1521

Люди бьются о металл

Предотвращение дорожных происшествий во многом зависит от мастерства водителя. Важно владеть различными приемами объезда препятствий, разворотов, прохождения поворотов. А что делать, если столкновение неизбежно? Надо постараться спасти жизнь, свою и пассажиров...
Поделиться

Предотвращение дорожных происшествий во многом зависит от мастерства водителя. Важно владеть различными приемами объезда препятствий, разворотов, прохождения поворотов. А что делать, если столкновение неизбежно? Надо постараться спасти жизнь, свою и пассажиров.


Фронтальный удар раньше считался самым опасным. При лобовом столкновении люди получали самые тяжелые увечья. Сегодня конструкторы настолько усовершенствовали подкапотное пространство, что при столкновении с неподвижным препятствием на скорости в 50 км/ч можно отделаться легкими травмами, если вы пристегнуты ремнями. Деформации хотя бы на 400 мм достаточно, чтобы выдержать этот удар. 50 км/ч — это скорость, принятая во всем мире для проверки автомобилей на пассивную безопасность.

Цена обгона

Сегодня наибольшую опасность представляет боковой удар. Пространства для деформации в дверях совсем мало, не говоря уже о наличии окон. ЕЭК (европейская экономическая комиссия) ООН в свое время ввела правило 95, содержащее необходимые требования к защите автомобилей от бокового удара. У нас оно пока не действует ни в отношении отечественных, ни в отношении импортных машин. То есть конкуренты-производители, конечно, укрепляют свои изделия все лучше и лучше, но требований в отношении бокового удара наше государство к ним не предъявляет. Но с 1 октября 2003 года должно.

Удар в бок автомобили получают чаще справа. От левого легче уйти, к примеру, на обочину. От правого же не станете спасаться на встречной полосе, там ситуация сложится не в вашу пользу. Главное — избежать удара в дверь под прямым углом. Это вовсе не значит, что, боясь удара сбоку, не надо пытаться увернуться от летящего навстречу. Увернувшись, получите в бок по касательной. Это все же лучше, чем в лоб. Тем более что ваши машины еще отскочат друг от друга. Если неправильно оценили скорость встречных и попутных машин при обгоне и разъезд невозможен, лучше постараться вернуться в свой поток любой ценой. Даже если вас при этом сзади помнет попутный грузовик, увечья будут несоизмеримо меньше, чем если вы останетесь на встречной полосе.

Правда, удар сзади чреват возгоранием бензобака. Самостоятельно погасить сможете только небольшой очаг. Если пламя уже занялось, пока доставали огнетушитель из багажника, лучше отойти от греха подальше. Вообще-то огнетушитель должен быть в салоне, но где там его закрепить, чтобы не болтался?

Когда мы сильнее штангистов

Господа, держать удар надо с помощью ремней безопасности, иначе за вашу жизнь никто не поручится. И от страховщиков ваши наследники ничего не получат, если вы не были пристегнуты. В критической ситуации ваше тело будет давить на ремень с усилием, в десять раз превышающим максимальное, которое может приложить к штанге чемпион мира по тяжелой атлетике. На скорости 50 км/ч это будет 3 000 кг, на скорости 70—4 000 кг. Эти тонны лучше приложить к ремню, чем к асфальту через стекло.

Для тех, кому суждено увидеть двигающийся навстречу автомобиль в нескольких метрах от своего бампера: опустите голову на руль, закройте ее руками. Ногами вы и до того упирались в педали тормоза и сцепления, продолжайте делать это до последнего. Пассажирам надо упереться ногами в пол, голову закрыть руками.

Личная просьба корреспондента к задним пассажирам не новых автомобилей: не упирайтесь в спинку переднего сиденья — при резком торможении убьете всех. Часто спинки имеют люфт, и довольно большой. Толкнете сиденье вместе с водителем вперед, и ему из такого положения будет сложно или вообще невозможно вырулить из неприятной ситуации. А дети все время норовят сесть посередине, чтобы удобно было просунуть голову между передними сиденьями и разговаривать с вами. Представьте траекторию их полета в случае резкого торможения.

