Неприятный душок!

Измененные номерные обозначения на агрегатах машины становятся причиной непредсказуемого попадания простых автовладельцев в криминальный переплет. Ведь как только один гаишник усомнится в подлинности хоть одной цифры в VIN — все, считайте, вы по грудь вляпались в очень и очень неприглядную историю. Примеров хоть отбавляй.

В России ежегодно выявляется более 50 тысяч автомобилей с перебитыми номерами. Отрадный факт вроде бы. Между тем измененные номерные обозначения на агрегатах машины становятся причиной непредсказуемого попадания простых автовладельцев в криминальный переплет. Ведь как только один гаишник усомнится в подлинности хоть одной цифры в VIN — все, считайте, вы по грудь вляпались в очень и очень неприглядную историю. Примеров хоть отбавляй.

На прошлой неделе один мой знакомый захотел продать свой старенький VW Passat Jetta 93-го года выпуска. Покупатель нашелся практически мгновенно. Сошлись на 1500 долларах при условии, что “тачка” в течение недели будет снята с учета в ГИБДД. Сказано — сделано, без волокиты сразу же поехали в местный МРЭО.

В отделе регистрации и учета поначалу все шло нормально: суета по поиску чистых бланков заявления, толчея перед заветным окошком, затем выстаивание в очереди на смотровую яму, дабы там гаишник глянул в свое чудо-зеркальце на номера агрегатов машины. Вот тут-то и поджидала моего знакомого настоящая “засада”. Инспектору технадзора понадобилось ровно две секунды или, лучше сказать, скользящего взгляда на номерную площадку двигателя VW Passat Jetta, чтобы вынести безапелляционным голосом однозначный вердикт: “Ничего ты с этой машиной теперь не сделаешь. В документах значится, что двигатель без номера, а на самом деле номерок-то присутствует. Следовательно, мотор перебивался, налицо криминал”. У хозяина иномарки слегка подкосились ноги и побелело лицо. Но гаишник продолжил: “Не бойся, за решетку тебя никто сажать не будет. По новым правилам это не предусмотрено. Но снять с учета такой “фольц” ни-зя. Так что, гражданин хороший, до-сви-да-ния”. Более подробно разъяснить возникшую ситуацию инспектор не счел нужным и многозначительно удалился в сторону вереницы машин, выстроившихся на осмотр. Владельцу VW Passat Jetta ничего не оставалось делать, как по-тихому и быстро уехать.

Развод и девичья фамилия

Странное поведение сотрудника отдела регистрации можно объяснить по-разному. Первое: гаишник просто устал, ему было “в лом” возиться с древней иномаркой и объяснять суть своих претензий. Другой вариант будет больше похож на правду. Дело в том, что в документах на VW Passat Jetta ни о каком безномерном двигателе нет ни слова. Все указанные в ПТС цифры сходятся с реально выбитыми в железе. Почему возник конфликт — загадка. Единственное объяснение: с владельца иномарки хотели наглым образом “срубить” деньги. А скорей всего не хотели, а хотят. Нет, гаишник, даже если ему предложить, лично с хозяина иномарки денег не возьмет. Слишком рискованно, про КПО и УСБ сегодня никто не забывает. “Честное” изъятие кровных рублей из карманов водителей происходит по более изощренной схеме.

Чуть меньше года в ГИБДД действуют новые правила регистрации и учета автотранспорта. По ним, если у машины выявлены изменения маркировочных обозначений, с ней никаких, подчеркнем, абсолютно никаких регистрационных действий проводить нельзя. Даже если у автомобиля изменились номера на кузове (стали плохо читаемыми) вследствие естественной коррозии, все равно никто не вправе ее снять или поставить на учет. Гаишники как-то ухитрились снять с себя ответственность за проверку номеров на агрегатах и по мало-мальскому подозрению имеют право “завернуть” абсолютно любое авто. Естественно, частнику ничего не остается делать, как продолжать “до упора” эксплуатировать свое авто без перспективы его продать, либо идти на поклон к криминалистам и добиваться проведения экспертизы. На ней-то ушлые милиционеры и делают дополнительную прибавку к своей маленькой зарплате.

И, судя по объему отправляемых из ГИБДД машин к экспертам, есть подозрения в некоей договоренности между смежными структурам по типу “вы нам машины присылайте, а мы про вас не забудем”.

В принципе перебитые и поржавевшие номера на агрегатах — не такая страшная проблема, как ее малюют милиционеры. Кстати, делается это порой специально, дабы “нагрузить” владельца, чтобы он судорожно потянулся к своему кошельку. В первую очередь его начинают пугать неслыханными очередями на проведение экспертизы. В народ запускают слушок, что якобы официально ожидать осмотра автомобиля экспертом-криминалистом приходится по три-четыре месяца, а то и все полгода. Далее гражданину внушают, что на него будет заведено уголовное дело и устроена проверка по выяснению личной его причастности к изменению номеров. А что, вдруг владелец иномарки сам при помощи агрессивных химических веществ устроил коррозию кузова с целью уничтожения криминальных номеров. Прецеденты были. Ясно, что честный гражданин, попадая под милицейский прессинг, начинает нервничать и готов дать деньги на лапу, чтобы ускорить процесс.

Коньяк отдать придется

На самом деле действовать нужно следующим образом. Для начала необходимо написать заявление от имени собственника с просьбой провести криминалистическое исследование автомобиля и познакомиться со следователем из местного отдела милиции, который будет вести ваше дело. Экспертиза проводится бесплатно. Далее полученное заключение криминалистической экспертизы с фотографиями номеров агрегатов, подвергшихся изменению, нужно передать следователю, который приобщает его к уголовному делу и назначает проведение проверки по вашему авто. Единственный плюс в этой истории в том, что, пока машину проверяют (устанавливают прежнее место регистрации, растаможена она или нет и т.д. и т.п.), она находится у хозяина на ответственном хранении. Владелец может пользоваться ею, но не имеет права продать автомобиль.

Счастье! Проверка прошла, и следственные органы вынесли постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. И теперь вы — с подписанным у начальника криминальной милиции постановлением, копией экспертизы, фотографиями злополучных номеров, со старыми документами и справкой от угонного отдела — мчитесь в ГИБДД. Фанфары — автомобиль с перебитыми номерами снимается или ставится на учет. Но как все, наверное, все понимают — скоро сказка сказывается... У милиционеров существует масса предлогов затянуть всю процедуру постановки и снятия с учета автомобиля на бесконечно долгое время. В лоб обвинить их в вымогательстве нельзя. Единственное, можно указать на присутствие неприятного криминального душка в работе отделов регистрации и криминалистической экспертизы. Так что бутылку хорошего коньяка отдать все равно придется.