Спасайся кто может

Этим летом столичный мэр впервые озвучил мысль о возможном сносе части одноэтажного гаражного фонда, дабы возвести на месте допотопных строений современные многоэтажные паркинги или другие не менее нужные столице, по мнению градоначальника, сооружения.

Этим летом столичный мэр впервые озвучил мысль о возможном сносе части одноэтажного гаражного фонда, дабы возвести на месте допотопных строений современные многоэтажные паркинги или другие не менее нужные столице, по мнению градоначальника, сооружения. Между тем власти уже вплотную приступили к сносу одноэтажных “бунгало”.

Согласитесь, что человеку, получившему в свое время законное право на землю и установку на ней гаража, очень сложно понять, почему сегодня его

с этой земли гонят взашей, а гараж — идет под бульдозер. Особенно после регулярного внесения арендной платы за землю и коммунальных платежей.

Землеотвод под строительство ГСК “Экспресс” был получен еще в 1987 году. Решением Бабушкинского райисполкома кооператив получил землю в бессрочное и бесплатное пользование.

А в начале девяностых ГСК пошел навстречу новым городским властям и заключил договор с Москомземом на аренду занимаемого участка.

Но времена меняются, город растет и как губка впитывает колоссальные инвестиции. Видно, настал черед потесниться и гаражистам. Из-за строительства на территории, примыкающей к ГСК “Экспресс”, гипермаркета “Мосмарт” и здания дирекции парка “Лосиный Остров” местные и городские исполнительные власти развернули кампанию по выдавливанию автомобилистов с занимаемой ими территории. Руководство местной управы предпринимает активные попытки уговорить членов ГСК на ликвидацию кооператива и снос гаражей, чтобы на их месте построить многоэтажный паркинг на 500—700 машино-мест. При этом никаких гарантий по предоставлению в нем площадей членам кооператива, понятное дело, не дается. А откуда взяться гарантиям и даже просто обещаниям, если ни конкурса по выбору подходящего инвестора, ни проекта еще нет и в помине? Не проработаны вопросы геодезических исследований территории, тем паче что в районе размещения стоянки из-за наличия сложных подземных сооружений и коммуникаций многоэтажное строительство запрещено.

В июне, дабы ускорить процесс ликвидации ГСК “Экспресс”, местной управой была проведена силовая акция по сносу 48 гаражей, расположенных в непосредственной близости от входа в парк “Лосиный Остров” со стороны улицы Проходчиков, якобы для расчистки территории под строительство здания дирекции парка. Но в этом месте проходят силовые кабели сети “Мосэнерго” и магистральные кабели дальней правительственной связи, что, сами понимаете, ставит под вопрос строительство большого административного здания. По единодушному мнению гаражистов, “зачистка” территории была проведена грубо и с нарушениями закона: владельцы не были уведомлены заранее о конкретной дате и времени проведения мероприятия, не составлялись акты на ценное имущество, изымаемое из сносимых гаражей. Несмотря на присутствие наряда милиции, часть этого имущества оказалась разворованной мародерами.

Товарищи по несчастью

Один в один ситуация повторяется и на 104-м километре МКАД. “МКмобиль” уже не раз писал об этом затянувшемся конфликте, в котором дело дошло уже до арбитражного суда. Напомним, что по распоряжению префекта Восточного административного округа участок земли, расположенный на внутренней стороне МКАД, предписывалось освободить, так как он был передан в аренду под строительство торгового центра ООО “Метро Кэш энд Керри”. Закавыка состоит в том, что на этом месте находятся три ГСК: “Автолюбитель”, “Мотор” и “Спортивный-2”, включающих в себя порядка двух тысяч гаражей. Люди начали борьбу за свои права. Причем автовладельцы не отказываются вовсе от переезда. Они справедливо требуют лишь компенсации ущерба и строительства нового паркинга, куда можно будет переместить автомобили до начала работ по возведению гипермаркета. Справедливость их требований основывается на постановлении правительства Москвы №1031-ПП, которое предусматривает четкий порядок действия местных властей при освоении территорий и развитию крупных объектов торговли и услуг на площадях, прилегающих к МКАД и Третьему транспортному кольцу. Кроме того, распоряжение префекта ВАО о сносе противоречит п. 3 ст. 35 Конституции РФ, где указано, что “...Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения”.

Арбитраж, приняв во внимание доводы заявителей, до вынесения окончательного решения наложил обеспечительные меры на спорные территории. По ним запрещалось производить действия, направленные на реализацию спорного распоряжения префекта ВАО, то есть ломать гаражи. Но ситуация, вроде бы ненадолго стабилизировавшись, снова вышла из-под контроля.

Снос гаражей все же начался. По словам Кирилла Крылова, адвоката кооператоров, позиция префектуры следующая: они издали другое распоряжение, которое касается освобождения неких подземных коммуникаций. Поэтому бульдозеры и рабочие действуют абсолютно законно, так как новый документ еще никто не обжаловал и не отменял. Более того, о нем никто из гаражников и не знал — впрочем, как и о точной дате начала работ. Власти все провернули оперативно и грамотно: даже приехавшие на место судебные приставы не смогли ничего противопоставить сломщикам, кроме составления соответствующего акта. Думается, никому не нужно объяснять, что происходило при этом с имуществом владельцев гаражей, не оказавшихся на месте при сносе. Далеко не все удалось уберечь. Всего же по первоначальному плану “освобождения коммуникаций” здесь планируется снести порядка 350 гаражей.

Золотая середина, где ты?

Не нужно проводить никаких параллелей, чтобы понять: политика московского руководства направлена исключительно на получение максимально возможной прибыли из каждого квадратного метра городской земли. Вполне логично и правильно, скажут одни: гаражные “шанхаи” отнюдь не являются лицом нашего хорошеющего день ото дня города — скорее наоборот. Эти незамысловатые постройки вроде бы и несут довольно важную социальную и практическую нагрузку, но лучше на месте гаражных кварталов смотрелись бы красивые современные здания и аккуратные, освещенные фонарями газоны вокруг них. Все верно: подавляющее число владельцев сносимых нынче гаражей вполне разделяют подобную точку зрения. Но нельзя государству силой отбирать у людей то, во что вложены пот и значительные средства, без хотя бы минимальной компенсации — мы уж не говорим о полном возмещении затрат. Государство от этого богаче и могущественнее точно не станет: люди потеряют веру в него и, поверьте, найдут лазейку, как восполнить утраченное. Однако нынешние власти не желают выполнять обещания, взятые своими предшественниками ранее. У города, говорят, сегодня нет возможности отказываться от территорий, некогда безвозмездно переданных частникам под гаражи. Остается одна надежда — на московскую гаражную программу, тоже, в свою очередь, совсем не благотворительную, призванную решить хотя бы часть проблем, накопившихся в этой сфере.