Чертова дюжина

По последним данным, в Госдуме число законопроектов по “обязаловке” достигло “нехорошего” числа — 13. И депутаты пока не знают точно, за какой из них они в итоге проголосуют. Известно одно: большинство из них уже готовы поддержать отмену нынешнего документа.

По последним данным, в Госдуме число законопроектов по “обязаловке” достигло “нехорошего” числа — 13. И депутаты пока не знают точно, за какой из них они в итоге проголосуют. Известно одно: большинство из них уже готовы поддержать отмену нынешнего документа. Даже председатель СФ Сергей Миронов недавно заявил о том, что принятый документ несовершенен и нуждается в серьезной доработке.


Сегодня ситуация с законом об обязательном автостраховании очень сложная, считают представители некоторых профессиональных объединений страховщиков. Основная масса законопроектов предполагает исключительно отмену “автогражданки”. Остальные носят “косметический” характер и касаются в основном снижения коэффициентов, тарифов и введения льгот для социально незащищенных граждан.

По мнению ряда экспертов, наиболее интересные законопроекты принадлежат “Сообществу профессиональных страховщиков”, депутату Похмелкину и депутату Аксакову.

Чистейшей воды популизм

Какие перспективы у противников нынешнего закона в Госдуме?

Депутаты всех ведущих фракций настроены его отменить. Соответственно, внесение мелких изменений, которые предлагают страховщики, — мера исключительно популистская и на судьбу закона не влияющая. И вообще вариант страховщиков — фикция, потому что наше правительство всегда шло на поводу у тех, кто лоббировал этот закон, — утверждает ряд экспертов.

Основная проблема в том, что борьба за закон во время выборов переходит в политическую плоскость. Во время выборов его используют как “таран” для прохождения в Думу.

Как заметил один специалист, депутаты при всем их популизме — люди нормальные. Поэтому в законопроектах Похмелкина и Аксакова предусмотрены меры, которые в случае отмены “автогражданки” должны вернуть потраченные автомобилистами деньги на полис “обязаловки”. В обоих документах предлагается пролонгировать договор, перевести в добровольный или разорвать его с компанией с последующей выплатой страховщиками денег.

Если же закон “останется в живых” после “наезда” депутатов, вероятен компромиссный вариант: отмена на неопределенное время штрафных санкций за отсутствие полиса “обязаловки” и отмена требования приобретать полис при прохождении ТО и регистрации авто. Кстати, страховщики со своей стороны предлагают понизить тарифы как минимум на 15%. Впрочем, это уже не последняя новость: одна из центристских фракций предложила понизить базовую ставку до 1 200 рублей (вместо нынешних 1 860 “деревянных”). Кроме вышеперечисленного, предлагается пересмотреть и повышающие коэффициенты. Большого разброса в “накрутках” между Москвой, Питером и остальными регионами существовать не должно.

Если депутаты пойдут ва-банк, то это заметно повредит рынку страхования в целом. После отмены закона, утверждают ряд экспертов, первыми пострадают автовладельцы — все деньги им не вернут. Понятно, компании уже использовали их “бабки” на выплату комиссионных и прочие страховые мероприятия. Поэтому некоторые специалисты предлагают закон изменить, но не отменять — иначе это приведет к социальному взрыву. За свои кровные, уверены они, люди пойдут на баррикады. Если закон изменят так, чтобы он не ударял по социально слабым гражданам, учитывал интересы автовладельцев и при этом работал на страхователя, то он имеет право на существование, считают эксперты.

Судьба-индейка

А какова технология отмены закона?

Сначала на заседании профильного комитета, а затем на заседании Думы большинство депутатов проголосуют за его отмену. Хотя Алексей Зубаков, президент Сообщества страхователей России (ССР) против такой радикальной меры, потому что все стороны сразу возвращаются к первоначальному положению. Ранее заключенные договора объявляются ничтожными. Компании должны вернуть все деньги автовладельцам. А если за это время произошел страховой случай? Тогда собственник авто также обязан вернуть страховку компании. А это может быть немалая сумма...

— Появится такая путаница, что всем станет тошно, — считает Зубаков.

По его мнению, необходимо было вводить не обязательное автострахование, а просто страхование автотранспорта. Это сняло бы многие противоречия между страховщиками и автовладельцами. “Механическая” отмена закона приведет к дискредитации страхового рынка.

А вот по мнению известного адвоката Леонида Ольшанского, выступающего за полную и безоговорочную отмену закона, нынешний документ ничего общего с аналогичными западными не имеет. Поскольку носит фискальный характер. Сегодня стоимость рынка обязательного автострахования по самым скромным подсчетам составляет около $4,5 млрд.! И “обязаловка” лишь удачный предлог для страховщиков, чтобы запустить руку в кошельки миллионов российских автомобилистов. Нынешнее обязательное страхование — это получение сверхприбылей компаниями в отсутствие реальной конкуренции между ними, — утверждает адвокат. Сегодня, говорит Ольшанский, все депутаты выступают за то, чтобы все тарифы по “обязаловке” оформить в виде отдельного закона, а не вводить постановлением правительства. Кроме того, необходимо исключить из закона регрессные иски, иначе для автомобилистов пропадает смысл страховаться — если ты виновник аварии, то компания сначала выплачивает страховку, а потом через суд ее отберет.