1427

Закон с ручным управлением

Желание иных страховщиков и их лоббистов во властных структурах “протолкнуть” закон об обязательном автостраховании привело к тому, что под некоторые социально значимые положения документа денег в бюджете так и не нашлось. Первыми пострадали автовладельцы-инвалиды.
Поделиться

Желание иных страховщиков и их лоббистов во властных структурах “протолкнуть” закон об обязательном автостраховании привело к тому, что под некоторые социально значимые положения документа денег в бюджете так и не нашлось. Первыми пострадали автовладельцы-инвалиды.


Копилка претензий к действующей “обязаловке” пополнилась еще одним случаем. На этот раз жертвой непродуманного документа стала инвалид Ольга Гусева из подмосковного Зеленограда — собственник семилетнего ВАЗ-21074. В необходимый срок она решила пройти техосмотр. Поскольку ТО без полиса “обязаловки” сегодня не пройти, Ольга честно отправилась в страховую компанию, где ей так же честно, но со всеми повышающими коэффициентами насчитали 3 960 руб. Автовладелица схватилась за сердце — где же взять такие деньги, если пенсия по инвалидности всего-то 2 300 “деревянных”?

— Ничего не знаем, — ответили страховщики, — наше дело предложить. Ваше — отказаться.

И вконец расстроенная Ольга пошла по инстанциям искать, откуда у “правды” ноги растут. И узнала, что по тому же закону инвалид, получивший автомобиль через органы соцзащиты (коим и является Ольга Гусева), имеет право на 50%-ную скидку при оплате полиса ОСАГО. Другими словами, гражданин оплачивает полис полностью, а затем половину потраченных денег ему возвращает собес. Но в местном отделении органов соцзащиты Ольге сказали, что денег на это нет и в нынешнем году не будет.

Как выяснил “МКмобиль”, госбюджет России 2003 года не предусматривает средств для возмещения инвалидам половины их затрат на обязательное страхование автогражданской ответственности, хотя такой компенсации закон требует. Сколько? Сами страховщики называют такую цифру — от $5 000 000 до $10 000 000!

Лукавая скидка

Впрочем, для инвалидов-автомобилистов даже половина страховки — серьезная сумма. Получается, полис “обязаловки” обойдется им в месячную пенсию. Жить-то на что? Конечно, найдутся “умники”, которые скажут: если инвалид — сиди дома. Но дело-то в том, что автомобиль для этих людей (полноправных, между прочим, граждан свободной России) действительно не роскошь, а средство передвижения, общения, социальной реабилитации! Окно в мир, если хотите. Особенно для автовладельцев с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Прикажете им всю жизнь сидеть в четырех стенах? Они что — “пожизненники”? Такого и врагу не пожелаешь...

Как нам рассказали в “Московской ассоциации инвалидов-автомобилистов”, полис для них должен стоить меньше 3 000 руб., чтобы с 50%-ной скидкой не ложился бременем на и без того нищенский семейный бюджет.

— Эту проблему мы обсуждали еще в мае, и все, кто мог пройти техосмотр до вступления закона ОСАГО в силу, его прошел, — сказали корреспонденту “МКмобиля” в ассоциации. — Но проблему этот шаг не снимает. С инвалида не должны брать денег, особенно если его автомобиль с ручным управлением.

Заранее скажем, что проблемы Ольги Гусевой решились — оказывается, органы соцзащиты имеют договоренность с местными ГИБДД, согласно которой инвалиды могут пройти ТО в этом году без полиса ОСАГО. Существование соответствующего письма нам подтвердили в Департаменте соцзащиты Москвы. Но сколько инстанций пришлось одолеть инвалиду, чтобы получить необходимую информацию!

Однако на этом проблемы инывалидов-автомобилистов не заканчиваются.

— Вот еще что очень беспокоит, — говорит Ольга. — С 1 января за отсутствие полиса штраф — 800 рублей! Если на дороге, к примеру, в области, меня остановит инспектор, он же меня оштрафует — полиса-то у меня нет! Доказывай потом милиционеру, что где-то там есть решение. Да и законы мы должны соблюдать.



Без права на нормальную жизнь?

Напомним, еще в июле на Кубани начался сбор подписей под обращением в Конституционный суд России с требованием отменить закон об “автогражданке”. Члены Ейского районного общества инвалидов “Щит”, начавшие эту акцию, считают, что более двух тысяч рублей в год для большинства местных жителей — слишком дорого. Чем завершилась эта акция — нам неведомо. Однако поправка ряда депутатов о снижении тарифов на обязательное автострахование для пенсионеров по старости, инвалидов I и II групп, ветеранов войны на 50%, если они являются владельцами отечественных автомобилей старше 5 лет, — увы, на последнем заседании Госдумы не прошла.

Кроме того, некоторые депутаты заявляли о необходимости введения специального коэффициента, понижающего до 50% базовую ставку страховых тарифов для пенсионеров и инвалидов, чей доход не превышает официально установленный прожиточный минимум, но тоже не нашли у коллег понимания. В выборный год большинству Думы проще отложить закон на год и попутно решить свои личные дела, нежели решать проблемы тех, кто за них ранее голосовал.