Нечто умопомрачительное

Яркая особенность 60-й Франкфуртской международной автовыставки — обилие концептуальных моделей (почти половина представленных премьер). Они делятся на две категории: во-первых, прототипные версии известных моделей, которые с теми или иными небольшими изменениями появятся на рынке уже в будущем году. Во вторую группу входят концепты из ближайшего и более отдаленного будущего.

Яркая особенность 60-й Франкфуртской международной автовыставки — обилие концептуальных моделей (почти половина представленных премьер). Они делятся на две категории: во-первых, прототипные версии известных моделей, которые с теми или иными небольшими изменениями появятся на рынке уже в будущем году. Во вторую группу входят концепты из ближайшего и более отдаленного будущего.

Но все эти дизайнерско-конструкторские полеты во сне, но не наяву преследуют одну цель — сформировать у потребителя положительное восприятие новых версий того или иного модельного ряда, заранее приучить его к новым изыскам в автомобилестроении. Показать, какие тенденции, “модные линии” готовят клиентам производители авто. Как известно, чтобы хорошо торговать, вкусы покупателей надо воспитывать. Надо сказать, что и в автомире есть признанные “кутюрье”. Например, итальянская фирма “Pininfarina”, известная в автомире с довоенных времен. К услугам маэстро от автокутюр из этой фирмы, давно превративших дизайн автомобилей в самое высокое искусство, обращаются многие производители известных марок. На Франкфуртском автошоу “Pininfarina” показала модели, дизайн кузовов которых выполнен фирмой, или созданы и построены и даже выпускаются на ее предприятиях, или же разработаны совместно с дизайнерами компаний-производителей автомобилей. Это такие модели, как Ferrary Enzo; 360 Spider и 575M Maranello; Maserati Quattroporte; новая Alfa Romeo Spider GTV; Daewoo Nubria и Tacuma; Ford Streetka; Hyundai Matrix; пятидверная Mitsubishi Pajero Pinin; Peugeot 406 Coupe; 406 Berlina и Station Wagon (комби).

Для пылающих страстью

Но начнем рассказ с машины — флагмана немецкого автостроения — Mercedes-Benz Vision CLS. Создатели этого концепта ставили во главу угла совмещение элегантности и динамики купе с комфортом и характерными потребительскими качествами седана Е-класса. Профессор Юрген Хюберт, член Управляющего совета “DaimlerChrysler” и глава группы концерна “Mercedes-Benz”, не без напыщенного самолюбования и даже демонстрации надменного превосходства разъясняет идею концепта так: “Vision CLS представляет собой новое поколение купе, уже обогнавшее все, что создается другими производителями.

Идея 4-дверного купе открывает поразительные возможности. Демонстрируя изысканный дизайн и эксклюзивный интерьер, Vision CLS предназначен для людей, пылающих страстью к автомобилям и передвижению в авто”. Добавим от себя — и для тех, у кого очень большой счет в банке, а также и то, что еще до войны немцы специализировались на выпуске шикарных четырехместных купе.

Машина, бесспорно, выглядит изящно и в то же время динамично и мощно. Что и говорить, белая кожа и дерево, использованные в интерьере, комфорт сидений и всего того, что окружает пассажиров, пространство салона, как будто бы не стесненное какими-либо рамками (между передними и задними сиденьями 829 мм!), продуманное и удобное рабочее место водителя — все это нельзя не назвать автомобильной роскошью. Модель планируется оснащать турбодизельным двигателем мощностью 265 л.с., она разгоняется до 100 км/ч всего за 6,4 сек, а максимальная скорость, ограниченная электронной “шайбой”, — 250 км/ч. У этого шестицилиндрового движка умеренный аппетит — 7,5 литров на 100 км, и он полностью соответствует требованиям стандарта “Евро-4”. Длина машины — 4 910 мм, багажник с хорошим объемом в 470 л, что редкость для купе. Модель появится на рынке в будущем году.

Вся роскошь спорта

К роскошным концептам, которые пойдут в серию уже в 2004 году, относится Maserati Qattroporte. Как это ни покажется странным, но у этого лимузина есть одна общая черта с мерседесовским купе Vision CLS. “Maserati” всегда производила дорогие скоростные двухдверные спортивные машины. В концепте Quattropоrte тоже сделана попытка совместить качества лимузина и спортивного авто. Кстати сказать, эту же идею пользуют и дизайнеры концептов других фирм, представленных на автосалоне. Модный ход, призванный привлечь внимание пресыщенных покупателей машин класса люкс.


