Чарующий запах денег

В официальной церемонии открытия юбилейного 60-го Международного автомобильного салона во Франкфурте-на-Майне (ФРГ) принял участие канцлер ФРГ Герхард Шредер — таков статус этой выставки и таково значение автомобильной промышленности в экономиках ведущих держав мира и прежде всего — стран “большой семерки”.

В официальной церемонии открытия юбилейного 60-го Международного автомобильного салона во Франкфурте-на-Майне (ФРГ) принял участие канцлер ФРГ Герхард Шредер — таков статус этой выставки и таково значение автомобильной промышленности в экономиках ведущих держав мира и прежде всего — стран “большой семерки”. Наш президент в обозримом будущем вряд ли станет открывать московский автосалон, хотя Россию и приняли восьмым членом “могучей кучки”: лицезреть убожество отечественного автопрома главе российского государства вряд ли доставит удовольствие, а за участие в этом “местечковом”, по меркам мирового автомобилестроения, мероприятии могут и попросить из “восьмерки”.

Увы, главный вывод, возникающий после осмотра всего того, что на площади 25 футбольных полей сияет, поражает воображение, ласкает глаз и слух, вызывает восхищение техническим гением человека эпохи начала ХХI века, после глубокого погружения в сказку высоких технологий, использованных для производства четырехколесного экипажа, таков: России самостоятельно уже никогда не войти не только в восьмерку, но даже в двадцатку ведущих стран — производителей авто. Российскому автопрому без иностранных инвестиций и технологий никогда не встать с колен, какие бы таможенные тарифы и концепции его возрождения ни принимало бы правительство. Экспресс мирового автостроения не только ушел, он давно скрылся за горизонтом!

Устроители выставки, справедливо претендующей на лидерство среди всех автошоу мира, приготовили, по словам исполнительного директора “Ассоциации немецких производителей автомобилей” доктора Куниберта Шмидта, для посетителей выставки фейерверк технических и дизайнерских открытий. Действительно, гранды и даже малоизвестные фирмы привезли на этот юбилейный автосалон все самое новое и кое-что из будущего, а презентовали журналистам все это техническое роскошество, как правило, президенты компаний, корпораций и фирм. Поверьте, они не краснели за свою продукцию, и все двери (вспомним пресловутую презентацию “Шеви-Нивы”!) закрывались именно так, как это было задумано.


Вполне справедлив и девиз Франкфуртского автосалона — “Чарующий мир автомобиля”: 850 тысячам ожидаемым посетителям предоставлена возможность лицезреть 125 мировых автопремьер, среди которых 60 абсолютно новых моделей плюс огромное число новых технологий во всех областях автостроения.

Дела поправятся

И еще одна общая примета этого автошоу. Франкфурт — мировой финансовый центр, денежный кошелек объединенной Европы, практически все его современнейшие небоскребы — штаб-квартиры крупнейших банков, включая и главный банк ЕС. Быть может, этот “запах больших денег” способствовал тому, что шефы мировых автомобильных компаний начинали презентационные спичи с финансовых оценок и прогнозов.

Дэвид Терсфилд, глава фордовских международных операций, сообщил, что владельцы акций могут уже более не беспокоиться — дела с европейскими продажами налаживаются и потеря в первом квартале $525 млн. к концу года будет возмещена. Финансовый шеф “Porsche” Холгер Хертер обозначил вялость европейского рынка спортивных моделей, но прогнозирует рост прибыли в будущем году. Финоракул VW герр Ханс Дитер-Петч доложил, что компания успешно преодолела трудности, вызванные укреплением евро по отношению к доллару.

Зато у транснациональных автогигантов — “DaimlerChrysler/ Mercedes-Benz”, BMW, “Toyota” — с финансами полный порядок, прибыли стабильно растут.

