Кошки-мышки

После того как с авторынков исчезли хоть и старые, но надежные и дешевые иномарки, дела у самого крупного отечественного производителя явно пошли в гору. Осталось разобраться с собственными дилерами и избавиться от “серых”, чем руководство завода сейчас и занято.

После того как с авторынков исчезли хоть и старые, но надежные и дешевые иномарки, дела у самого крупного отечественного производителя явно пошли в гору. Осталось разобраться с собственными дилерами и избавиться от “серых”, чем руководство завода сейчас и занято.

Сначала, весной этого года, ВАЗ ввел единые отпускные цены на свои машины, тем самым как бы взяв на себя расходы по их доставке в другие регионы. Это привело к тому, что цены на малолитражки выровнялись повсеместно, и теперь в любой точке нашей страны автомобили стоят одинаково. После такой уравниловки “гонять” авто из Тольятти стало попросту невыгодно — теперь любой “серый” дилер вынужден брать транспортные расходы на себя. Для “белых” же продавцов это пришлось как нельзя кстати, они получили возможность эффективнее планировать свою деятельность и получать большую прибыль. Стоит напомнить, что на основе единых отпускных цен работают все мировые автопроизводители. Предприятие гарантирует официальному продавцу наличие определенной территории, квоту и цену. Имея все это, дилер получает возможность выстраивать долгосрочные экономические отношения со своими клиентами. К тому же, чтобы привлечь внешние ресурсы, например, взять банковский кредит, ему необходимо показать устойчивость своего бизнеса, что может быть подтверждено наличием дилерского соглашения.

До последнего времени сбыт тольяттинских автомобилей являлся разрозненным рынком, что не позволяло предприятию контролировать этот процесс. Естественно, такое положение вещей отрицательно сказывалось на прибыли автозавода, поэтому в первую очередь пришлось подвергнуть реформированию сервисно-сбытовую сеть.

В принципе новая система продаж вазовских машин предельно проста. На сегодняшний день каждый дилер отвечает за определенную часть рынка. За основу взят принцип территориального деления России, так что дистрибьютор “АвтоВАЗа” есть в каждом регионе. Его задача — организация местной дилерской сети и координация ее работы. Кроме того, на него возложены функции по аттестации официальных продавцов. Ее, в свою очередь, заверяет непосредственно “АвтоВАЗ”, после чего за каждым продавцом в регионе закрепляется определенная квота продаж авто, в зависимости от емкости рынка.

ОТК «по-вазовски»

Для того чтобы эффективно управлять такой обширной сетью компаний, отвечающих за реализацию продукции предприятия, необходима очень жесткая система контроля. Кроме того, несколько облегчив жизнь своим дилерам, ВАЗ теперь имеет полное моральное право потребовать от них ответных уступок, если это можно так назвать.

В минувшем сентябре были озвучены новые требования производителя — с этого момента обязательным условием для заключения дилерского договора станет соблюдение продавцом целого ряда условий и правил, а их немало. Во-первых, это создание производственных мощностей для проведения предпродажной подготовки автомобилей, гарантийного и послегарантийного обслуживания, во-вторых, формирование целого комплекса дополнительных услуг и в-третьих, оборудование комфортабельного торгового зала, проще говоря — шоу-рума (причем выдержанного в корпоративном стиле), где покупатель мог бы спокойно и без суеты познакомиться с ассортиментом.

Кстати, “АвтоВАЗ” оставляет за собой право расторгнуть или не перезаключать соглашение с той компанией, которая не выполнит все вышеперечисленное.

С одной стороны, ничего страшного не произошло, и удивляться тут нечему: тольяттинцы, с оглядкой на западных коллег, начинают заботиться о потребителях своей продукции, то есть о нас с вами. Ведь человек не дрова покупает, машину, и несмотря на то, что вазовские изделия не так дорого стоят, тратит он при этом далеко не маленькие деньги. Кроме того, все дилеры обязаны будут предложить покупателю целый пакет дополнительных услуг, таких как кредитование, trade-in, обеспечить оформление всех необходимых документов вплоть до регистрации автомобиля в органах ГИБДД. К тому же не стоит забывать, что вместе с уровнем сервиса растет и репутация завода.

С другой стороны, кто сказал, что руководство автозавода таким образом заботится о нас с вами. ОАО “АвтоВАЗ” — предприятие коммерческое, поэтому от его прибылей зависит благосостояние и акционеров, и руководства... Поэтому что сможет помешать немотивированному повышению цен на авто? Сейчас кто-то может вспомнить иностранных производителей, мол, у них же все это работает. Однако любой западный автогигант в каждом классе автомобилей имеет нескольких не менее сильных конкурентов, с политикой которых ему приходится считаться, особенно когда это касается цен. В нашей же стране конкуренции нет.

О “Москвиче” все уже давно и думать забыли, горьковский завод ВАЗу не соперник, так как машины различаются по классу, а “Иж-Авто” еще недостаточно силен и пока больше подходит на роль нелюбимого пасынка, донашивающего обноски с барского плеча. До недавнего времени плохонькую, но все же конкуренцию тольяттинцам составляли пресловутые старые иномарки, но и их уже нет, так что “АвтоВАЗ” не только может, но и скорее всего станет самым настоящим диктатором, который заставит плясать под свою дуду не только дилеров, но и добрую половину страны. Кстати, из более чем 22 миллионов машин, зарегистрированных в России, половина произведена на ВАЗе.