Фундаментальный переворот в «Формуле-1»

Михаэлю Шумахеру, еще в середине 90-х получившего прозвище Солнечный Мальчик, похоже, удалось заставить вращаться вокруг себя всю могущественную империю “Формулы-1”.

Коперник, как известно, совершил переворот в сознании людей, отправив прежде “неподвижную” Землю, да и другие планеты вместе с ней, вращаться вокруг Солнца, сделав светило центром Вселенной. Через века Михаэлю Шумахеру, еще в середине 90-х получившего прозвище Солнечный Мальчик, похоже, удалось заставить вращаться вокруг себя всю могущественную империю “Формулы-1”.


В прошлом году, когда Михаэль досрочно, едва чемпионат перевалил через экватор, стал чемпионом мира, “Формула-1” стала стремительно терять популярность. Зрители просто прекращали смотреть гонки, потерявшие интригу. И чиновники мирового автоспорта поставили перед собой задачу “вернуть людей на стадионы”, любыми способами подогрев интерес к “королевским гонкам”. В ход пошло кардинальное изменение правил. Итог известен. В этом году судьба чемпионской короны решилась на последней гонке сезона. И все равно победителем в шестой раз в своей карьере и четвертый раз подряд стал Михаэль Шумахер...

По новым правилам

В “Формуле-1”, как в продвинутом и прогрессивном виде спорта, правила меняются каждый год. Однако обычно ежегодные изменения касаются технической стороны или календаря. По окончании прошлого сезона переделке, и довольно серьезной, подвергся сам формат соревнований. Были изменены порядок квалификации и святая святых — система начисления очков. Принесло ли это ожидаемый результат?

Что ж, квалификации стали более динамичными и непредсказуемыми. Вернее, последний, решающий день квалификации, когда гонщики могут провести на трассе лишь один быстрый круг. Такой порядок значительно повысил элемент случайности, которых и так в этом высокотехнологичном спорте немало. Более того, на вторую квалификацию машины выходили в гоночных настройках и с запасом топлива для гонки, что также вносило дополнительную интригу.

А вот уменьшение “вилки” между первым и вторым местами с четырех до двух очков несколько нивелировало значение победы. В итоге, с точки зрения турнирной ситуации, порою было выгоднее финишировать на втором месте, чем рваться за призрачной победой и, возможно, потерять все. Кстати, очки, которые с этого сезона стали даваться за седьмое и восьмое места, сыграли на руку не только командам-аутсайдерам, но и чемпиону.



Злодей?

Есть и другое мнение: мол, на самом деле чиновники стремятся не сделать чемпионат интереснее, а стараются всеми силами обеспечить очередную победу своему любимчику Михаэлю Шумахеру. Некоторые убеждены, что официальных лиц регулярно поражают приступы слепоты, когда по трассе проезжает “Ferrari” под первым номером. И якобы иногда судьи закрывают глаза на нарушения правил со стороны Михаэля или его команды. А виной тому то ли большие деньги альянса “Ferrari”–“Fiat”–“Marlboro”, то ли толпы поклонников, размахивающих красными флагами на трибунах…

Быть может, подобные слухи питает откровенная зависть к чужим успехам или дурная репутация шестикратного чемпиона, закрепившаяся за ним еще в начале его карьеры в “Формуле-1”? В ту пору, когда милый Солнечный Мальчик показал зубы и из подающего надежды превратился в серьезного соперника, готового одержать победу любой ценой. Многие помнят, как в 1994 году, когда Шумахер впервые стал чемпионом мира, весь сезон “Benetton” балансировал на грани разрешенного регламентом, команду не раз дисквалифицировали и не выпускали на старт. А в последней гонке на трассе в Аделаиде Шумахер как бы случайно, уже прекратив борьбу, выжимая последние ресурсы из своей машины, вышиб с трассы своего соперника Деймона Хилла и стал чемпионом. В 1997 году подобный же трюк Шумахер попытался проделать с Жаком Вильневым, но тогда канадец сумел остаться на трассе (в отличие от самого Михаэля) и стал таки чемпионом. А Шумми лишили всех набранных очков. И теперь Шумахер всегда находится под подозрением в чем-то недостойном. К примеру, в полном подчинении второго пилота команды. Можно вспомнить, как в прошлом году на Гран-при Австрии “Ferrari” заставила своего второго номера Рубенса Баррикелло пропустить вперед Шумахера перед самым финишем гонки, чтобы тот набрал побольше очков. Бразилец сделал это столь демонстративно, что инцидент стал предметом шумного скандала.



Или герой?

Однако стелют соломку Шумахеру спортивные чиновники или нет, справедливости ради стоит сказать, что в этом году, как, впрочем, и обычно, противники Михаэля сами не раз наступили почти на все расставленные перед ними грабли. Хотя, наверное, победа в чемпионате никогда не давалась Красному Барону столь тяжело. Рассказывают, что по окончании сезона Михаэль позволил себе основательно расслабиться, надравшись в компании своего брата Ральфа и Оливье Паниса: гонщики якобы разгромили гостиничный номер, покрушили мебель и выкинули телевизор из окна. По возвращении домой из Японии Михаэль отправился в длительный отпуск — как минимум до января.