Среднестатистическая грудная клетка способна сжиматься на 75 мм. При этом можно получить травмы, но они будут совместимы с жизнью. Грудная клетка спереди может выдержать 60-кратную перегрузку, сзади — 35-кратную, снизу или сверху — 17-кратную. Знайте: если у человека сломаны ребра, его нельзя класть, во избежание разрыва легких обломками кости. Только сажать, даже если он без сознания. Кстати, в иностранные автомобильные аптечки кладут кучу перевязочных материалов и никаких медикаментов — во избежание неправильного их использования оказывающими помощь. А кровь надо остановить человеку в любом случае. Только под жгут подложить записку с указанием времени наложения: через два часа конечность отмирает.

С головой все по-другому. Череп держит нагрузку одинаково что спереди, что сзади. Вот только важные органы расположены так, что лучше принять удар лбом, чем затылком. Толщина лобной кости у разных народов разная. Поздравляю, у нас с вами она 4—5 мм, нам бокс противопоказан. У других народностей бывает 14—16 мм. Среднестатистическая голова весит 6,8 кг и держит 80-кратную перегрузку.

Тазобедренный сустав защищает ремень, правда, при условии, что он хорошо затянут. Иначе совершите “подныривание”, диагональная лямка затянет шею, а поясная раздавит внутренние органы.

Перчатки спасают жизнь

Не ругайтесь, что в современных автомобилях торпедо слишком близко подступает к коленям. Передняя панель предназначена как раз для защиты этой части тела. По этой причине нельзя класть в перчаточный ящик ничего, кроме перчаток. У нас этот отсек называется бардачком, и мы кладем туда все. Между тем жесткие предметы типа фотоаппарата в нишу класть — смертоубийство, защитная функция панели в критический момент не сработает.

На безопасность вождения значительно влияет посадка водителя. Регулируем сиденье: при максимальном нажатии на любую педаль голеностопный сустав должен стремиться к прямому углу — только такое положение обеспечивает устойчивое управление. Нога должна быть чуть согнута в колене. Если при этом съезжаете по спинке сиденья вверх, значит, ей надо придать более вертикальное положение. Если отодвинулись далеко, то не сможете полностью выжать сцепление. Треск в коробке приведет к изнашиванию ее деталей. При торможении не сможете приложить всю силу ног к педали.

Руль должен быть отрегулирован таким образом, чтобы надежно управлять им во всем диапазоне поворота. Проверяем регулировку: кладем прямые руки сверху на рулевое колесо запястьем, спина при этом должна быть прижата к сиденью. Если руль слишком близко — собственным телом будем мешать работать локтевым суставам. Если далеко — придется перебирать его чаще, чем нужно, а это снижает точность управления. При неправильной посадке не почувствуем руль и пропустим момент, когда он, например, станет легким при выезде автомобиля на лед.

Нас догонят

Что делать, если вдруг на дороге сложилась ситуация, как в кино: вас нагло на всей скорости прижимают к обочине? Не пугайтесь, скинуть с дороги так просто не смогут, главное — не делать глупостей. Если прибавите газу, вам все равно не уйти, ведь наверняка прижимает автомобиль не самый слабый. Вы еще не знаете, как он “заряжен”, даже если неказист с виду. Вариант один — тормозить.

И помните — когда злоумышленники хотят столкнуть вас с дороги, они целятся в заднее крыло, куда заходит часть бампера. Их задача не помять вам дверь, а толкнуть в жесткое место. Если затормозите, ему придется прицеливаться снова.

Однажды, проходя по узкой, забитой припаркованными машинами улице, стала свидетелем дикой сцены: “Волга” “бодалась” с “Жигулями”. Да-да, в прямом смысле, как в кино. Разъехаться по-хорошему не смогли, не поняли друг друга. По артикуляции и жестикуляции водителя “Волги” было понятно, что нервы у мужика расшалились не на шутку. Не видела, с чего все началось, но картина была следующая: два автомобиля уперлись друг в друга передними бамперами, оба газовали. Не знаю, чем у них дело закончилось, кто кого, но у более слабого был шанс вылететь задом на перекресток. Попавшим в такую переделку совет: не пытаться удержать равновесие газом. Нужно держать ногу на тормозе. Все-таки тормоза имеются на четырех колесах, а привод — чаще только на двух.