Расширяя спектр моделей, выбрасывая на рынок по несколько новинок в год, шпигуя их технологическими новациями, которые делают их все “красивей и шустрей”, экономичней, экологичней, безопасней и, конечно же, дороже, а в рыночном сегменте больших люксовых машин баснословно дорогими, автомобильный бизнес продолжает “обувать” потребителя, заставляя с помощью миллиардных рекламных бюджетов и рыночных ухищрений приобретать авто. Даже с такими наворотами и фенечками, которые, по мнению многих европейских экспертов, на самом деле вовсе не нужны клиенту — ведь машина не самолет! Однако автомобиль давно стал статусным предметом быта, даже в России.

Впрочем, у “умненьких”, особенно американо-немецких автогигантов, есть еще один надежный и более эффективный способ отъема денег у потребителя, хорошо отработанный за океаном. “Opel”, VW, “DaimlerChrysler”, BMW обзавелись собственными банками, предоставляющими кредиты на покупку авто и страхующими их. Оказалось, что такие банковские операции приносят прибыли, многократно превышающие доходы от прямых продаж автомобилей!



И никакой альтернативы

Но обратимся к экспозиции Франкфуртского автосалона. Я обошел его павильоны с ныне независимым экспертом, а ранее конструктором и дизайнером, многие годы проработавшим у таких “монстров” зарубежного автопрома, как “Opel”, “Ford”, “Porsche”, г-ном Гансом-Питером Хеммером. На его просвещенный взгляд, очевидно желание автопроизводителей, чтобы их товар выглядел “веселее”, для чего он красится в яркие цвета с “бриллиантовым”, “жемчужным”, “золотистым” и прочим возможным блеском. Фирмы борются “за металл” и с металлом — то есть используют пластики, стеклопластики, керамические и композитные материалы. Идет “война” с моторами, то есть их самыми тонкими ухищрениями заставляют выбрасывать как можно меньше вредных веществ в выхлопе и максимально уменьшить свой топливный аппетит. Однако только одна фирма — BMW — объявила о том, что намерена всерьез биться за уменьшение веса своих моделей: каждая новая версия будет весить на сто килограммов меньше! Ведь, к примеру, каждые сто килограммов общего веса авто — это 2 000 л воды, истраченных на их производство! А немцам и иже с ними природу жалко.

По мнению Хеммера, на этом автосалоне слабо представлены альтернативные дизайновые решения, видно увлечение стилем ретро, когда используются стилистические решения минувших десятилетий по принципу “чтоб глаз кололо”. Так называемых гибридных автомобилей на выставке считанные единицы, исчезли из экспозиций и электромобили. А вот посетителей как раз весьма интересуют “гибриды”, в которых в разных комбинациях используется одновременно и двигатель внутреннего сгорания, и электромотор. При этом первый работает как источник мощности для движения и для подзарядки аккумуляторов.

Надо сказать, что если еще несколько лет назад клиенты из “стран народного потребления” не были готовы приплачивать за особые экологические достоинства гибридных авто, то сейчас ради охраны природы рады нести дополнительные расходы. Представленная на этом салоне новая версия гибридного авто Toyota Prius в Стране восходящего солнца хорошо раскупается. Во всяком случае для таких городов, как Москва, гибридные такси, городские автобусы и грузовики намного облегчили бы процесс дыхания обывателей. “Гибриды” ведь намного экологичней машин, использующих и газ.

Между тем одна из причин, почему ведущие автомобильные производители не спешат развивать производство гибридных машин, в том, что с каждым годом удается снижать на несколько процентов вредный выхлоп автомобильных моторов, а в перспективе маячит даже программа NOE, что покруче требований и “Евро-4” и “Евро-5”, когда зловредное влияние “дыхания” авто будет сведено почти к нулю.



Коттеджи на колесах

Экспозиция автосалона четко указывает и на то, что по-прежнему на потребу богатым юридическим и физическим лицам будут выпускаться лимузины от “Mercedes-Benz”, “Cadillac”, BMW, “Maseratti”, VW и “Lexus”, поражающие обычного рядового потребителя размерами, избытком дополнительных опций, мощностью моторов, устройств, обеспечивающих исключительные условия комфорта и безопасности. Спрос на эти машины устойчивый. На моих глазах ко входу выставочного комплекса подъехал Maybach c каким-то высшим чином из руководства корпорации “DaimlerChrysler”. Несколько японских фотожурналистов бросились к суперлимузину: как же, “живой” Maybach не на стенде или за стеклом автосалона, а на улице, в качестве простого транспортного средства!

