Асфальтовая болезнь

Аварий, которые происходят по вине “некачественного” дорожного покрытия, очень много. Ведь если на скорости примерно 70 км/ч попасть в яму глубиной сантиметров 10—15, то последствия могут быть весьма непредсказуемы. Вы не только имеете реальный шанс остаться без подвески, но покалечить попутный, а то и встречный транспорт.

Застраховаться от неприятностей на дороге невозможно. Вариантов хоть отбавляй, причем даже если вы водитель со стажем и ездите очень аккуратно.

Вашу машину может слегка “подрихтовать” какой-нибудь желторотый новичок или не справившийся с управлением лихач. Да и пешеходы могут “пошутить”, выскочив на дорогу прямо перед носом. Но есть еще один момент, напрямую связанный с одной из извечных российских бед — дорогами.

Аварий, которые происходят по вине “некачественного” дорожного покрытия, очень много. Ведь если на скорости примерно 70 км/ч попасть в яму глубиной сантиметров 10—15, то последствия могут быть весьма непредсказуемы. Вы не только имеете реальный шанс остаться без подвески, но покалечить попутный, а то и встречный транспорт. Только когда это случилось, вовсе не обязательно хвататься руками за голову и прикидывать в уме, сколько месячных окладов придется отдать за ремонт дорогущего “мерина”. Нужно просто доказать, что в результате “приятной встречи” с рытвиной вы не имели шансов контролировать поведение своего авто.

Официальной статистики количества дел, выигранных у дорожных служб, конечно же, нет. Но вовсе не из-за того, что суды, боясь чьего-то вышестоящего гнева, стремятся вынести решение в пользу ответственных организаций, а просто потому, что, к сожалению, не все водители знают, где добиваться правды. Юристы утверждают, что при грамотном подходе к вопросу такая ситуация выигрышна именно для водителя. Есть определенные ГОСТы, четко регламентирующие требуемое состояние трасс, а любое отклонение — это уже повод призывать дорожников к ответу. Хотя существует столько подводных камней, что у рядового автомобилиста опускаются руки при одной лишь мысли о полугодовой судебной тяжбе. Если урон, причиненный авто, невелик, большинство стараются забыть про неприятный инцидент, громко проклиная нерадивых дорожников и всех их родственников по женской линии. Но тем самым мы сами провоцируем наплевательское отношение к состоянию дорог.

Во многих случаях о ямах давно известно в компетентной организации, но там никто не стремится предпринимать какие-либо меры к устранению препятствия на дороге, причем зачастую не из-за нехватки финансирования, а из-за собственного раздолбайства. По тем же ГОСТам провал, чьи размеры превышают допустимые нормы (а это яма не более

5 см глубиной, 15 см длиной и шириной в 80 см), должен быть не только огорожен, но и обнесен предупреждающими знаками, а в темное время суток — освещен. Таким образом, любой автомобилист, по вине такого “небольшого” углубления оставшийся без подвески, а то и без машины, может просто собрать необходимый пакет документов и смело требовать возмещения ущерба. Причем для этого не нужно нести каких-то труднодоставаемых бумажек — необходима лишь справка о ДТП, протокол осмотра места происшествия, заключение независимого эксперта о причиненном вреде (кстати, на осмотр вы обязаны вызвать ответчика, а вот являться или нет — это его дело). А имея все это на руках, вы можете предложить вашему обидчику пойти на мировую, в случае же отказа смело обращайтесь в суд. Не ждите, конечно, что дорожники сразу же раскошелятся и выплатят вам все до копейки. Надо быть готовым к длительной тяжбе, всевозможным опровержениям и контрдоводам. Например, вас вполне могут обвинить в неправильном выборе скорости с учетом дорожной обстановки. Вы-де должны были заблаговременно увидеть яму, так что нечего на других пенять. Но позвольте полюбопытствовать, как это прикажете разглядеть колдобину в полной темноте и тем более безо всяких предупреждающих знаков? Вряд ли и вам найдут, что ответить. Существует, пожалуй, лишь одна хитрость. Все дороги нашего города (в области ситуация слегка запутанней) находятся в ведении ГУП

“Доринвест”, а уже эта компания заключает договоры на обслуживание с другими организациями. Так что стоит сразу выяснить материально ответственную сторону, а не подавать иск на дядю Петю.

В принципе в “вычислении” ответственной стороны и заключается главная проблема таких дел. Примером тому стало происшествие, имевшее место в феврале 2002 года. Одним из вечеров на Петровско-Разумовской аллее в рытвину глубиной 15 см угодили сразу четыре машины. Сначала печальная участь постигла ВАЗ-2110, потом Volvo, а следом еще “семерку” и ВАЗ-21099. На месте аварии запал был у всех участников, но довести дело до победного конца решился лишь владелец иномарки. Основной проблемой для этого водителя стали как раз поиски этого “разгильдяя”. По одному телефону “подсказали” еще три, по каждому из них — два, ну и далее в геометрической прогрессии. Спустя три месяца ответственный все же нашелся, и водитель предложил пойти на мировую. Сумма ущерба была в общем-то небольшой (где-то около 400$), но дорожники вовсе не стремились расставаться с деньгами. Пришлось пригласить ответчика в суд. В данном случае служители Фемиды не помогали, ответственная организация предпочла расплатиться наличными, видимо, не желая раздувать скандала. Но, с другой стороны, и у суда столь простой вопрос не вызвал бы проблем.

К сожалению, пока рано говорить о цивилизованном подходе к таким делам, поскольку не все знают свои права и чужие обязанности. Из всех коммунальных служб разумно, если можно так сказать, поступил лишь Мосводоканал, полностью застраховавший себя от гражданской ответственности. Так что любой пострадавший от открытого, выступающего или сломанного люка просто собирает необходимые документы и получает деньги от страховщиков. Но вот дорожникам, пожалуй, еще далеко до такого прогресса. Хотя если автовладельцы перестанут на свои кровные менять расколотые диски, рассыпавшиеся подвески и разорванные покрышки, а начнут тыкать эти службы носом в их же недоработки как провинившихся котят, ситуация обещает измениться.