1634

Ветер перемен пахнет неприятностями

В существующих Правилах дорожного движения есть масса как внутренних противоречий, так и противоречий с нынешним законодательством. Из-за подобной неразберихи моторизованные граждане частенько влипают в крупные неприятности и страдают от этого как в моральном, так и финансовом планах.
Поделиться

В существующих Правилах дорожного движения есть масса как внутренних противоречий, так и противоречий с нынешним законодательством.

Из-за подобной неразберихи моторизованные граждане частенько влипают в крупные неприятности и страдают от этого как в моральном, так и финансовом планах.


Чтобы устранить все препоны и конфликты в букве дорожного закона, Правительство РФ внесло изменения в ПДД. Так что с первого января автомобильная братия будет жить по новым Правилам. В частности, в Общих положениях, а именно в пункте 1.2, появится новый термин — “Автопоезд”. До сего момента автопоездом в быту мы называли большегрузный транспорт с прицепом. Новые же ПДД приравнивают к автопоезду и легковушки с прицепом. Это значит, что все требования и ограничения, распространяющиеся на фуры, будут применяться и к легковым машинам.

Крест на «подставах»?

“Опасность для движения” — ситуация, возникшая в процессе дорожного движения, при которой продолжение движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу возникновения дорожно-транспортного происшествия”. В переводе с русского на русский это означает, что если водитель увидел опасность возникновения ДТП, но не предпринял никаких действий, чтобы предотвратить его, то виновником аварии будет он. Помимо прочего, введение в Правила понятия “Опасность для движения”, по мнению разработчиков поправок, поможет привлекать к ответственности “подставщиков”. Судите сами: они предвидели и, собственно говоря, создали аварию, но не предприняли никаких действий для ее предотвращения. С юридической точки зрения, все грамотно, но думается, что некоторые ушлые граждане, ставшие виновниками ДТП, будут себя оправдывать тем, что другой водитель предвидел, но...

Следующее нововведение — новая трактовка термина “Перестроение”, то есть выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения. На первый взгляд, ничего нового. Но есть небольшая тонкость. Допустим, улица имеет по две полосы движения в каждую сторону, о чем свидетельствует разметка. Но на практике часто бывает так, что по дороге с двухполосным движением автомобили едут в три ряда. Действующие Правила оговаривают исключительно полосность движения, но не рядность. С первого же января понятие рядность и полосность будут приравнены. А это значит, что при ДТП, которое произошло при перестроении из одного ряда в другой, виновность участников будет определяться по тем же принципам, что и при перестроении из полосы в полосу. Ну а до первого января виновником ДТП будет тот, кто нарушил полосность движения.

Термин “Прилегающая территория” дополнен следующим предложением: “Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами”. Многие наверняка полагают, что движение на прилегающих территориях (автостоянках, АЗС, дворах) всегда регулировалось и регулируется действующими Правилами. Как бы не так! В случаях, когда автомобили сталкиваются на прилегающих территориях, — это не считается дорожно-транспортным происшествием, поскольку дворы, автостоянки, АЗС не являются дорогами. В связи с тем что в последнее время участились аварии как раз таки на прилегающих территориях, Министерство транспорта России и ГИБДД РФ выступили с законодательной инициативой приравнять их к дорогам общего пользования.



«Газелям» дали укорот

Новая редакция Правил запретит “Газелям” движение на автомагистралях далее второй полосы. На дорогах, где всего две полосы, им будет запрещено находиться в крайней левой полосе за исключением случаев, когда необходимо совершить поворот или разворот. Необходимость таких мер вызвана тем, что газовские полуторки нередко становятся источником заторов. По мнению разработчиков поправок, приравнивание “Газелей” к грузовикам позволит нормализовать движение на дорогах России.

Раздел 9 дополнится пунктом 9.12, предписывающим водителям на дорогах с двухсторонним движением, где отсутствует разделительная полоса, объезжать элементы дорожных сооружений, находящихся на середине проезжей части, только справа, если знаки и разметка не предписывают иное.

Помимо прочего, новая редакция ПДД запретит водителям парковать автомобили на тротуарах даже при условии, если они не будут мешать движению пешеходов.

Пункт Правил 14.7 гласит, что, приближаясь к остановившемуся транспортному средству, имеющему опознавательный знак “Перевозка детей”, водитель должен снизить скорость, при необходимости остановиться и пропустить группу детей. В новой редакции ПДД слово “группа” будет исключено. Правда, что это меняет — не ответят и сами инициаторы поправок, поскольку слова “группа” и “дети” подразумевает множественное число. Получается, если ребенок один, то пропускать его по-прежнему не надо?..

В пункте 20.3 Правил дорожного движения появится абзац, предписывающий при буксировке автомобиля на гибкой сцепке обозначать буксировочный трос красно-белыми флажками.

Небольшие изменения появились и в пункте Правил, регламентирующем учебную езду. В частности, автомобиль, на котором обучают будущего водителя, должен быть оборудован дополнительными зеркалами, обозначен значком “У”, и, самое главное, у обучающего вождению должны быть продублированы педали сцепления и тормоза. Напомним, что по действующим Правилам обучать вождению можно без отдублированных педалей.



Полис придется покупать

Не обошли стороной разработчики поправок и вопрос, касающийся обязательной “автогражданки”. Так, с нового года владельцам транспортных средств, не застраховавшим своего “железного коня”, будет запрещено его эксплуатировать. Это означает, что за отсутствие полиса ваш автомобиль могут эвакуировать и поместить на штрафстоянку.

Наибольшее возмущение российской автомобильной общественности вызвал отредактированный пункт ПДД 2.3.3, обязывающий предоставлять транспортное средство сотрудникам милиции, федеральных органов госохраны и органов федеральной службы безопасности в случаях, предусмотренных законодательством.

Действующие Правила тоже обязывают граждан предоставлять автомобиль вышеперечисленным лицам, но есть существенная оговорка в примечании к этому пункту: “Требования о предоставлении транспорта... не распространяются на автомобили, принадлежащие гражданам”. В новой же редакции данное примечание отсутствует.



НАШИ ЭКСПЕРТЫ

Петр ЛАВРЕНТЬЕВ, начальник Управления безопасности движения и технической политики на автомобильном и городском пассажирском транспорте (один из непосредственных разработчиков новой редакции Правил):

— Новая редакция Правил дорожного движения — это не прихоть Министерства транспорта или ГИБДД. Каждое дополнение написано с учетом административной и судебной практики. Мы хотим устранить противоречия ПДД и законодательства.

Кстати, работа над новой редакцией Правил идет до сих пор. В частности, мы планируем ужесточить наказание за нарушение ПДД. Только за восемь месяцев текущего года в автомобильных катастрофах погибли свыше 20 тысяч человек. Рост аварийности по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил около 10%. За весь 2002 год на дорогах погибли более 33 тысяч россиян, и, по нашим прогнозам, этот год станет еще более кровавым. Винить в таких ужасающих цифрах можно и Госавтоинспекцию, и дорожные службы... На наш взгляд, основная причина в том, что штрафные санкции за грубые нарушения ПДД не соответствуют той опасности, которой подвергают нарушители законопослушных граждан. Все изменения Правил дорожного движения направлены не на ущемление прав и свобод автомобилистов, а на сохранение жизни моторизованных россиян.