Честная засада

Чего уж греха таить: для российского потребителя доминирующую роль в выборе автосалона играет цена машины. Чем ниже — тем соответственно лучше. Но, как показывает практика, сэкономив сотню-другую долларов, люди лишаются возможности предъявлять претензии фирме-продавцу по качеству изделия...

Фирм, занимающихся торговлей новыми автомобилями, развелось как собак нерезаных. Навязчивая реклама пестрит своим многообразием, зазывая потенциальных клиентов приобрести “железного коня” именно у них. Авто-салоны идут на различные уловки, дабы заманить нуждающихся в транспорте именно к себе. Однако при выборе машины не стоит идти на поводу у “двигателя торговли”...


Чего уж греха таить: для российского потребителя доминирующую роль в выборе автосалона играет цена машины. Чем ниже — тем соответственно лучше. Но, как показывает практика, сэкономив сотню-другую долларов, люди лишаются возможности предъявлять претензии фирме-продавцу по качеству изделия. Причина проста — при первом же возникновении какой-то конфликтной ситуации автосалон юридически исчезает, то бишь оказывается фирмой-“однодневкой”. Во избежание подобных ситуаций лучше приобретать средство передвижения в известных компаниях, которые не первый год на рынке и имеют хорошую репутацию.

Проверка на вшивость

Первое, что необходимо сделать перед покупкой авто, — поинтересоваться у менеджера возрастом автосалона. Но оговоримся: внимание надо сосредоточить не на вывеске, а на конкретном юридическом лице, занимающемся продажей машин.

После проверки “родословной” следует полюбопытствовать, каким образом осуществляются поставки новых автомобилей: напрямую или через посредников. Сделать это достаточно просто — если поставки прямые, то в ПТС в графе “собственник” будет стоять всего две отметки: завода-изготовителя и фирмы-продавца. Если в паспорте нашлепано больше печатей, то связываться с таким автомобилем не стоит, поскольку в случае возникновения претензии сложно будет найти ответчика. Другой вопрос — дадут ли вам перед оформлением документы в руки?

Следующий шаг, который необходимо предпринять, — это проверить, является ли фирма собственником продаваемых автомобилей, поскольку многие автосалоны практикуют систему торговли по договорам поручения. На сегодняшний день подобная схема одна из самых популярных, поскольку помогает автосалонам уйти от ответственности как перед потребителем, так и перед органами налоговой инспекции. Выглядит это так: существуют две фирмы, так называемые доверитель и поверенный. Торговую деятельность в автосалоне ведет фирма-поверенный. Она же дает рекламу и не является “однодневкой”. Но вся загвоздка заключается в том, что автомобили, которые продает поверенный, ему не принадлежат. Он лишь оформляет сделку купли-продажи. Собственником машин является фирма-доверитель, от имени и по поручению которой поверенный продает авто потребителям. По Гражданскому кодексу все права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, целиком и полностью ложатся на плечи доверителя (в том числе и ответственность за качество продукции). Доверитель же оказывается подставной фирмой-”однодневкой”, созданной под две-три партии машин, после реализации которых благополучно исчезает. В рекламе и розничной продаже доверитель никак не фигурирует, поэтому сразу обнаружить подвох весьма сложно. Чтобы не влипнуть в неприятности, следует, как мы уже говорили, обратить пристальное внимание на ПТС. Как обнаружить, что авто продается по договору поручения? Очень просто — в графе “собственник” имеется пометка, гласящая, что автомобиль передан по договору поручения.

Деятельность по продаже автотранспортных средств подлежит обязательному лицензированию. И хотя времена, когда организации торговали машинами без соответствующего разрешительного документа, канули в Лету, на всякий пожарный стоит поинтересоваться наличием лицензии и датой ее выдачи.



Ты меня уважаешь?

О том, уважительно или нет относится автосалон к своим покупателям, можно судить по обслуживающему персоналу и рекламе. Сведения, указанные в рекламе, должны быть достоверны. Скажем, если в объявлении указана цена автомобиля, то она должна быть окончательной и включать все налоги. Сноски, написанные мелким, едва различимым шрифтом, в которых говорится, что цены указаны без учета налогов, должны вас насторожить. Не стоит связываться и с магазинами, телефонные цены которых заметно отличаются от реальных. Одно это уже непорядочно.

Не нужно приобретать автомобиль в автосалонах, которые заранее ограничивают свою ответственность перед потребителем. Например, бывают случаи, когда продавец говорит, что претензии по качеству автомобиля его фирма принимает только в течение двух недель со дня продажи, а далее вся ответственность перелагается на завод-изготовитель. Такие условия продажи — прямое нарушение законодательства, поскольку продавец несет полную ответственность по качеству автомобиля в течение гарантийного срока, предусмотренного изготовителем (при соблюдении покупателем определенных условий).

Кроме того, клиентам должны предлагаться лишь те автомобили, которые прошли предпродажную подготовку. Характер и объем таких работ устанавливает завод-изготовитель для каждой конкретной модели машины. Все сведения о проделанных работах должны быть занесены в сервисную книжку. Взимание с покупателя отдельной платы за подобные операции является незаконным, поскольку это не платная услуга, а обязанность продавца.



НАШИ ЭКСПЕРТЫ

Антон НЕДЗВЕЦКИЙ, юрист, вице-президент “Общества потребителей автотехники России”:

— Довольно часто при покупке автомобиля граждане сталкиваются с нечистоплотными продавцами. К примеру, одно из самых распространенных нарушений закона “О защите прав потребителей” — навязывание дополнительных аксессуаров и комплектующих. Некоторые фирмы без согласия покупателя прилагают к авто аптечки, чехлы, дорогие наборы инструментов, устанавливают противоугонные устройства… То есть получается, что людей вынуждают приобретать совершенно никчемные товары по заоблачным ценам.

Помимо закона “О защите прав потребителей” есть Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. В них содержится специальный раздел “Особенности продажи автомобилей, мототехники, прицепов и номерных агрегатов”. Вот, например, какие требования устанавливает этот нормативный акт: продавец должен обеспечить свободный доступ к машинам, предлагаемым к продаже. Вы вправе полностью осмотреть понравившийся автомобиль (включить свет, разложить сиденья, открыть капот). Внимательный осмотр на предмет механических повреждений, царапин и других явных дефектов необходим, поскольку после покупки бывает крайне сложно доказать свою непричастность.