Крыша для машины или машина для крыши?

Скажите на милость, сколько в Москве строится гаражей? Крайне мало, скажут одни: посмотрите вокруг, все дворы заставлены транспортом, не развернешься!

Скажите на милость, сколько в Москве строится гаражей? Крайне мало, скажут одни: посмотрите вокруг, все дворы заставлены транспортом, не развернешься!

Уже и “Газели” народ у подъездов паркует.

Да куда там, ответят им другие: понатыкали, понимаешь, “этажерок” во всех спальных районах и ждут покупателей. А гаражные многоэтажки так и пустуют по нескольку лет, если у инвесторов вообще хватило денег их достроить. И кому нужно столько гаражей?

Если разобраться, то и те, и другие в принципе правы. В Москве строят недостаточно гаражей. Но те, что строят, все равно пустуют, хотя более 1,5 млн. автовладельцев жаждут приобрести дом для своей машины. Почему же так происходит?

Гараж в России — это не только возможность без хлопот пристроить свое авто на ночь. По сложившейся традиции у многих мужиков вокруг гаражей проходит вторая жизнь. Она недоступна для жены, неподвластна начальнику, сокрыта от подчиненных. В столичном гаражном “шанхае” кипит жизнь почище, чем в китайском квартале любого западного мегаполиса: работают частные автомастерские, прячущиеся за отсутствием вывесок и рекламы от налоговиков, ментов и бандитов, там “соображают” на троих, обсуждают последние новости, а то и перебивают номера с угнанных машин. Некоторые сюда уходят из семьи, а менее решительные устраивают в гаражах романтические свидания. И видно еще не скоро гараж станет исключительно залогом спокойного сна, свидетельством и символом социального и финансового благополучия.

Всем ветрам назло

Ближайший к дому вашего корреспондента гараж — многоэтажный, продуваемый всеми ветрами (фото внизу). Комплекс построен прямо у МКАД пару лет назад. Спрашиваю, можно ли купить бокс? Хотя за километр видно, что дела у местных коммерсантов идут не очень. Два из трех зданий комплекса вроде как и не достроены. Места есть, отвечают.

— Много ли?

— А вы че, оптом брать будете?

— Не-а, просто так, любопытствую, есть ли из чего выбрать.

— Во-он хорошее место, — меня подводят к аккуратной разметке, — 5 штук “зеленью”.

— А еще что-нибудь есть? — оглядываю я практически пустой этаж.

— Это самое дешевое, но есть и подороже.

— А в чем разница?

— Дык это сморя на каком этаже, чем ниже, тем, мля, дороже.

Получается, что крыша для “Жигулей” стоит дороже самой машины. А если учесть, что этот паркинг далеко не самый дорогой, то пропорция вырисовывается и вовсе грустная. На последнее обстоятельство я как-то обратил внимание Григория Венгерова, генерального директора ЗАО “Управление экспериментальной застройки-Паркинг”, на что тот ничуть не смутился: “А почему вы считаете это странным? Ведь никого не удивляет, что в квартире за 50 тысяч долларов хранится мебель и прочая “начинка” общей стоимостью впятеро дешевле?” Продолжая свою мысль, Григорий Александрович сообщил, что приравнивать стоимость машино-места к “Жигулям” бессмысленно. Это все равно, что подбирать под недорогой шкаф за эквивалентную сумму квартиру. Сами понимаете, утопия. И потом если как следует разобраться, то почему строители гаражей (инвесторы) обязательно должны ориентироваться на возможности менее обеспеченных слоев населения? Тем, кто заработал себе на дорогую иномарку, гаражи нужны не меньше, чем скромному обладателю “Жигулей”. Но и богачи, как мы видим, не спешат раскупать машино-места в гаражных новостройках.

Почем «машино-метр»?

— Многоэтажный паркинг, пусть даже не отапливаемый, — это капитальное сооружение, объект недвижимости. Так вот, оценивать стоимость одного машино-места здесь следует как раз исходя из этих соображений. Известно, что себестоимость строительства одного квадратного метра жилья в Москве сегодня составляет порядка $400, — продолжает размышлять Григорий Александрович. Возьмем машино-место в гаражной многоэтажке за

$6 000. Разделим эту сумму на количество квадратных метров, необходимых для стоянки машины в многоэтажном паркинге (20 кв. метров для самой парковки, 15 кв. метров на подъездные пути). Итого, 6 000 разделить на 35 = 170. Внимание, господа! $170 стоит один квадратный метр паркинга, причем это не себестоимость, как $400 для жилья, а конечная цена, по которой мы с вами можем купить машино-место. Так дорого это или дешево? Я, к примеру, начинаю сомневаться.

Понятно, что по таким ценам даже в условиях острой нехватки мест для стоянки реализация гаражей все равно идет крайне тяжело. Чиновники стараются это не афишировать, хотя в одном из разговоров без диктофона прозвучало следующее: “Из построенных гаражей 30% пустует, их никто не покупает.” Но вот еще один парадокс. Представьте себе четырехэтажный паркинг. На первом этаже владельцы продают места по $9 000, на втором по $8 000, на третьем по $7 000, а совсем под крышей по $6 000. Так вот, к вашему сведению, как утверждают в “Управлении экспериментальной застройки”, первыми всегда раскупаются места на первом и втором этажах.

Вместо послесловия

А пока суд да дело, страсти кипят вовсю. У соседнего дома какой-то энтузиаст-автоненавистник по краю тротуара вбил в землю несколько малоприметных прутов арматуры. Это, наверное, чтобы ни одна сволочь не смогла приткнуться на ночь на тротуар. Арматуру, конечно, быстро ликвидировали, но неприятный осадок от действий обеих сторон остался.

Весьма забавный способ “бронирования” места нашел один знакомец. Напротив его “ракушки” кто-нибудь вечно ставил машину, причем так, что ни въехать, ни выехать было невозможно. Надписи с просьбой не загораживать въезд действия не возымели. Тогда мужик купил за $200 “убитую” “копейку” только для того, чтобы ставить ее перед своей ракушкой в качестве декорации. Одна беда — она не всегда заводится. Приходится толкать...