Киллеру назло

Сегодня в нашей стране сформировался особый класс автомобилистов, если их можно так назвать. Это люди, занимающие определенное место в обществе. Они очень хорошо обеспечены материально и в силу весьма понятных обстоятельств вынуждены опасаться за свою жизнь.

Сегодня в нашей стране сформировался особый класс автомобилистов, если их можно так назвать. Это люди, занимающие определенное место в обществе. Они очень хорошо обеспечены материально и в силу весьма понятных обстоятельств вынуждены опасаться за свою жизнь.

Как говорится, “волков бояться — в лес не ходить” однако и осторожность не помешает. Вот и появился спрос на броневики, с виду ничем не отличающиеся от своих обычных собратьев, — причем по многим параметрам они должны быть защищены выше, чем их аналоги в Европе и за океаном. Где не пользуются столь варварским оружием, которое употребляется только в России. В Европе и Америке нет аналогов многих видов оружия и боеприпасов, которые у нас в ходу и применяются ежедневно.

На сегодняшний день в мире производится огромное количество бронеавтомобилей и бронематериалов для них, призванных защитить пассажиров.

В каждой стране существует множество стандартов и классов защиты; они могут быть как общеевропейскими, так и национальными. Но вот в чем проблема: в эти стандарты оружие и боеприпасы российского производства просто не включены. В лучшем случае вам предложат защиту европейского уровня В4+ от АК-47 с пулей, имеющей мягкий сердечник. А производство боеприпасов такого типа прекращено в нашей стране еще в 1991 году, и на сегодняшний день их изготовляют только в Китае. Для России же более актуальной является защита от того же автомата Калашникова, имеющего термоупрочненный сердечник пули или бронебойно-зажигательную пулю. Все остальное просто несерьезно.

Бронекапсула без катапульты

Броневики производят и в России, и за рубежом. Можно найти машину, забронированную как непосредственно на заводе-изготовителе, так и неоригинальной бронировки, выполненной на фирме, которая занимается этим делом профессионально, получая шасси с завода-изготовителя. Возможности таких фирм зачастую несколько выше, так как для гигантов мирового автопрома бронирование — лишь сопутствующая, второстепенная отрасль, а основной упор все-таки делается на крупносерийное производство. В свою очередь, компании, занимающиеся только бронированием, могут, следуя пожеланиям клиента, автомобиль полностью переоборудовать, устанавливая комплекты деталей собственного производства на готовую заводскую платформу.

Однако усилить в достаточной мере можно далеко не любой автомобиль, а лишь тот, который для этой процедуры пригоден. Как правило, это дорогие модели представительского класса для европейского рынка или внедорожники и роскошные автомобили — для американского рынка. Спортивные автомобили переоборудованию поддаются далеко не все: по их техническим характеристикам на них невозможно установить достаточное количество брони так, чтобы это можно было сделать и качественно, и профессионально. К тому же по обретении достаточной степени защищенности весить машина будет столько, что от ее гоночных качеств не останется и следа.

Еще очень важно то, по какому принципу автомобиль бронируется. Оптимальный вариант — это создание своеобразной бронекапсулы: защита устанавливается по всем вертикальным поверхностям салона — полная перегородка за двигателем, лобовое стекло, боковины кузова, двери, стекла дверей, все стойки кузова, защита с тыла, заднее стекло, спинка заднего сиденья, арки колес, пороги, козырьки и многое другое. Защищаются также пол, крыша, бензобак, т.е. практически весь кузов обретает дополнительную защиту не только от оружия поражения, но и от последствий ДТП. Кстати, усиление стоек крыши – процедура очень важная. Представьте себе: если автомобиль массой 3,5 — 4 тонны “встанет на уши” при “обычной” аварии, а стойки не усилены, — всех пассажиров просто раздавит, как прессом. Так что кузов должен быть защищен и усилен полностью. Обязательно должна присутствовать защита бензобака — либо снаружи бронелистами, либо изнутри (его покрывают особыми герметичными материалами, исключающими возможность взрыва даже при попадании внутрь бака бронебойно-зажигательной пули). Возможны также и комбинированные варианты. Бронирование по периметру позволяет не бояться ни стрелкового оружия, ни взрывных устройств, а это для заказчика — самое главное. Особое внимание уделяется пулестойким стеклам, так как машина должна быть неотличима от других серийных моделей; профиль и контур этих стекол тоже не должны ничем себя выдавать.

А если гранатой?

Современные автомобили диктуют производителям броневиков свои условия. Легко представить, каким будет вес стандартного внедорожника, если его забронировать только стальными листами. Масса увеличится примерно на 1,5 – 2 тонны, а то и больше. Для машины, оснащенной большим количеством электроники, это очень серьезная помеха, а зачастую и непосильная ноша. Поэтому приходится разрабатывать и применять материалы другого рода, например, на основе многослойных полимеров. Их вес, при толщине 5 миллиметров, соизмерим с весом картонки, а тройной слой такой защиты выдерживает выстрел из того же АКМ с обычной пулей. Использование таких материалов значительно снижает вес самого автомобиля, разгружает подвеску, рулевой механизм и соответственно увеличивает срок его службы. А о двигателе и говорить нечего: на автомобиле, бронированном стальными листами, он нагружается раза в полтора-два больше, чем его собрат на серийной машине. Так что использование многослойных полимерных защитных материалов — это очень большой плюс для увеличения ресурса бронеавтомобиля.

Еще одна немаловажная вещь — шины. Во-первых, не каждая резина выдержит больший вес, а во-вторых, не исключена возможность нападения, где возможно случайное или намеренное повреждение колес. Даже в таком случае автомобиль должен сохранять управляемость на достаточно высоких скоростях и пройти достаточное расстояние до места, где можно спокойно поменять поврежденное колесо. Для этого используются специальные вставки, позволяющие безопасно маневрировать на высоких скоростях как непосредственно в момент повреждения, так и на уже поврежденных шинах.

ДОТ для богатых

Поскольку автомобили скрытого бронирования в основном изготовляются для людей весьма состоятельных, то и уровень комфорта в салоне должен быть соответствующим. Ведь производителям необходимо руководствоваться не только соображениями безопасности пассажиров, но и созданием оптимальных условий для работы. Одинаковые базовые модели можно бронировать и использовать по-разному: от машины сопровождения до роскошного передвижного офиса. Здесь все зависит только от пожеланий клиента и толщины его кошелька. Отделка салона и композиция его интерьера выполняются в соответствии с требованиями заказчика, но при условии, что это не повредит его безопасности: по возможности сохраняется легкодоступность всех элементов, однако внутреннее пространство стараются не перегружать. Устанавливается также и спецоборудование, скрывая его от посторонних глаз. Если клиент пожелает, можно даже установить на машине дистанционные сканеры, способные обнаружить взрывные устройства или материалы, установленные каким-то недоброжелателем.