Горячий снег

До недавнего времени в Средней полосе России снегоход воспринимался не иначе как экзотика. Но вошедшие в моду экстремальные виды отдыха превратили сноумобили в одно из популярных средств проведения увлекательного и будоражащего кровь досуга.

До недавнего времени в Средней полосе России снегоход воспринимался не иначе как экзотика. Но вошедшие в моду экстремальные виды отдыха превратили сноумобили в одно из популярных средств проведения увлекательного и будоражащего кровь досуга. Вследствие чего уровень продаж так называемых мотосаней увеличивается из года в год. Но специалисты считают, что настоящий снегоходный бум еще впереди.


Однако с ростом популярности этого вида отдыха на морозном воздухе идет вверх и кривая несчастных случаев. Только по официальным данным, в прошлом году в “снегоходных” авариях погибли 3 человека. Сколько в действительности пострадали, не знает никто. В прошлом сезоне самая нашумевшая снегоходная трагедия случилась в Московской области. В Красногорском районе два несовершеннолетних подростка на своих “мотосанях” в прямом смысле раскатали до смерти случайного прохожего. В итоге увеличение числа владельцев снегоходов и участившиеся случаи трагических происшествий с их участием стало одной из основных причин принятия более цивилизованных правил эксплуатации данного вида техники.

Дороги нет. Но заплатить придется!

Раньше кататься на снегоходах мог любой, независимо от возраста, дееспособности, навыков вождения и степени трезвости. Но с анархией покончено. По новым правилам желающий порулить сноумобилем обязан оформить кучу бумажек и заплатить по многим счетам.

Первым делом после приобретения вожделенной игрушки требуется зарегистрировать ее в органах Гостехнадзора по месту жительства в течение пяти дней. И, кстати сказать, снегоход, как и автомобиль, без полиса ОСАГО никто на учет не поставит.

Помимо страховки свои кровные придется выложить и за саму процедуру постановки на учет. За 400 рублей владелец сноумобиля получает на руки свидетельство о регистрации и новенький жестяной госномер. При этом он заполняет анкету для налоговой службы, в которой официально сообщает фискальному органу о своей покупке. Через некоторое время хозяин сноумобиля наравне с автовладельцами должен будет заплатить дорожный налог. Ставка — от 5 до 10 рублей за каждую лошадиную силу.

Если позволяют погодные условия, то одновременно с оформлением всех документов в Гостехнадзоре можно сразу же пройти государственный техосмотр снегохода и получить так называемый талон допуска на эксплуатацию внедорожной техники.

Талон действителен в течение одного года. Сегодня “снежный лобовичок” стоит 130 рублей. В принципе и без снега сноумобиль способен пройти ТО. Но при этом невозможно будет замерить тормозной путь болида. Так что придется ждать морозов.



Без права на смерть

Помимо оформления документов на “железо” владелец должен обзавестись специфической “корочкой”, а именно — удостоверением тракториста-машиниста (тракториста) с открытой категорией “А”. Только эта ксива дает право, не нарушая закона, порулить “мотосанями”. Катание без указанной бумажки может привести к штрафу от 100 до 300 рублей.

Экзамен на категорию “А” сдается в той же инспекции Гостехнадзора по месту жительства. К нему допускаются лица, достигшие 16-летнего возраста. На экзамене проверяются теоретические знания (3 вопроса) и навыки вождения. Подготовиться к экзамену можно самостоятельно или на специальных курсах. По мнению инспекторов Гостехнадзора, любой здравомыслящий гражданин легко самостоятельно подготовится к теоретическому экзамену, если внимательно прочитает инструкцию по эксплуатации снегохода. Что же касается начальных навыков вождения, то здесь лучше обратиться к профессиональному инструктору или опытному водителю сноумобиля. Все экзамены вместе с удостоверением обойдутся кандидату примерно в 560 рублей.

В этом году закон строго запрещает лицам моложе 16-ти лет садиться за руль сноумобиля, но есть нюанс. Если родители все-таки рискнули купить ребенку зимний внедорожник, они обязаны следить, чтобы их отпрыск катался на малой скорости и в безлюдных местах. За безопасность окружающих и своего чада мамы-папы несут полную уголовную ответственность. Представители Гостехнадзора настоятельно рекомендует родителям-экстремалам организовывать детские покатушки на специально оборудованных площадках и только под наблюдением профессиональных инструкторов. Между прочим, в продаже нередко встречаются специальные детские снегоходы с объемом двигателя более 50 см3 — их тоже надо в обязательном порядке ставить на учет.

Но инспектора Гостехнадзора прекрасно понимают, что запреты и штрафы не помогут полностью избежать травм и трагедий. Поэтому при проведении своих операций они в первую очередь делают упор на разъяснительную работу, дабы граждане знали суть всех новых законов и были знакомы с тривиальными мерами безопасности при эксплуатации снегоходов.

Например, бывалые сноумобилисты советуют в любое путешествие брать с собой мобильный телефон, запас продуктов, теплые вещи, лыжи, лопату, топор, пилу, набор инструментов и запчастей, карту местности, компас, ракетницу, аптечку (!), металлическую кружку, котелок, запасные носки и рукавицы, одеяло и другие вещи, помогающие выжить на морозе в случае чего. Надежнее всего отправляться в путь в компании: и поломавшийся снегоход помогут вывезти, и его владельца, попавшего в передрягу, ночевать на морозе не оставят. К сожалению, многие новички вспоминают о дельных советах лишь тогда, когда реально сталкиваются с проблемой выживания человека при минусовой температуре. Но порой озарение приходит слишком поздно, и человек либо замерзает насмерть, либо отмораживает конечности и становится инвалидом. Так что, покупая снегоход, подумайте о своей безопасности.



