Продажные секреты

База данных ГИБДД Москвы и Московской области содержит информацию о 10 608 499 автомобилях, зарегистрирован-ных в отделах МРЭО, 8 567 698 автовладельцах и более 3 069 186 архивных записей.

База данных ГИБДД Москвы и Московской области содержит информацию о 10 608 499 автомобилях, зарегистрирован-ных в отделах МРЭО, 8 567 698 автовладельцах и более 3 069 186 архивных записей.

База поставляется в запакованном виде на 3 CD, занимает на жестком диске

4,33 Гб и работает под операционными системами: Windows 98/ME/2000/XP. Вот так буднично, ни от кого не скрываясь многочисленные торговцы предлагают по Интернету строго служебную информацию. Торговля происходит цивильно и грамотно. Указан объем базы, ее актуальность (время последнего обновления) и доступные опции. Например, в базе зарегистрированных в ГИБДД авто предлагается опция “поиск”: по номеру автомобиля, двигателя, кузова, шасси; по марке автомобиля, модели; по Ф.И.О., адресу владельца; по дате регистрации машины в ГИБДД. Кроме данных ГИБДД столицы и Московской области в списках продаж фигурирует еще Федеральная база розыска за 2003 год, включающая в себя информацию об

1 534 269 единицах похищенного автотранспорта,

3 888 794 записи о пропавшей спецпродукции (в переводе на русский — сколько левых ПТС сейчас в обороте), плюс список лиц, состоящий из 173 644 имен, числящихся в федеральном розыске. В дополнение есть база данных “Организованные преступные группировки”, которая содержит сведения о лицах, совершивших противоправные деяния, проходивших по уголовным делам в качестве обвиняемых, свидетелей и потерпевших; реализован поиск по ключевым словам — “автомат”, “угон”, “розыск”. Мало? Вам предложат базы: “Таможня” (сведения об автомобилях, прошедших таможенную чистку), “Лабиринт” (база данных о политиках и их биографиях), “Лунар” (телефоны и справочная информация о руководящем составе МВД) и многое-многое другое.

Цены варьируются от 200 до 350 рублей за один компакт-диск. Однако, по мнению специалистов, за эти деньги по Интернету и на уличных лотках продаются исключительно устаревшие базы данных, лет эдак на 5—6, да к тому же не всегда соответствующие действительности и зараженные различными электронными вирусами. Стоимость же подлинно свежей, недавно обновленной базы — от 100—300 долларов за один СD.

Тираж не вышел

С начала 2003 года в Москве подразделениями Управления по борьбе с экономическими преступлениями изъято более 300 компакт-дисков, на которых записана информация о номерах, марках и владельцах машин. Надо отдать должное, представители правоохранительных органов честно признают: да, на фоне тотальной распродажи везде и всюду так называемых конфиденциальных баз данных цифра в три сотни CD особо не впечатляет. Но следует учесть одно обстоятельство — что изъятые УБЭПовцами компакты — это не те болванки, продающиеся в розницу. Столичным сыщикам удалось пресечь распространение баз данных уровня высшей категории, то есть самых свежих, дорогих, на копировании которых впоследствии злоумышленники хотели неплохо заработать. Подобные “служебки” не теряют своей потребительской актуальности минимум полтора-два года, за это время с каждого СD-клише преступниками “клонируется” более тысячи копий. Если учесть, что одна база, как правило, идет на двух и более CD (распространители порой специально увеличивают число носителей информации, дабы побольше денег сорвать с клиента), то даже по самым скромным прикидкам УБЭП удалось предотвратить многотысячное тиражирование конфиденциальной информации.

Ясно как белый день — первыми торгашами секретных баз являются милиционеры. По словам самих служивых, выявить первоначальный канал утечки информации из стен МВДшного аппарата крайне сложно, а если быть до конца честными, то практически невозможно. Механизм воровства секретов отработан до совершенства. Этим зачастую занимаются бывшие сотрудники спецслужб и силовых органов. После увольнения из органов они не теряют доверительный контакт со своими бывшими сослуживцами. Плюс уволенные менты не понаслышке знакомы с методами работы силовых структур, и им не составляет никакого труда свою преступную деятельность построить таким образом, что, скажем, взять их с поличным — это нечто из области фантастики. Да и по уровню профессиональной подготовки и технической оснащенности ушедшие на “отдых” менты на порядок выше ныне действующих стражей порядка. Сказываются старая закалка и опыт. Но это один канал утечки секретов. Существует и другой — штатные хакеры частных охранных предприятий. Закрытая информация скачивается непосредственно по электронной Сети. Однако, по мнению специалистов, это лишь вспомогательный канал утечки секретных баз данных. Все не скачаешь, да и взломать защиту непросто. Так что основная утечка происходит через действующих сотрудников правоохранительных органов.

Своих не сдаем

Примечательно, в большинстве случаев под громкими заявлениями о схваченных группах преступников, занимающихся незаконной торговлей конфиденциальной информацией, скрывается лишь одно — взяли рядовых продавцов компакт-дисков. Максимум, что они могут сказать задержавшим их милиционерам, — мол, купили базы на рынке, у кого — не помнят, сами на своих компьютерах сделали копии, просто решили немного подзаработать. Впрочем, бывают и исключения: нередко правоохранительным органам удается повязать с поличным непосредственно поставщика баз из силовых структур. Но здесь срабатывает негласный закон — “своих не сдаем”.

И в СМИ информация о задержании очередного торговца секретами в погонах уже не доходит.

В столице главными потребителями столь специфичной продукции являются члены организованных преступных группировок, мошенники, работники частных охранных предприятий и журналисты. Но надо отметить, что и обычные автовладельцы не прочь приобщиться к миру секретов. Происходит это зачастую после ДТП, когда надо “пробить” личность своего визави по аварии или перед покупкой подержанного автомобиля с целью оперативной проверки авто на криминал. Конечно, специалисты над телодвижениями “чайников” посмеиваются, но факт остается фактом: у автомобилистов базы ГИБДД пользуются устойчивым спросом. Не зря же в последнее время продавцы баз с лотков ушли на светофорные перекрестки и там напрямую всем водителям подряд предлагают свой товар.