Спасение утопающих…

Только за восемь месяцев этого года в стране зарегистрировано более 79 000 дорожно-транспортных происшествий. Другими словами, от аварии не застрахован никто.

Только за восемь месяцев этого года в стране зарегистрировано более 79 000 дорожно-транспортных происшествий. Другими словами, от аварии не застрахован никто.

Но, как ни странно, самые большие неприятности в этой ситуации могут ожидать вас уже после самого ДТП. И все из-за неверно или неточно запротоколированного происшествия.

Часто сотрудники ДПС выезжают на место аварии без оперативно-следственной бригады. К сожалению, профессионализм отдельных служивых оставляет желать лучшего — гаишники нередко неправильно рисуют схемы ДТП, не отражают в протоколах очень важные детали происшествия, вписывают “от фонаря” свидетелей и очевидцев...

И поскольку от дорожных аварий не застрахован никто, каждый водитель должен четко знать: что и как обязаны делать должностные лица при оформлении ДТП, какими юридическими документами они руководствуются и какова степень участия водителей, причастных к ДТП, в проведении на месте происшествия первоначальных следственных действий.

Следите за руками

Итак, обо всем по порядку. Осмотр места происшествия — по сути, единственное следственное действие, которое предпринимают инспектора при разборе аварии. Методике проведения осмотра специально обучают в гаишной учебке, что в подмосковной Ивантеевке. Но то ли в силу специфики учебного процесса, то ли из-за особенностей обучаемых на практике весьма редко можно встретить грамотно составленный протокол. А ошибки и неточности, допущенные дорожными милиционерами при проведении осмотра, потом, между прочим, очень сложно поправить. Так что именно на начальной стадии оформления ДТП имеет смысл проявить максимум внимательности и терпения, отслеживая все действия инспектора ДПС или выездного дежурного ГИБДД.

Оформление аварии начинается с приглашения двух посторонних лиц, именуемых понятыми. Советуем вам обратить самое пристальное внимание на то, чтобы эти двое были действительно посторонними и незаинтересованными лицами, а не приехавшими вместе с работниками милиции (такое довольно-таки часто бывает). По закону понятые — гаранты непредвзятости производимых на месте ДТП замеров и их отражения в документах. В задачу понятых входит наблюдение за правильностью и точностью измерений. Они должны находиться вместе с сотрудником ДПС или выездным дежурным от самого начала осмотра места дорожно-транспортного происшествия до окончания его проведения и составления схемы, под которой, кстати говоря, обязаны подписаться.

На практике бывает так, что понятым предлагается подписать чистый бланк протокола осмотра места происшествия и схемы к нему. Это гаишники обычно объясняют экономией времени, плохими погодными условиями и прочими неудобствами. Понятые на такое предложение легко соглашаются, поскольку провести час-полтора на дороге — перспектива не из веселых. А если к тому же еще идет дождь или снег... В общем, понять психологию понятых несложно. Ну а должностное лицо, производящее осмотр, избавившись от лишних глаз, чувствует себя гораздо спокойнее...

По закону сотрудник ДПС вправе привлечь к осмотру и участников ДТП, если они, конечно, пригодны по состоянию здоровья. Получается, что все зависит от волевого решения должностного лица. Справедливости ради отметим, что в большинстве случаев участники аварии все же присутствуют при осмотре. Другое дело, насколько они педантичны в своих наблюдениях, ведь шок после аварии сказывается на внимательности. Поэтому тут совет такой: в каком бы шоковом состоянии вы ни находились, постарайтесь сконцентрироваться и ни при каких обстоятельствах не отвлекайтесь от наблюдения за действиями гаишника, проводящего осмотр. Помните, что по завершении осмотра вам предложат своей подписью удостоверить объективность полученных данных, а значит, подтвердить, что вы все видели, все слышали, все наблюдали. Если на более поздних этапах разбирательства ДТП окажется, что в протоколе осмотра места происшествия содержатся сведения, не соответствующие действительности, но скрепленные вашей подписью, маловероятно, что вам удастся найти понимание у людей в погонах или судьи.

Следы на асфальте

В общем, будучи привлеченным сотрудниками ДПС к участию в осмотре места происшествия, отнеситесь к этому более чем серьезно. Фиксируйте для себя на отдельном листке бумаги все данные, которые инспектор заносит в протокол. Особое внимание уделите месту обнаружения различных предметов, так или иначе связанных с аварией (осколки стекла, осыпь грязи). Обязательно проследите за тем, чтобы с предельной точностью в акте осмотра места ДТП и в графической схеме были отображены: следы транспортных средств, их конфигурация и протяженность, место расположения на дороге вещей потерпевшего (в случае наезда на пешехода), положение его тела, наличие следов крови на асфальте… Сантиметры могут сыграть решающую роль в вашей судьбе.

Необходимо четко для себя сформулировать и сверить с записями в протоколе, перед тем как придется его подписывать, следующее: в каком состоянии на момент ДТП находилось дорожное покрытие (мокро, гололед, выбоины), каковы были условия видимости. В дальнейшем это может помочь вам доказать свою невиновность.

Графическим отображением протокола осмотра места ДТП служит схема. Она выполняется только на миллиметровке в масштабе, позволяющем точно воспроизвести всю картину произошедшего на момент осмотра. Все величины — привязка места ДТП к местности, расположение предметов, следов — должны тютелька в тютельку отразиться на схеме. На практике случается, что не всегда правильно и полно в схеме отражается картина ДТП. Еще раз повторим, что никогда не стоит поддаваться на уговоры инспекторов подписать чистый бланк (будь то схема ДТП, протокол осмотра места происшествия или справка об аварии), поскольку таким образом вы можете сами себе вырыть могилу...