Штрафной удар

Слухи о том, что штрафы за нарушение ПДД вот-вот могут увеличить и причем в несколько раз, обрастают мясистой плотью. Вероятно, что уже весной 2004 года Правительство России внесет на рассмотрение в Госдуму соответствующие поправки в КоАП.

Слухи о том, что штрафы за нарушение ПДД вот-вот могут увеличить и причем в несколько раз, обрастают мясистой плотью. Вероятно, что уже весной 2004 года Правительство России внесет на рассмотрение в Госдуму соответствующие поправки в КоАП.

Вопрос о повышении штрафов заинтересованные ведомства подняли сразу же после принятия нового Кодекса об административных правонарушениях. С первых дней жизни этого свода законов стало ясно, что мизерные расценки за нарушение Правил на дороге самым чудовищным образом скажутся на безопасности движения. И точно — свыше 33 000 человек погибли в автокатастрофах в прошлом году и около 32 000 — уже в нынешнем (а ведь год еще не закончился).

А ты не груби!

Перво-наперво ужесточаться будут санкции за грубые нарушения ПДД. К таковым председатель правительственной комиссии по БДД вице-премьер правительства РФ Владимир Яковлев относит выезд на полосу встречного движения там, где это запрещено Правилами, неправильную парковку, управление автомобилем в нетрезвом виде, грубые нарушения скоростного режима, проезд на запрещающий сигнал светофора.

Все бы хорошо, но, откровенно говоря, смущает в этом перечне один пункт — неправильная парковка. Безусловно, из-за хаотично припаркованных машин движение серьезно затрудняется (примером тому может служить центр Москвы), но говорить о том, что нарушение правил остановки и стоянки автомобиля — общественно опасное деяние, в корне неверно. В очень редких случаях из-за брошенного абы как авто происходит крупная авария с ранеными и погибшими.

Пока трудно сказать, для чего члены правительственной комиссии по БДД хотят эту мелочь приравнять к грубым нарушениям, но, похоже, что таким образом они рассчитывают победить “пробки”. Задумка, разумеется, благая, но весьма несвоевременная. Прежде чем драть с моторизованных россиян три шкуры за неправильную парковку, нужно обеспечить достаточное количество организованных стоянок. Пусть даже платных (а никто и не говорит, что автомобиль — удовольствие дешевое). Можно допустить мысль, что наши законодатели, приравняв неправильную парковку к грубым нарушениям, хотят пополнить бюджет страны. К примеру, в Америке денежный штраф за нарушение правил стоянки считается одним из самых высоких среди прочих нарушений. Не секрет, что бюджет Нью-Йорка на 30 миллионов долларов состоит как раз из штрафов за неправильную парковку. Но, пардон, у них там предостаточно организованных стоянок в отличие от нашей страны.

Перевод нарушения правил парковки в разряд грубых нарушений ПДД — далеко не самая шокирующая новость. Начальник ГУ ГИБДД МВД РФ генерал-майор милиции Виктор Кирьянов хочет предложить на рассмотрение нижней палате парламента поистине драконовскую меру по борьбе с пьянством за рулем:

— В США, если гражданин, управляя автомобилем в нетрезвом состоянии, попался полицейскому, его ждет далеко не радужное будущее. Во-первых, гражданина лишат права управления на очень внушительный срок, а во-вторых, конфискуют автомобиль и продадут его с аукциона. Вырученные деньги идут в пользу государства. Неплохо бы рассмотреть возможность применения подобной меры и в нашей стране...

Лихо — ничего не скажешь. Но здравый смысл подсказывает, что иначе любителей “зеленого змия” из-за руля не выкурить. Подумать страшно: каждая шестая автокатастрофа происходит по вине водителя, находящегося в состоянии опьянения. В борьбе за спасение жизней людей все средства хороши, в том числе и те, которые предложил главный гаишник страны.

Охотнорядцы против. Как всегда

Идея сделать дорожное законодательство в России а-ля западным витает в кулуарах правительственных кабинетов очень давно. Однако думцы на корню отметают подобные правительственные инициативы, мотивируя это тем, что уровень зарплат россиян отнюдь не такой, как в развитых странах.

— Закон есть закон. Не нарушай — не будешь платить, — парирует Владимир Яковлев.

В общем-то зампред Правительства РФ дело говорит. Даже в развитых странах штрафы не ориентированы на уровень благосостояния граждан. В итоге у них и порядка на дорогах больше, не погибают в таких количествах люди в автокатастрофах. А Россия, между прочим, на первом месте в мире по числу ДТП с тяжкими и особо тяжкими последствиями. Конкретных цифр на предмет того, какие будут штрафы, пока нет. Как нам сказал источник в Правительстве России: “Это работа многих месяцев”.

Если Госдума согласится с доводами команды Яковлева, то и без поправок в Кодекс об административных правонарушениях штрафы вырастут в шесть раз. Более того, расширится список нарушений, за которые можно остаться без “прав”. Ожидается, что под статью о лишении попадут нарушители таких пунктов Правил, как “проезд на запрещающий сигнал светофора”, а также “разворот там, где это запрещено ПДД”. Помимо прочего, думцам предложат вернуть балльную систему учета наказаний. Все новации представят на рассмотрение депутатов нового созыва лишь весной, и соответственно, если поправки в закон будут приняты, то вступят в силу не раньше середины следующего лета, то бишь в июле 2004 года.

Впрочем, все усилия Правительства РФ, МВД и ГИБДД могут оказаться мартышкиным трудом. Ясно как божий день, что латать дыры надо не только в самом КоАПе по части увеличения штрафов, но в первую очередь в системе контроля за их собираемостью. На сегодняшний день оплачивают штрафные квитанции лишь 20% нарушителей. Остальные зачастую демонстративно рвут перед инспектором на куски свежевыписанный протокол. Что касается судебных приставов, то они не желают связываться с мизерными штрафами.

Рубль для инспектора

...Как показывают последние статистические исследования, более 70% автомобилистов выступают за ужесточение наказания за нарушение ПДД. Но, как известно, у любой медали есть оборотная сторона. К примеру, сколь суровым бы ни было наказание за кражу, воров меньше никогда не становилось. Хрестоматийный пример, когда в некоторых странах пойманным воришкам прилюдно отрубали руки. И аккурат во время этого кровавого действа происходило наибольшее число карманных краж. Применительно к автомобилистам может возникнуть аналогичная ситуация. Правда, нужно учитывать разницу между психологией матерых преступников и рядовых граждан. Но возможно и другое развитие событий. Например, многие правозащитники говорят о том, что с увеличением штрафов вернется беспредел со стороны гаишников. Действительно, такой расклад вполне возможен: автомобилисты будут предлагать инспекторам половину суммы (как это часто бывало до принятия нового КоАПа), а те, в свою очередь, соглашаться. Поэтому вместе с увеличением штрафов необходимо разработать защитный механизм, способный предотвратить такое развитие событий.

НАШИ ЭКСПЕРТЫ

Владимир ФЕДОРОВ, экс-начальник ГУ ГИБДД МВД РФ, член Совета Федерации:

— Пора, наконец, перейти от МРОШев (минимальный размер оплаты штрафов. — Ред.) к МРОТам. Согласитесь, не совсем правильно, когда все главы Кодекса живут по МРОТам и лишь только 12-я — автомобильная — по МРОШам. Необходимо принять в расчет не штрафной МРОТ в 100 рублей, а настоящий, зарплатный. Сейчас он равняется 600 рублям.