У Quattropоrte есть, конечно, свое, особое. Создатели этой машины не без оснований называют ее наследницей укоренившихся в течение десятилетий и даже веков итальянских традиций высочайшего качества, полета инженерной мысли, творческого порыва художника и дизайнера, тончайшего вкуса и стремления к совершенству в любом рукотворном продукте, будь то платье от Roberto Capucci, знаменитый гидросамолет Macchi, обувная кожа Ferragamo или скрипка Stradivari. Вдохновленная строительством в Европе скоростных магистралей, “Maserati” предъявила публике первую версию этой модели в 1963 году. В ней изощренная роскошь эксклюзивного седана для высокопоставленных клиентов уже тогда была совмещена со спортивной платформой с двигателем от самой мощной Barchetta 450 S.

Итак, пятиметровый Quattroporte, с агрессивным и динамичным профилем (аэродинамический коэффициент лобового сопротивления 0,35), один из лучших представителей итальянских “автомобилей-флагманов” — весьма просторный (“двуспальный”) и комфортный во всем лимузин-люкс, который, обеспечивая безопасность пассажиров, без труда наматывает сотни и сотни километров пути дальнего путешествия с резвостью и темпераментом чистокровной скаковой лошади. Эдакий символ красивой богатой жизни с золотым трезубцем, пронзенным стрелой, на радиаторной решетке и задних стойках. Для абсолютного большинства обывателей любой страны предмет сладостного, но досужего обсуждения и причмокивания за кружкой пива или рюмкой чая.

Если говорить о технических деталях этого шедевра итальянской техники и дизайна, то отметим уникальную развесовку, достигнутую благодаря тому, что двигатель расположен внутри, за передней осью, а КП совмещена на задней оси с дифференциалом. Впервые эта схема, обычно используемая в спортивных машинах, применена на лимузине. У модели гибкая электрогидравлическая трансмиссия, она оснащена новым и в высшей степени эффективным, но легким, компактным и весьма чувствительным двигателем с цилиндрами из алюминиевого сплава, в который добавлен силикон, — 90 V8 объемом 4,2 л, мощностью в 400 л.с. и весом всего в 183 кг. То, что “Maserati” приобрела “Ferrari”, явно пошло ей на пользу: максимальная скорость Quattroporte — 275 км/ч, она набирает 100 км/ч за весьма неплохие 5,2 сек. Подвеской управляет электронно-компьютерная адаптивная система “Skyhook”, поглощающая любые неровности дороги. И в то же время она обеспечивает при желании и спортивный стиль езды. Эта система реагирует на изменение обстановки в десять раз быстрее, чем любая из ныне устанавливаемых другими автопроизводителями.

Система активной и пассивной безопасности превосходит по характеристикам самые жесткие в мире американские стандарты краш-тестов. Мало того что конструкция кузова превращает салон в защитный кокон, все элементы интерьера имеют округлые формы, передние и задние подушки безопасности приводятся в рабочее состояние фронтальными и боковыми датчиками, стекла покрыты специальной пленкой, предотвращающей “разбрызгивание” осколков при аварии.

Но в абсолютный восторг приводит отделка и “начинка” салона. Даже три задних сиденья имеют индивидуальную электрическую регулировку. Покупателю на выбор предлагается особо мягкая натуральная кожа 10 оттенков, причем все кожаные детали имеют декоративную фирменную прошивку, деревянные панели изготовляются из ценных пород дерева, включая розовое и красное деревья, вереск. Короче, красиво жить не запретишь!



Big american car

Концепт в Е-классе представила и группа “Сhrysler” — объемное комби Сhrysler 300C Touring, исполненное в грандстиле “Большого американского автомобиля”. Заморское отделение корпорации “DaimlerChrysler” намерено начать продажи модели в Европе в конце будущего года. Фактически это версия концепта седана Chrysler 300C, который выставлялся ранее в этом году на Нью-Йоркском международном автошоу. Он унаследовал все характеристики “старшего брата” плюс привод на четыре колеса, возможность разностороннего применения, в том числе по семейным нуждам, для поездок на спортивные площадки и на пленэр, рыбалку и охоту (правда, по асфальту). “Chrysler” признается, что с помощью этого весьма просторного “сарая” группа хотела бы войти в европейский рыночный сегмент машин Е-класса, в котором до 40% приходится на версии комби.

Для облика 300С Touring характерны классические пропорции длинного кузова, короткие свесы и “тупорылый” профиль.

— Мы хотим вернуться к прежней гордой и мощной экспрессии в дизайне, которая придавала в прошлом особый стиль американским автомобилям, — поясняет вице-президент по дизайну группы “Сhrysler” Тревор Креед.

