Ударные скидки

Весь мир страдает от глобального финансового кризиса, затронувшего практически все отрасли экономики. Причем настолько сильно, что даже, казалось бы, суперустойчивым автокорпорациям приходится серьезно пересматривать свою политику.

Весь мир страдает от глобального финансового кризиса, затронувшего практически все отрасли экономики. Причем настолько сильно, что даже, казалось бы, суперустойчивым автокорпорациям приходится серьезно пересматривать свою политику. Уровень продаж сильно сокращается, и, чтобы не терять своих постоянных покупателей, им приходится прибегать к очень непопулярным мерам.


Война цен началась в США после событий 11 сентября. Общество потребления тогда резко ограничило свои запросы, магазины опустели, и основные автопроизводители, такие как “Ford”, GM и “Chrysler”, начали завлекать клиентов всеми доступными способами. В дело пошли скидки, разнообразные подарки, беспроцентные кредиты и многое другое. Понятно, что долго так продолжаться не могло, и все стало возвращаться на круги своя. Но не тут-то было. Быстро привыкшие к халяве американцы просто перестали покупать автомобили: продажи “Chrysler” в этом году снизились на 6,3%, GM — на 6,1%, а продажи “Ford” упали на 3%.

И ценовая война недавно обрела второе дыхание: GM, продолжая борьбу за американского покупателя, предложила скидки на некоторые модели (от 4 000 долларов) или беспроцентный кредит на 5 лет при покупке любых автомобилей (кроме Chevrolet Corvette).

Вслед за двумя своими главными конкурентами компания “Ford Motor” тоже объявила о скидках на некоторые модели. В период с апреля по июнь убытки концерна составили порядка 1,2 миллиарда долларов. Приступив к реализации программы по подъему продаж, руководство компании объявило о беспроцентных кредитах на пять лет при покупке автомобиля. Так, например, скидка на Taurus составила 2 500 долларов, а остальные автомобили, на которые распространяется это предложение, подешевеют на 3 000 долларов.

За океаном тоже хватает проблем: в первом полугодии продажи “Ford” здесь упали на 1,2%. Руководство компании объявило о снижении производства на своих заводах в Европе, второй по величине мировой автопроизводитель решил сократить производство моделей Focus, Fiesta и Ka, выпускаемых его немецкими заводами и предприятием в испанской Валенсии. Также снизятся объемы производства Mondeo бельгийской сборки. Такая ситуация сложилась из-за того, что основные конкуренты “Ford” в Европе — “Peugeot”, “Citroёn” и “Volkswagen” — сегодня проводят очень жесткую и агрессивную политику, направленную на увеличение спроса, предлагая значительные скидки на свою продукцию, а такой шаг должен хоть как-то сократить издержки.

Скорее всего из-за высокого уровня перепроизводства и снижения продаж у всех трех мировых автогигантов программы скидок будут продолжаться еще долгое время.

Старушка Европа тоже страдает из-за кризиса

Рынок Западной Европы тоже находится сегодня в довольно тяжелом положении. Из-за слабой экономики и еще менее оптимистичных прогнозов, чем в США, потребители не готовы тратить деньги на большие покупки, так что спрос на автомобили падает. Местные автопроизводители, переняв опыт у заокеанских коллег, начали более агрессивно бороться за клиентов с помощью снижения цен. Такая политика, конечно же, привела к потерям: так, например, один из крупнейших концернов “Volkswagen AG”, как и основные его конкуренты, сегодня испытывает серьезные проблемы. За первое полугодие его прибыль по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизилась почти на 60%. Столь резкое ее снижение руководство концерна связывает с потерями, связанными с невыгодным обменным курсом евро к другим основным валютам, с забастовками в Восточной Германии, сокращением европейского автомобильного рынка, а также с негативным экономическим положением в целом. В сложившейся ситуации руководство компании вынуждено затянуть пояса и встать на путь жесткой экономии средств. В целом же “Volkswagen AG” предстоит серьезная реструктуризация, которая коснется практически всех подразделений.



В Бразилии сокращается автопроизводство

Еще одной проблемой стало падение спроса в Латинской Америке, приведшее к тому же к перепроизводству. VW уже объявил о сокращении производства на своих заводах в Аргентине и Бразилии. Там предстоят массовые увольнения, хотя немцы надеются несколько сгладить этот процесс, перераспределив специалистов по своим предприятиям-смежникам. На заводе в Мексике прекращено производство легендарной модели Beatly (“Жук”), снискавшей бешеную популярность практически во всех странах мира. Другой крупный европейский автопроизводитель — “Renault”, прибыль которого в первом полугодии снизилась на 31,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, тоже приостановил производство автомобилей на своем бразильском заводе и отправил тысячу рабочих в принудительный отпуск. В связи со снижением спроса на автомобили в Латинской Америке и общей нестабильностью в этом регионе кроме “Renault” и VW на подобные меры пошли и американские производители — такие как “General Motors” и “Ford Motor”.



Кто отдаст дешевле?

Но несмотря на столь грустное положение дел, практически все крупнейшие автопроизводители прогнозируют рост продаж, а соответственно, и прибыли во втором полугодии. Это связано с выходом на рынок новых моделей, проведением реструктуризаций, которые во многом должны помочь выправить ситуацию и сократить издержки. Аналитики предполагают некоторое увеличение спроса на легковые автомобили и внедорожники в США, однако в Европе серьезных изменений не предвидится, пока экономическая ситуация не начнет улучшаться. Так что ценовая война между ними как минимум ближайшее время будет продолжаться.