НАШИ ЭКСПЕРТЫ

Георгий ТЯПКОВ,заместитель начальника информационно-планового отделаГостехнадзора Московской области:

— С 5 января по 5 февраля будущего года Гостехнадзор совместно с лесничествами и ГИБДД в очередной раз планирует провести широкомасштабную операцию “Снегоход”. Проверять будут всех катающихся. Если у владельца снегохода не окажется документов на право управления этим транспортным средством, то сотрудники Гостехнадзора имеют все полномочия оштрафовать нарушителя на сумму от 1 до 3 МРОТ. В прошлом сезоне только в Московской области было оштрафовано 50 “снегоходчиков”. Но хотелось бы подчеркнуть, что главная цель операции “Снегоход” — не наказание как можно большего числа граждан, а проведение информационной профилактики среди владельцев зимней техники. Ведь многие приобрели свои аппараты в 1997—1998 годах, когда для эксплуатации снегоходов не требовалось практически никаких разрешительных документов. Сейчас закон изменился, и мы прилагаем максимум усилий, дабы довести его до всех владельцев сноумобилей. Так что при первой встрече с сотрудниками Гостехнадзора вряд ли кого-то подвергнут штрафу. Для начала просто разъяснят процедуру получения “прав” и регистрации.

Кстати, по некоторым данным, даже сегодня некоторые торговцы снегоходами вводят своих клиентов в заблуждение, утверждая, что для эксплуатации такой машины никаких документов не требуется. Это, мягко говоря, неправда.


Евгений МАКСИМОВ,владелец снегохода “Yamaha”:

— Принципы вождения автомобиля и снегохода абсолютно разные. Так что если у человека водительский стаж 25 лет, это вовсе не означает, что он спокойно, с ходу, а главное, безопасно для самого себя возьмет и прокатится на снегоходе. У этого агрегата по сравнению с обычной машиной намного длиннее тормозной путь, он не так послушен в управлении, требует специальных навыков и определенную физическую подготовку пилота. Коварство езды на снегоходе кроется в том, что в России практически нет специализированных мест для катания. В итоге большинство выезжает в чистое поле, но это только на словах оно чистое. На самом деле заснеженная гладь таит в себе массу опасностей, но, к сожалению, некоторые новички это понимают слишком поздно. Я, например, в прошлом году по неопытности протаранил припорошенное бревно. Теперь езжу более осмотрительно и всегда — подчеркиваю — всегда надеваю шлем. Однако у меня есть большие сомнения, что ужесточение правил эксплуатации снегоходов (увеличение объема разрешительных документов) реально поможет повлиять на снижение числа аварий. Это еще один повод выкачать из народа лишнюю копейку и чистейшей воды профанация. Особенно это касается водительского удостоверения “машиниста-тракториста”. Уж лучше бы сделали так, чтобы снегоходом мог управлять лишь тот, у кого в обычном водительском удостоверении открыта категория “А”, дающая право на управление мотоциклами. Гораздо логичней — умеешь ездить на двухколесном монстре, значит, и со снегоходом справишься.



НАША СПРАВКА

По статистике, в США на снегоходах ежегодно гибнут в среднем до 50 человек, более 10 тысяч получают травмы и становятся инвалидами. В России точной статистики аварий с участием подобной внедорожной техники нет, соответственно никто четко не может сказать, сколько народа прощается с жизнью при покатушках на снегоходах. У нас обычно до широких масс трагические сообщения доходят, только если участником происшествия стала какая-нибудь известная личность. Самые нашумевшие “снегоходные” аварии: прошлой зимой в Тверской области погиб при наезде снегохода на препятствие телеведущий Сергей Супонев. В феврале 2000 года врезалась в дерево, не справившись с управлением, и скончалась в больнице от травм актриса Марина Левтова. В свое время не справился с управлением, упал и сломал пять ребер Виктор Черномырдин. Он рванул было в международную экспедицию “Великой северной тропой”, да так и не доехал до норвежской границы. Несколько лет назад серьезную травму головы получил и Борис Березовский — тоже не справился с управлением могучего снегохода. По мнению специалистов, 95% трагедий происходит по вине самих водителей, не имеющих даже начальных навыков управления снегоходами.



ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Алексей ВЕЛИКИЙ, владелец снегохода “Рысь”:

— Зима, однако, на носу. Собрался с силами и сходил в Гостехнадзор. Там с меня потребовали: заявление владельца снегохода; паспорт или другой документ, удостоверяющий личность; справку-счет, выдаваемую предприятием-изготовителем, торговым предприятием, торгующим транспортными средствами, или договор купли-продажи, если машина покупалась с рук; технический паспорт машины; квитанцию об оплате соответствующих сборов.

Оформление бумажек, оплата и получение документов и “прав” тракториста-машиниста заняли часа два, включая поход в сберкассу. Теперь осталось купить телогрейку, кирзачи и пачку “Беломора”... Шутка. Но зато я спокоен, как мамонт: теперь никто не докопается. Я вот что думаю: пока не начался сезон, стоит зарегистрировать любимого “железного коня” и получить ксиву тракториста. Если у кого не хватает каких-то бумажек (справки-счета, документов на снегоход и т.д. и т.п.) — это проблемы решаемые. Как? Плохой вопрос.