В то же время, по его словам, массивность форм концептов этой версии позволяет вернуться, в частности для седана, к заднему приводу, который, учитывая современные системы обеспечения устойчивости и стабилизации машины, вновь представляется привлекательным, так как избавляет от крутящего момента оси переднеприводных моделей. К тому же, по мнению маркетологов, владельцы машин Е-класса и лимузинов предпочитают задний привод.

Оснащаться новые версии возрожденного Сhrysler 300C будут легендарным модернизированным двигателем, одним из самых мощных серийных автомобильных моторов HEMI V8 объемом 5,7 л, мощностью более 300 л.с. и пятискоростной АКП. Известный всем шильдик с цифрой 300 на задке Chrysler 300 учрежден в честь этого двигателя.

На наш взгляд, тяжеловесный дизайн концепта, передок которого отличается массивной декоративной решеткой радиатора, избытком хрома, отражает современные “имперские” амбиции американского истеблишмента, от которых не могли отойти и дизайнеры “Chrysler”. Настроения покупателей дорогих авто нельзя игнорировать.



Saab и ностальгия

Концепт гибрида “сарая” с хэтчбеком представил на автосалоне “Saab”. Редкий случай, когда впечатление от машины, что внутри она больше, чем снаружи, не обманывает. Saab 9-3 Sport-Hatch Concept именно таков. Модель отличается большеразмерным прозрачным люком в крыше и тем, что рассчитана только на четверых седоков, зато много места для багажа и спортивных причиндалов. Есть даже весьма оригинальной конструкции крепеж для велосипедов на крыше, а в будущем появится и для серфинга. В предыдущем номере “МКмобиля” мы говорили о том, что этот концепт как бы вводит в оборот новый класс автомобилей — MPV (многоцелевое транспортное средство). Дизайн интерьера исключительно элегантен и функционален и наследует в этом плане лучшие традиции классического, почти легендарного хэтчбека Saab первого поколения — модели 900. Теперь шведским дизайнерам удалось организовать в хэтчбеке простор комби, а значит, расширить сферу использования автомобиля. Славная работа! Этот концепт также может стать серийной машиной уже в будущем году.

Но более интересными, действительно авангардными и концептуальными оказались модели, представленные “Adam Opel”, “Citroёn”, “Peugeot” и “Toyota”. Журналистов, а специалистов в особенности, приятно удивили дизайнеры “Adam Opel”. Мало того: стала радовать глаз новая серийная машина С-класса Opel Astra, в облике которой нет уже ставшей традиционной “опелевской скуки”. Концепт-купе Insignia позволяет предположить, что у дизайнеров фирмы явно открылось второе дыхание, а название модели, в переводе с английского означающее “знак отличия” или “эмблема”, “символ”, отражает именно это обстоятельство. Сами “опелевцы” так и говорят: этот концепт — символ вновь обретенной уверенности.

В концепте — прототипе серийной машины в четырехместном варианте для деловых поездок и в пятиместном для семейного уик-энда — очень много оригинальных идей, воплощенных в реальный металл. Запоминающийся рисунок V-образного капота-клюва, V-образной же дверцы багажника, мускулистые подштамповки боковин, “полосатые” передние световые приборы, выполненные по LED-технологии, так называемые двери, открываемые по схеме “пантограф”, что позволило избавиться от средней стойки, стремительный, устремленный вперед профиль, точный, четкий и лаконичный рисунок бокового остекления. А чего стоит изысканный дизайн интерьера с такой “находкой” — крышка массивного туннеля трансмиссии сдвигается, открывая место для DVD-плеера, холодильничка для двух бутылок шампанского и ящичка для любимых сигар. Инженеры “Opel” выбрали для прототипа алюминиевый двигатель V8 мощностью в 344 л.с. от Corvette, с которым концепт развивает максимальную скорость в 250 км/ч и достигает 100 км/ч за 6 секунд. “Opel” позиционирует этот интересный автомобиль в том же сегменте рынка, где сейчас обитают Audi TT, Chrysler Crossfire и Mercedes SLR.