А ведь в этом году соперники имели очень даже реальные шансы одолеть таки непобедимого Шумахера и “Ferrari”. Но хотя команда “McLaren” хорошо выступила и в начале, и в конце, зато начисто провалила середину сезона. “Williams”, наоборот, начал и закончил “за упокой”, и кого теперь волнует их летнее “за здравие”?

Две первые гонки принесли успех “McLaren”: в Австралии выиграл Дэвид Култхард, в Малайзии — Кими Райкконен. А вот Михаэль Шумахер на первых трех этапах ни разу не поднялся на подиум, более того, в Бразилии вообще не набрал очков.

Когда же “McLaren” начала проигрывать чемпионат? Вплоть до восьмого этапа в Монреале, а это почти половина сезона, Кими Райкконен возглавлял первенство. Хотя до тех пор Шумахер уже успел одержать три победы, причем подряд — в Сан-Марино, Испании и Австрии, вплоть до гонки в Монреале вырваться вперед ему не удавалось. Но в Канаде “серебристые” стали жертвой нового формата квалификации. В решающий день Райкконен ошибся на своем быстром круге и в гонке был вынужден стартовать с конца пелетона. И в итоге финишировал только шестым. В свою очередь, Михаэль Шумахер, выиграв Гран-при Канады, возглавил общий зачет первенства. И уже не упускал лидерства до самого конца.

Кими так и не удалось больше одержать ни одной победы. К примеру, на Гран-при Европы взорвался мотор его “McLaren», на 11-м этапе в Сильверстоуне Райкконен упустил лидерство, уступив вначале Рубенсу Баррикелло, а потом, вылетев на газон, еще и Монтойе. А на 12-м этапе в Хоккенхайме финн уже на старте столкнулся с Ральфом Шумахером.

Правда, после серии неудач Михаэля Шумахера Райкконен сумел подтянуться вперед: после Гран-при Венгрии его отделяло одно очко от Монтойи и два от Михаэля. Однако четвертое место в Италии, второе в США — и на последнем этапе в Японии Райкконен, оставаясь единственным соперником Шумми, имел только теоретические шансы на титул.

Пилоты “Williams” “выстрелили” в середине сезона как раз в то время, когда “McLaren” утонул в проблемах. Девятый (Европа) и десятый (Франция) этапы выиграл Ральф Шумахер. Однако уже на следующей гонке он получил “баранку”, затем столкнулся с Райкконеном в Германии, тем самым поработав в пользу своего старшего брата. В Венгрии Ральф не поделил старт уже со своим напарником по команде и финишировал в той гонке только четвертым. Затем, пропустив из-за сотрясения мозга, полученного в результате аварии на тестах, Гран-при Италии, Шумахер-младший окончательно выбыл из дележки титула чемпиона.

Эстафету у Ральфа попытался было перехватить его партнер по команде Хуан-Пабло Монтойя. Колумбиец выиграл Гран-при Германии (12-й этап), несколько раз поднимался на подиум. И уже он, а не Райкконен начал дышать в спину Михаэлю. Развязка наступила на Гран-при Италии и США, которые выиграл Михаэль. В Монце у Монтойи хватило пороху лишь на одну безуспешную атаку Шумахера. А на предпоследнем этапе в Индианаполисе Монтойя окончательно распрощался со всеми шансами стать первым в чемпионате, в то время как у Райкконена еще оставалась теоретическая возможность. Но на последней гонке в Японии пилоты “Ferrari” ему так и не дали ее использовать.



Крепкий тыл

Так что главным оружием Михаэля против соперников в этом году стали не только победы, а потрясающая стабильность. Шестикратный чемпион боролся за каждое очко, за каждое место... И никто — ни Монтойя, ни Райкконен, ни Ральф — ни разу так и не показали себя способными прыгнуть выше головы.

И все же причины феноменального успеха немецкого пилота не только в этом. Наверное, главное, почему Шумахеру вот уже в который раз удается выигрывать титул, — это крепкий тыл. С приходом Михаэля в “Ferrari” в команде, прежде славившейся итальянским разгильдяйством, воцарился чисто немецкий порядок. Вся система выстроилась под решение одной-единственной задачи: обеспечивать Шумахеру победы. И здесь не возникают дурацкие ситуации, когда, к примеру, партнеры по команде не могут поделить трассу между собой. Команда “Benetton” во времена Михаэля, а затем и “Ferrari” стала работать как четко отлаженный механизм, как часы, как Солнечная система: когда все вращается вокруг единого центра в лице Михаэля Шумахера. А если неприглядные слухи вокруг его имени в “Формуле-1” все-таки верны, что же, стоит констатировать, что Шумахер стал центром не только “Ferrari”, но и всей индустрии “Формулы-1”… Михаэль остается в мире “Больших призов” до 2006 года, и, увы, пока никто не предпринял ничего действительно стоящего, чтобы создать новую “Солнечную систему”. Быть может, в следующем году будет по-другому.