Нам с ЕЭС не по пути

Первого октября в странах Евросоюза вступают в действие новые правила торговли автомобилями. Дилеры получают независимость от производителей. Последние не смогут теперь указывать первым, какие марки, где, за сколько и как продавать.

Первого октября в странах Евросоюза вступают в действие новые правила торговли автомобилями. Дилеры получают независимость от производителей. Последние не смогут теперь указывать первым, какие марки, где, за сколько и как продавать.

Запчасти тоже можно закупать там, где больше нравится. В нашем испорченном многолетней диктатурой сознании это может ассоциироваться с анархией. В самом деле: если дилер выходит из-под контроля поставщика, то соответственно поставщик перестает нести за него ответственность. А как ему отвечать, если у него не будет к тому рычагов?

У них, в Европе, потребитель в случае чего обратится в суд и выиграет дело. Наш потребитель вряд ли что выиграет от судебных разборок, но потеряет многое: время и здоровье, авто и деньги. Хорошо, что мы далеки от Европейского сообщества и нам не надо забивать голову этими новостями. Ну в самом деле, россияне только-только стали в массовом порядке приобретать в салонах дилеров новые иномарки.

И хорошо, что те дилеры трясутся за свою репутацию перед концернами, которые представляют. Да, конечно, у наших продавцов остаются хорошие условия для торговли в смысле конкуренции: представительство будет оберегать район автосалона от появления другого дилера той же марки. Ну и что? Достаточно того, что на нашей территории конкурируют, скажем, GM с “Ford Motors”.

А в странах Европейского содружества автомобили начнут теперь продаваться и в супермаркетах, и через Интернет, и по-прежнему в салонах. Только производитель не сможет настаивать на том, чтобы рядом с их маркой не стояли другие. Нельзя обязывать своих дилеров открывать офисы продаж автомобилей в каких-либо странах и вообще ограничивать их деятельность по географическому признаку. За “препятствование свободному выбору покупателей в разных странах” гонениям подвергся “Volkswagen”, то же грозит “Peugeot” и “Citroёn”. Автогигантам было дано время на перезаключение дилерских договоров в соответствии с новыми правилами, большинство это уже сделали.

Как это отразилось на европейском рынке? По данным аналитиков немецкой ассоциации автопроизводителей (VDA), ситуация стабилизируется. В июле 2003 года в Западной Европе продано 1,29 млн. автомобилей, что на 1% больше, чем в прошлом году. Это произошло в основном за счет следующих стран: на 8% выросли продажи в Италии, на 6% в Испании и на 2% в Германии. А нынешним летом вверх пошли цифры продаж в Великобритании и Скандинавии. Так что, возможно, нововведение выведет европейский авторынок из состояния стагнации. Думается, нам это не на пользу, ведь тогда ослабнет борьба за нас с вами как за покупателей. А то начинало складываться ощущение, что кроме русских уже никто и не покупает автомобили. С другой стороны, там ожидается снижение цен, правда, непонятно, за счет чего, ведь где-то они были, конечно, завышены, но где-то и занижены. При определении отпускных цен поставщики ориентировались в том числе и на уровень доходов страны, куда поставляли продукцию, и на уровень налогов. Так что теперь Великобританию действительно ожидает снижение цен на авто (там они были завышены), а например, Голландию — повышение (там они были занижены из-за высоких местных налогов). Разница на машины одной и той же марки в разных странах достигала 35%.

Европейские автолюбители надеются, что их сервис останется на прежнем высоком уровне, несмотря на ослабление контроля производителей. Эти надежды ничем не подкреплены, поэтому реформы, задуманные еще в 2001 году, и не были осуществлены до сих пор. Европарламент требовал подождать еще и отложить реформу вообще до 2005 года.

Канцлер Германии Герхард Шредер заявил, что грядущие изменения могут нанести ущерб промышленности Германии, и призвал подумать над “разрушительными последствиями нововведений”.

Представители “Volkswagen”, “Peugeot”, “Fiat” тоже против. Они считают, что либерализация торговли приведет к снижению качества предпродажной подготовки и сервиса. Карл Форстер, глава “Opel”, отказывается верить, что “дело может дойти до открытия в Германии филиалов зарубежных автомобильных торговцев”.

Исполнительный директор “Fiat” Паоло Кантарелла считает, что допуск всех подряд к техническому обслуживанию автомобилей сокращает срок их службы. “Безопасность езды на автомобиле прямо зависит от качества сервиса. Я не уверен, что независимые фирмы смогут на должном уровне обслуживать сложное современное автомобильное оборудование”.