1388

Двойной удар

По статистике, практически каждый водитель хотя бы раз был участником ДТП. Поэтому процесс разбора, что называется, на месте или через сотрудников ГАИ хорошо знаком всем не понаслышке: ссоры, споры, иногда угрозы… О том, как правильно себя вести после ДТП и избежать дальнейших неприятностей, наш сегодняшний рассказ.
Поделиться

По статистике, практически каждый водитель хотя бы раз был участником ДТП. Поэтому процесс разбора, что называется, на месте или через сотрудников ГАИ хорошо знаком всем не понаслышке: ссоры, споры, иногда угрозы… О том, как правильно себя вести после ДТП и избежать дальнейших неприятностей, наш сегодняшний рассказ.

А вария — это не только груды искореженного железа, но и, безусловно, сильное эмоциональное потрясение. Участники аварии в ближайшие несколько часов после случившегося могут себя вести непредсказуемо: плакать, истерически смеяться, орать на всех и вся, бросаться с кулаками. Медики в таком поведении людей не видят ничего аномального, поскольку это естественная реакция психики на стрессовую ситуацию.

Эмоциональное напряжение и психологическая неустойчивость любого лица, причастного к аварии, может свести и без того конфликтную ситуацию к бытовому мордобитию или даже поножовщине. Думается, что подобный исход дела вряд ли поспособствует разрешению вопроса о виновности. Бывали даже случаи, когда пострадавший водитель набрасывался с кулаками на своего оппонента, избивал его и… шел на скамью подсудимых по статье “хулиганство”.

И хорошо, если за этот эмоциональный проступок срок не пришлось мотать. Поэтому, независимо от того, виновник вы или жертва ДТП, никогда не вступайте в пререкания с другими причастными к аварии лицами ни до, ни после приезда сотрудников ГИБДД. Все “лестные” слова на тему, кто какой разэтакий водитель, лучше оставьте при себе. По мере возможности сохраняйте хотя бы внешнее спокойствие. Приезда сотрудников Госавтоинспекции рекомендуем дожидаться в машине, если она, конечно, позволяет в ней находиться. Ни в коем случае не надо бегать по проезжей части и собирать разбросанные предметы от вашего авто, поскольку любая мелочь (даже незначительный кусок радиаторной решетки) может помочь восстановить картину произошедшего.

Когда на место происшествия прибудет сотрудник ГАИ, с ним тоже нужно общаться более чем деликатно. Постарайтесь не реагировать и уж тем более не указывать на грубый или раздражительный тон служивого, поскольку ваша авария, вполне возможно, уже далеко не первая за его дежурство. Кстати, вежливое общение с представителем власти поможет избежать дальнейших неприятностей. К примеру, самый распространенный конфликт между инспектором и лицами, причастными к ДТП, возникает, когда служивый направляет участников аварии на прохождение медицинского освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. Напомним, что ПДД обязывают водителей это делать по требованию сотрудников ГАИ. Споры по этому вопросу возникают из-за того, что водители — участники ДТП — хотят присутствовать при проведении осмотра места происшествия, а отлучка к врачам лишает их этой возможности. Помимо прочего, при совершении ДТП в неоживленных местах возникает проблема охраны транспорта от расхищения (наши российские умельцы за полчаса от машины оставят рожки да ножки). В общем, получив несвоевременное приглашение от должностного лица проследовать с ним на “продувку”, попросите его вежливо и спокойно перенести визит к медикам на более поздний срок, поскольку хотите присутствовать при осмотре места происшествия. Оговоримся, что в ваших словах не должно быть и намека на то, что вы не доверяете инспектору, поскольку это может его оскорбить и даже разозлить. Поэтому фраза типа “ты сейчас без меня такого намеришь и понапишешь” — недопустима.

В случае категорического отказа в удовлетворении вашей просьбы советуем поставить в известность старшего следственно-оперативной группы или старшего из сотрудников ГИБДД, находящихся на месте происшествия. Если и это ничего не даст, лучше подчинитесь требованиям сотрудников милиции, обжаловав позднее их действия (на следующий день или сразу после того, как закончится вся процедура оформления происшествия) вышестоящему начальнику. Напомним, что за отказ проходить медицинское освидетельствование на состояние алкогольного опьянения вас могут лишить водительского удостоверения и к тому же признают пьяным. Самое главное в данной ситуации — не вступать в спор с людьми в погонах, поскольку это бесперспективно.

При прохождении освидетельствования требуйте, чтобы сотрудники медицинского учреждения взяли у вас биологические пробы (мочи, слюны, крови). Частенько бывает так, что совершенно трезвые люди согласно показаниям “трубочки” оказываются в состоянии алкогольного опьянения. Если же вас признали датым, а вы убеждены, что не пили (по крайней мере за последние сутки), смело ступайте после завершения всех формальностей с ГИБДД в любое другое независимое медучреждение, имеющее соответствующую лицензию, и еще раз пройдите проверку на “пьянку”. Вполне возможно, что полученное заключение будет для вас аргументом в суде, который оградит от нежелательных последствий. Кстати, между первым и вторым освидетельствованием не должно пройти более двух часов, в противном случае результаты повторной экспертизы будут недействительны.

Что касается вопроса сохранности оставленных на месте аварии машин, особо подчеркнем, что пока водителей возят на “продувку”, охрана автомобилей целиком и полностью лежит на сотрудниках ГИБДД. В случае разграбления транспортных средств на месте происшествия может быть возбуждено уголовное дело (по заявлению заинтересованных сторон) и на основании статей Гражданского процессуального кодекса РФ предъявлен иск о возмещении материального ущерба к Управлению внутренних дел, чьи сотрудники не исполнили свой профессиональный долг надлежащим образом.