«Aвтогражданка» приехала?

Как известно, Госдума приняла в первом чтении законопроект о внесении изменений и дополнений в печально известный закон об обязательном автостраховании. Однако дальнейшая судьба документа по-прежнему остается неясной.

Как известно, Госдума приняла в первом чтении законопроект о внесении изменений и дополнений в печально известный закон об обязательном автостраховании. Однако дальнейшая судьба документа по-прежнему остается неясной.

Напомним, что законопроект переносит вступление “автогражданки” в силу с 1 июля 2003 года на 1 июля 2004 года, а штрафы за отсутствие полиса предлагает соответственно взимать не с 1 января 2004 года, а с 1 января 2005 года. Однако в Госдуму спешно поступило письмо Президента России, в котором глава государства отметил, что передвигать сроки действия закона нет необходимости. На этот шаг президент пошел как гарант Конституции, защищая права 5 млн. автовладельцев, уже застраховавших свои машины. Заметим, что права оставшихся 25 млн. собственников авто при этом повисли в воздухе.

Тем не менее депутаты не могли игнорировать мнение г-на Путина и решили вынести на второе чтение законопроекта, которое должно состояться 28 ноября, четыре поправки. Первая — закон продолжает действовать, но штрафы за езду без полиса переносятся на полгода — с 1 января 2003-го на 1 июля 2004 года. Тем самым признается, что подавляющее большинство автомобилистов (свыше 80%) не успеют приобрести полисы до нового года. Вторая — предусматриваются 50-процентные льготы для инвалидов и ветеранов (на это дело в бюджете выделено 400 млн. рублей). Третья — минимальный срок действия страхового полиса снижается с 6 до 3 месяцев. Это — уступка пенсионерам, пользующимся автомобилем только в летние месяцы.

И наконец, последняя, самая важная. Предлагается запретить сотрудникам ГИБДД требовать наличие полиса у водителей при прохождении техосмотра. Это изменение в закон предлагается представителями “Автомобильной России” и группы “Народный депутат”. К сожалению, другое интересное предложение — исключить из закона требование иметь на руках полис при регистрации авто — увы, не прошло.

Судьба-индейка

Каков механизм дальнейшего прохождения закона? Считанные дни даются Совету Федерации, чтобы его утвердить. Согласно ч.3 ст.105 Конституции РФ Совет Федерации должен утвердить закон в течение пяти дней. А согласно ст.107 Основного закона президент должен в течение 14 дней подписать и обнародовать его. Получается, что законопроект со всеми поправками должен пройти Совфед и получить одобрение президента до нового года. В этом случае до 1 июля 2004 года штраф за отсутствие полиса “обязаловки” платить гаишникам не придется.

Есть и другой сценарий развития ситуации — пессимистический. Как известно, поправки должны были обсуждаться депутатами еще 19 ноября. Однако “по техническим причинам” рассмотрение перенесено на 28 ноября. По мнению ряда экспертов, лоббистам ныне действующего закона выгодно тянуть рассмотрение поправок до этого дня, безразлично, в какой форме. После этой даты рабочая сессия в Госдуме заканчивается, третьего чтения согласно регламенту нет. Поэтому с 1 января закон в полном объеме вступает в силу.

Другой вариант — депутаты принимают дозу “озверина” и дружно голосуют за поправки одновременно во втором и третьем чтениях и отсылают их в Совет Федерации. Позиция Совфеда известна: поправки сенаторами не будут поддержаны, и закон в прежнем виде работает с нового года.

По какому бы пути ни пошло развитие событий, цена вопроса — те же 800 руб. за отсутствие на руках водителя полиса “обязаловки”.

НАШИ ЭКСПЕРТЫ

Алексей ЗУБАКОВ, президент “Ассоциации страховщиков России”:

— По “автогражданке” с нового года может произойти самое худшее. Поскольку за время работы закона успели застраховаться только 5 млн. автовладельцев, то остальные 25 млн. собственников машин пока полисы не покупали. Естественно, с таким наплывом покупателей страховые компании не справятся. Разумеется, на этой волне погреют руки мошенники — граждане ради экономии времени будут скупать любые страховки, лишь бы не стоять в очередях.

По самым осторожным данным, сегодня в регионах на руках автомобилистов находится порядка 150 000 поддельных полисов! Кроме того, я совершенно не согласен с тем, как идет пропаганда “автогражданки”. Автомобилисты по сей день не знают, как внешне должен выглядеть сам полис. Не говоря уж о том, как его правильно заполнить в случае ДТП.

Думаю, что необходимо отказаться от практики продажи полисов через палатки у ГИБДД и реализовывать их только через специальные офисы, в которых бы размещалось сразу несколько компаний.

Вторая проблема закона — статистика по авариям, на основе которой рассчитываются все тарифы, появится не ранее середины следующего года. Так что жить с нынешними тарифами придется еще минимум полгода.

Еще один отрицательный момент. В самое ближайшее время президент должен подписать закон об основах страхового дела. Там в одной из статей записано, что все тарифы устанавливаются законом — то есть Госдумой. Получается, что новый закон противоречит закону об обязательном автостраховании, в котором тарифы устанавливает правительство. Этот момент еще станет предметом острого разбирательства между Думой и Белым домом в новом году.

Кроме того, уверен, что все поправки, инициированные Думой, не пройдут через Совет Федерации. Имеет смысл, дабы исключить ажиотаж вокруг приобретения полисов, отдельным указом президента отодвинуть введение штрафных санкций на полгода.