассортимент. Иногда срабатывает.

Цены на новую и бэушную запчасть отличаются так же, как стоимость Ferrari от “Запорожца”.

К примеру, новый стартер на жигулевскую “классику” в среднем на рынке стоит около 1 350—1 400 рублей, в то время как бэушный — всего 600—650. Стоимость генератора колеблется в пределах 850—900 рублей против 400 за подержанный источник питания. Цена “свежего” радиатора на ГАЗ-3110 равна 600—700 рублям, а у “подпольщиков” подобная вещица обойдется в каких-то 300… Это сравнение можно продолжать еще очень долго, но подобная разница вынуждает среднестатистического водителя приобретать именно секондхэндовские детали. Короче, не было бы спроса на криминал — преступники давно вымерли бы.

«Разборка» по пунктам

Откуда же берутся запчасти по столь бросовым ценам? Буквально в паре сотен метров от Южнопортового автомобильного рынка есть два так называемых разборочных пункта. За высоким ржавым забором в круглосуточном режиме трудятся чумазые люди. Вооруженные гаечными ключами, они, словно муравьи, за считанные часы “обгладывают” автомобиль до скелета. Все извлеченные запчасти приводятся в товарный вид и попадают на прилавки. Продается абсолютно все, что только можно продать, причем не только “кишки” автомобиля, но и его жесть. Так, бэушная, но приведенная в божеский вид дверь на вазовскую “восьмерку” стоит 2 000 рублей, в то время как точно такая же, но заводская — 6 000. Крыло на “десятку” у разборщиков стоит 900 “деревянных”, а у продавцов новой жести — 1 300—1 800.

В разборочные пункты попадают автомобили в разном состоянии: сгнившие до дыр, побывавшие в аварии, но довольно большой контингент — почти новые авто. Разумеется, ни один нормальный водитель не отдаст своего “железного коня” под разбор, если с житейской точки зрения машина в норме. Значит, с ней что-то не так. Как стало известно “МКмобилю”, примерно два месяца назад сыщики в одном из таких разборочных гаражей обнаружили четыре еще не раскуроченных автомобиля, три из которых проходили по угону, а на четвертом висело разбойное нападение. У хозяина гаража никаких документов на имеющиеся машины, разумеется, не оказалось. С его слов, он купил их у “братьев с Кавказа” за 500 долларов. Вблизи гаража столичные милиционеры обнаружили десяток железных пластин с выбитыми номерами кузовов.