Французские штучки

Представление о том, каким будет Peugeot 407, который должен прийти на смену хорошо поработавшему старичку 406, дает концепт 407 Elixcir. C кузовом, имеющим исключительно длинную переднюю часть и обрезанный задок, модель тем не менее оставляет впечатление взвешенности, смешанной с вызывающей индивидуальностью. Весьма покатое лобовое стекло как бы предлагает органичный переход к стеклянной крыше. Впечатляет большой растянутый “рот” радиаторного воздухозабора, огромные раскосые фары, большое тройное заднее стекло, “забегающее” на боковые поверхности. Стремительным, светлым и почти однообъемным представляется будущий серийный автомобиль. Впервые одна из девяти подушек безопасности, размещенная под рулевой колонкой, прикроет в случае серьезного ДТП ноги водителя. Концепт оснащен шестицилиндровым турбодизелем объемом 2,7 л HDI мощностью 200 л.с.

Другой французский концепт от “Citroёn” — Airlounge (в переводе с английского “воздушное кресло”) — напоминает Peugeot 407 прежде всего длинной передней частью с очень покатым лобовым стеклом, плавно переходящим в практически полностью стеклянную крышу, и обрубленной задней частью, несущей совершенно футуристические задние фонари. А отличается аэродинамической зализанностью (коэффициент лобового сопротивления всего 0,26), очень просторным салоном с нарочито аскетичным интерьером. Модель планируется “нафаршировать” электроникой вплоть до мощного бортового компьютера, с помощью которого пассажиры могут работать в Интернете, играть в компьютерные игры, смотреть CD-фильмы, использовать машину как офис на колесах. Конечно же, и этот Citroёn обладает фирменной электронно-гидравлической подвеской Hydractive 3, позволяющей изменять дорожный просвет и обеспечивать надежный контакт с дорогой в двух режимах “комфорт” и “спорт”. Двигатель модели — 3 л V6 c непосредственным впрыском мощностью 210 л.с.



Все точки над «i». С любовью

В заключение — о концепте из Японии от “Mitsubishi” c ультракоротким названием “i”. Выставив на автосалон этот концепт, компания предоставила возможность публике познакомиться с абсолютно новым поколением машин А-класса с радикальным, но привлекательным дизайном. Машину планируется запустить в серию для Японии осенью 2005 года и несколько позже для Европы. Краткое “i” на японском значит “любовь”, но эта буква и начальная для английских слов “инновация”, “воображение” и “разум”. Концепт предлагает ряд потребительских качеств, свойственных машинам С-класса, и прежде всего исключительно высокий уровень пассивной безопасности. В дизайне машинки учтены требования, призванные снизить травмоопасность для пешеходов. На концепте установлен литровый бензиновый мотор мощностью 68 л.с. с изменяемыми фазами газораспределения и вариатор, что позволяет на 100 км расходовать всего 3 л топлива и выполнять требования стандарта “Евро-4”.

Другой японский концепт — от “Toyоta”. Нечто из весьма отдаленного будущего. Гибридное авто CS&S (Сompact Sports and Speciality) содержит в себе по-настоящему авангардный подход и к дизайну, и к компоновке, и к “начинке”. И конечно же, в нем заложен дружественный подход к окружающей среде и в конечном счете к человеку. Это эксклюзивный экспериментальный родстер, в котором все необычно. По размерам он нечто среднее между серийным родстером MR2 SMT и спортивным купе Celica. Посадочная формула — 2+2, при этом задние сиденья выдвигаются при необходимости из-под колпака в задней части машины и, более того, могут быть продвинуты до самого торпедо, и тогда они прикрывают убирающиеся руль и передние сиденья, то есть исполняют роль своеобразной крыши от непогоды и воров.

Дизайн машины разработал молодой специалист из европейского отделения “Toyоta” на юге Франции Роберто Фаласка. Суть концепта он разъяснил вашему корреспонденту так: эта машина совмещает в себе черты спортивного купе и обычной машины на каждый день. На его взгляд, именно такая “специализация” по душе молодым людям и тем, кто предпочитает динамичный образ жизни. В этом полноприводном авто использована гибридная силовая установка Hydrid Synergy Drive, машину приводят в движение 1,5 л бензиновый двигатель с приводом на задние колеса и электрический двигатель с приводом на передние, который и является ускоряющим, что делает CS&S очень динамичной. При этом приводы могут работать раздельно, и тогда, скажем, в качестве чистого электромобиля владелец такого авто может заезжать в районы города, где движение машины с ДВД запрещено. Это уже действительно взгляд в будущее, как и весьма продвинутый интерфейс доступа к электронным системам автомобиля Spase Touch (пространственное прикосновение). Вместо традиционных кнопок пользователь для того, чтобы отправить письмо по электронной почте или включить кондиционер, касается голографических картинок, висящих в воздухе.

...Вот такое будущее готовят нам авторы концептов Франкфуртского автосалона.