Кошмар возвращается

Прошел год, и правительство Москвы 3 июня этого года приняло постановление за №412 – ПП, утвердившее Правила задержания ТС и помещения его на штрафстоянку. И в жизнь столичных авто-владельцев вновь вернулся забытый было кошмар.

С тех пор как новый КоАП отменил использование эвакуаторов для перемещения неправильно припаркованных машин, автовладельцы, что называется, облегченно вздохнули. Прошел год, и правительство Москвы 3 июня этого года приняло постановление за №412 – ПП, утвердившее Правила задержания ТС и помещения его на штрафстоянку. И в жизнь столичных авто-владельцев вновь вернулся забытый было кошмар.

Столичная ГАИ (как, впрочем, и вся милиция в целом) упорно продолжает испытывать серьезные материально-технические трудности, и, для того чтобы начать выполнять постановление, ей необходимо “вооружиться” эвакуаторами. Но, по слухам, московские градоначальники уже осенью этого года выделят 2 миллиона рублей на закупку спецтехники и примерно столько же — на оборудование штрафстоянок. Кстати, оплата за принудительное пребывание “в гостях” нынче почасовая, причем первые три часа вроде как бесплатные. Вместе с тем не стоит забывать, что услуги эвакуатора придется оплачивать отдельно, независимо от того, сколько времени ваш “конь” провел на стоянке (хоть десять минут).

Напомним, что с введением в действие нового КоАП задержание транспортного средства как мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении возможно лишь при следующих нарушениях: езда в “датом” виде, управление автомобилем без водительского удостоверения, регистрационных документов, доверенности, а с 1 января 2004 года можно загреметь на штафстоянку и за отсутствие страхового полиса обязательной “автогражданки”. Также вашу машину вправе погрузить на эвакуатор за неправильную стоянку или остановку, за езду на транспорте с заведомо неисправной тормозной системой или рулевым управлением и за невыполнение законного требования сотрудника милиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Срок хранения автомобиля исчисляется, как мы уже говорили, в часах с момента его помещения на стоянку. Выдача задержанного авто будет производиться только после оплаты владельцем всех расходов.

Плата за штрафстоянки была поистине колоссальна и превышала рыночную стоимость обычной охраняемой стоянки в десятки (а то и сотни) раз. Городские предприятия, которые и должны были содержать штрафстоянки, отдали их на откуп коммерческим фирмам — различным ООО, ЗАО и ПБОЮЛам, которые, в свою очередь, занимались откровенным вымогательством, нередко вступая в сговор с преступниками в погонах. Думается, что сейчас дела будут обстоять не лучше.

Смертельный случай

Известен случай, когда пожилой автовладелец оставил возле магазина под знаком “Остановка запрещена” свою свежекупленную шестерку. Когда пенсионер вышел с покупками, то обнаружил, что машины нет. Первая мысль — угнали. У старичка из рук выпали сумки, затряслась голова, и он замертво упал на землю... Когда сын погибшего подал машину в розыск, то узнал от дежурного по отделу милиции, что машина не угнана, а эвакуирована на штрафстоянку из-за нарушения “парковочного” пункта ПДД.

Этот случай произошел еще до принятия нового КоАП. Похоже, что уже в самом ближайшем будущем волна подобных историй с новой силой захлестнет Москву, поскольку, как и прежде, разрешено оттаскивать автомобиль на штрафстоянку в отсутствие водителя.

Штрафной бизнес

То, что происходило с автомобилями на этих штрафстоянках, знают все, даже люди, чьи машины туда никогда не попадали. В большинстве случаев автомобили не первой свежести распродавались на запчасти. С машинами поновее поступали и того проще — продавали с молотка, а если объявлялся владелец, то ему заявляли, что автомобиль угнан...

Но даже если с машиной ничего и не случалось, многие люди их лишались только потому, что не могли своевременно внести выкуп, а через считанные дни счетчик за стоянку превышал стоимость самой машины. И тогда работники стоянки предлагали владельцу продать за бесценок документы на его машину.

Но пугают даже не эти страшилки. Вызывает серьезное недоумение факт, что московское правительство наплевательски относится к закону федерального уровня, коим и является КоАП. В частности, в новом административном Кодексе сказано, что порядок задержания транспортного средства, помещения его на стоянку и хранения устанавливается Правительством РФ. Но Правительство РФ до сих пор не приняло нормативного документа, устанавливающего такой порядок.

Но это далеко не единственное нарушение, которое допустило правительство Москвы по отношению к федеральным законам. Отметим, что задержание автомобиля не является наказанием за административное правонарушение, так как в перечне видов наказаний, установленных в КоАП, такого положения нет. Из этого следует вывод, что эвакуация и хранение автомобиля на штрафстоянке — услуга, которую навязывают градоначальники и ГИБДД. И здесь постановление московского правительства вступает в противоречие с законом РФ “О защите прав потребителей”, статья 16 которого гласит, что гражданин вправе отказаться от оплаты навязанных услуг.

Есть еще один момент, свидетельствующий о том, что принятое постановление не может считаться законным. Тут надо учитывать, что фактически данный документ устанавливает правила оказания услуг по хранению автомобилей. А статья 38 все того же закона РФ “О защите прав потребителей” говорит, что правила оказания услуг устанавливаются только на уровне Правительства РФ. В общем, граждане, если ваш автомобиль отволокут на штрафстоянку, готовьтесь к судебным тяжбам — закон будет на вашей стороне.