Кстати, на автосалоне эта корпорация как флагман не только германского автопрома занимает огромное трехэтажное здание, в котором царствует все возможное и предстоящее под флагом Merсedes. В буквальном смысле у посетителей отвисает челюсть при созерцании премьерной модели SLR McLaren. Чудовищный гибрид спортивного купе с двигателем от “Формулы-1”. К сожалению российских клиентов, полагаю, что для этой машины подходящих дорог у нас пока что не найдется, только МКАД, да и то при условии, что ГАИ перекроет движение по крайней мере на ближайшие 50 километров. Завершая разговор о лимузинах, отметим еще одну тенденцию у покупателей этого сегмента, замеченную производителями дорогих машин. На стендах появились так называемые MPV, машины Е-класса: многоцелевые лимузины, которые, обладая всеми причиндалами люкс-авто, предоставляют объем просторного минивэна — эдакий коттедж с Николиной горы на колесах.

Порадуем “братков”: в производственной линейке BMW появилась “баварская шаха” — четырехместное купе 6-й серии с мощным движком от “семерки”, она выйдет на германский рынок весной будущего года. Вот что рассказал мне руководитель этого проекта BMW Михаэль Штанер:

— Почему мы решили выпустить купе 6-й серии? Это вовсе не что-то между “пятеркой” и “семеркой”, а продолжение традиции BMW. Знатоки помнят нашу первую “шестерку”, она появилась в 1971 году: спортивное купе 3,0 CSi с 3-литровым двигателем и электронной системой зажигания. Эта машина была высшим стандартом дорогих спортивных купе. Мы выпустили восемь тысяч таких машин. Нынешняя премьерная “шестерка” — продолжение легенды. Нам, думается, удалось вложить в нее старый принцип: совместить в одном автомобиле качество спортивной машины и комфорт Е-класса. Достаточно сказать, что в новой “шестерке” два задних пассажира располагаются вполне комфортно. Когда появится в России? Может быть, в конце будущего года...



Азиатский дневник

Теперь пройдемся по экспозициям компаний, работающих на российском рынке. Начнем со старого знакомого Mitsubishi Lancer. Три бриллианта в эмблеме “Mitsubishi Motors” начали сверкать иначе уже в августе на Московском автосалоне, на котором японцы показали премьерный седан нового, 9-го поколения в тридцатилетней истории Lanser, а во Франкфурте представлен уже и комби Station Wagon, и многоцелевой автомобиль MPV-класса Grandis, совмещающий в себе комфорт и динамичность седана, вместимость комби и вэна. Если прибавить сюда и новый Evolution VIII, то мы получим ту ударную силу, оснащенную превосходными моторами, с помощью которой компания намерена вернуть утраченные позиции в рыночном сегменте С-класса — самого актуального в Европе. При этом планируется 46,5% годового выпуска компактного седана продать в России.

С интересными предложениями вышел на Франкфуртский салон и другой популярный в России японский бренд — “Honda”. Модель Accord получила первый турбодизель собственной разработки объемом в 2,2 л, по выхлопу соответствующий требованиям стандарта “Евро-4”. Компания показала и гибридный Civic, его система “ДВД-электромотор” IMA, в которой электродвигатель помогает при больших нагрузках бензиновому, получилась вместе с аккумуляторами компактной, эффективной и легкой. Сivic IMA уже готовится к продажам в Европе. В экспозиции компании была и Honda FCX — машина, использующая для энергоснабжения электродвигателя экзотические пока в автомобилестроении водородные топливные элементы. Десяток таких автомобилей уже колесят по дорогам Японии и США. Наконец, “Honda” — одна из немногих компаний, дизайнеры которой закладывают в своих разработках элементы безопасности... пешеходов, минимизируя возможные травмы при наезде.

