Кома автопрома

Закрыл двери очередной Российский международный автосалон. Участники себя показали, других посмотрели и убираются восвояси, а организаторы и окрестные парковщики подсчитывают барыши.Как оценить итоги происходившего в Москве действа?

Закрыл двери очередной Российский международный автосалон. Участники себя показали, других посмотрели и убираются восвояси, а организаторы и окрестные парковщики подсчитывают барыши. Как оценить итоги происходившего в Москве действа?

Огромные размеры выставочных площадей вполне могут произвести впечатление. На неподготовленного человека. Завораживал блеск новеньких авто и изящные формы девочек-моделей. Шутка ли, столько новых и дорогих автомобилей сразу в одном месте. Плюс несколько несвежих футуристических концептов и парочка международных премьер...

Судя по всему, подавляющая часть иностранных автопроизводителей настроена и дальше активно работать на российском рынке, становящемся с каждым годом все более перспективным. Об этом в один голос твердили представители ведущих мировых автоконцернов на многочисленных пресс-конференциях и брифингах. Но если это действительно так, то почему кроме двух — мировой и европейской — премьер мы не увидели ничего по настоящему нового? За державу обидно. Если верить Интернету, то на сентябрьском автосалоне во Франкфурте одних концептов ожидается не менее шестидесяти штук, а мировых премьер и того больше. Получается, мы с вами все еще остаемся за бортом цивилизации. Нам такого не показывают — рылом не вышли.

От этой гневной ноты самое время перейти к главному. А главным в свете всего вышесказанного остается судьба многострадального российского автопрома. Боль наша и слезы. К отечественным машинам мы исторически относимся с некоторым снисхождением. Но даже при самом снисходительном подходе нам так и не удалось обнаружить ни одного намека на серьезную перспективу. Другие скажут: лишние навороты и сенсации здесь не нужны. Россияне в основной своей массе нуждаются в простом и доступном транспорте. А средний россиянин с его среднестатистической зарплатой в 3000 рублей уже давно выведен из числа потенциальных покупателей автомобилей. Может, оно и так, но появившаяся в последнее десятилетие конкуренция со стороны иномарок в ближайшие годы обещает опрокинуть российскую автомобильную промышленность в яму убыточности и перепроизводства.

Схема подобного опрокидывания предельно проста и давно известна: чтобы получать прибыль и развиваться, пусть даже не очень энергично, к примеру, такой гигант, как “АвтоВАЗ”, должен в год продавать не менее 600 тысяч автомобилей, иначе огромное производство окажется за чертой рентабельности. При меньших продажах не хватит оборотных средств. Выход в таком случае один — постепенно сокращать количество моделей, закрывать цеха и ликвидировать рабочие места. А это, сами понимаете, — социальный взрыв. За счет предприятий живут целые регионы. Та же “петрушка” и на других заводах, только в иных масштабах. Экспансия со стороны иномарок уже подвела автопром к опасной черте. Некоторые эксперты, предвидя неладное, утверждают, что ситуацию смогут исправить только “драконовские” (100 и более процентов) таможенные пошлины на новые и подержанные иномарки. Лишь рублем можно заставить людей предпочесть наше изделие качественному автомобилю из-за “бугра”. Однако другие аналитики на этом не останавливаются и ратуют за господдержку (субсидии) для автопроизводителей опять же при непременном повышении пошлин. Тут уж просто остается развести руками! Народные миллионы пойдут на поддержку пусть отечественных, но частных компаний, а затем эти компании будут предлагать купить свои поделки уже заплатившему за них народу? Попахивает дурно...

Между тем есть и третий выход из зловещей ситуации. Если российские предприятия в течение нескольких ближайших лет предложат покупателям по-настоящему современные конкурентоспособные модели, которые вытеснят с рынка более дорогие и аналогичные по качеству иномарки, то шансы на выживание автопрома резко увеличатся. Но, увы, сколь ни искали мы в Экспоцентре такую машину, так и не нашли.