Мы уже коснулись выше европейской премьеры “Toyota” — гибридного автомобиля Prius, который при годовом пробеге в 20 000 км избавляет окружающую среду от дополнительной тонны СО2. Мало того, до конца будущего года появится роскошный гибридный Lexus, представленный во Франкфурте как концепт, как и футуристическое гибридное четырехместное спортивное купе CSS. Похоже, японцы решили спасти мир от вредных выхлопных газов, если им помогут покупатели. Заглядывая в близкое и отдаленное будущее, компания не забывает и о текущих продажах, представив обновленные RAV4, Lexus 430 и 300, Avensis Verso и столь любимый в определенных российских кругах Land Cruiser. “Toyоta” планировала продавать в год 800 тысяч автомобилей в 2005 году. Но достигла этой цели уже в году нынешнем. Теперь на очереди другая задача — продать в 2010 году уже 1,2 млн. машин.

Заглянем и к корейцам. “Daewoo”, входящая в GM, представила во Франкфурте симпатичный пятидверный компактный хэтчбэк Lacetti, в котором удачно сочетаются итальянский дизайн и надежный корейский инжиниринг. Машина оснащается любым из трех двигателей мощностью от 92 до 122 л.с. и в качестве опции — АКП. Самое любопытное для российского потребителя состоит в том, что Lacetti, предназначенная для европейских продаж, будет собираться и в Узбекистане вместе или вместо Matis — стало быть, она по сходной цене может продаваться в России.



За здоровьем — на колесах

На немецком автошоу не отстали от корейцев и другие “дочки” GM, активно работающие в России. “Opel” представил две новинки, названия которых у многих российских автовладельцев на слуху — Astra и Vectra Caravan. Первую производитель позиционирует как новое поколение популярной в России недорогой машины компакт-класса с удавшимся оригинальным и выразительным дизайном кузова, а вторую — как комби с расширенным объемом, замыкающую линейку семейства Vectra. Кстати, в частном музее двигателей и автомобилей одного франкфуртского бизнесмена мне показали ножную швейную машинку, с производства которых Адам Опель и начал свою конструкторскую деятельность. Вот к чему приводит любовь к технике: хотел помочь рукодельницам на дому, а получилась самодвижущаяся коляска!

Новинку поклонникам Saab представил президент GM Ричард Уагонер. Это — концепт Saab 9-3 Sport-Hatch, также относящийся к новомодному классу MPV — многоцелевой хэтчбек увеличенного объема, совмещающий в себе комфорт седана, динамичность спортивной машины и внутреннее пространство раздутого семейного комби. Машина появится на рынке уже в будущем году. Надо сказать, что американская идефикс здорового, спортивного, энергичного образа жизни с обязательным выездом на спортплощадку и на пленэр для людей всех возрастов и социального положения, стал лейтмотивом рекламных изысков буквально всех автопроизводителей Франкфуртского автосалона. Под этим соусом рекламируют и городскую кроху Smart, в которой трудно разместить и пару теннисных ракеток, и “двуспальный” супердорогой лимузин Maserati, в чьем салоне трудно представить человека в кроссовках, отправляющегося на велосипедную прогулку. Итак, если взять за точку отсчета нынешний Франкфуртский автосалон, то в будущем году следует ожидать появления на рынке новых версий известных моделей — Aston Martin, Audi A8 3.0, Bentley Continental GT, VW Golf, Subaru, Mazda 3, Alpina B7, Maserati Quattroporte, Citroёn C2, Peugeot 407 Elixir, Suzuki Ignis, Cadillac XLR и SRX, Chrysler 300C — все и не перечислишь! Бизнес есть бизнес, не подмажешь клиента, не окутаешь чарами автомира, не получишь, как говорят немцы, гешефта.

…На этом, пожалуй, и закончим сегодняшний рассказ о чужом для россиянина автомобильном празднике. Все это пиршество зарубежного автопрома появится на наших дорогах в весьма урезанном виде и уж явно не в качестве массового явления. Наш же удел — сомнительные плоды воплощения правительственной концепции родного автопрома. Но если, перефразируя Жванецкого, ничего, кроме “жигуля”, и не видеть, то и он — во какая машина!