В последний путь

Столичные власти намерены вплотную заняться проблемой брошенных автомобилей. По некоторым данным, Мосгордума разрабатывает соответствующий закон, по которому владельцу при покупке нового транспортного средства придется заплатить за его будущую утилизацию $200—300. Как минимум. Похоже, автомобилисты в очередной раз становятся “дойной коровой” для наших чиновников.

Столичные власти намерены вплотную заняться проблемой брошенных автомобилей. По некоторым данным, Мосгордума разрабатывает соответствующий закон, по которому владельцу при покупке нового транспортного средства придется заплатить за его будущую утилизацию $200—300. Как минимум. Похоже, автомобилисты в очередной раз становятся “дойной коровой” для наших чиновников.


В чем смысл законопроекта? Разработчики планируют переложить расходы за последующую утилизацию машины на ее собственника. Причем предлагается два варианта решения этой проблемы. В первом случае будущие расходы на утилизацию уже включаются в стоимость автомобиля. В другом — за “похороны” платит последний собственник машины. Как ни крути, но свои “кровные” нам придется выложить в который раз.

Чем же нехороша эта ситуация? Если посмотреть на цивилизованный Запад, то там, по решению Евросоюза, утилизация старых машин возлагается на производителей. И даже определена дата — начиная с 2006 года, который не за горами. Принцип, которому там последовали, прост — кто производит автомобили, загрязняющие окружающую среду, тот и должен их перерабатывать. Тем более любое автопроизводство — это бизнес, а если хочешь получать хорошую прибыль, то и неси при этом определенные затраты. Не желаешь? Уходи с рынка.

У нас же все получается наоборот. Кто ездит на машине — тот и платит, причем за все. В том числе и за утилизацию. И точка.

Если следовать логике разработчиков законопроекта, то наши отечественные автопроизводители — “священные коровы”. Трогать их никоим образом нельзя — им и заградительные пошлины, им и утилизация за наш с вами счет.

Надо думать, этот проект готовится с дальним прицелом — толкнуть его в Госдуму, чтобы он получил статус федерального. Тогда нам светит ситуация, аналогичная “обязаловке”: без меня меня женили. В противном случае этот документ, считают эксперты, неработоспособен — как правило, все законодательные московские инициативы, касаемые автомобилистов, противоречили федеральным законам. Тем более автомобильное лобби вряд ли согласится нести финансовую ответственность за свои четырехколесные изделия. Чего ради? Они же, по их, правда, мнению, локомотивы нашей экономики...

Заплати — и вывезут

Сейчас в городе работает всего 9 площадок, где разбирают и сортируют такие автомобили. Их явно недостаточно для переработки стареющего автопарка. Ежегодно в Москве приходят в негодность десятки тысяч автомобилей. В связи с этим столичные власти планируют расширить сеть площадок, а также увеличить количество промышленных линий по переработке компонентов старых машин. (Определенный опыт по решению проблемы есть у властей Подмосковья. Например, на базе Ногинского завода по переработке автокомпонентов разработана система поэтапной переработки машин. Старые покрышки направляются на завод в Чехове, где из них делают крошку для беговых дорожек стадионов, кузова идут на переплавку, а токсичные жидкости, которых в каждом брошенном автомобиле может быть до 25 л, уничтожаются отдельно.)

Сбор и вывоз старых автомобилей на переработку идет за счет бюджетных средств, выделяемых префектурами подрядным организациям, участвующим в столичной программе авторециклинга. Все их действия регламентируются соответствующим постановлением Правительства Москвы №1125 “О создании общегородской системы сбора и переработки автотранспортных средств, подлежащих утилизации”.

Сколько денег выделяется городом на эту программу? В 2001 году за счет городского бюджета на эти цели было выделено 14,7 млн. руб. В 2002-м — 16,7 млн. руб., в 2003-м — 19,5 млн. руб. Много это или мало?

Выделенных денег хватает на утилизацию 20—30 тыс. машин, говорят специалисты. Когда как, по их мнению, в столице ежегодно требуют утилизации свыше 130 тыс. автомобилей! И эта цифра в перспективе только увеличится — из 3 млн. автомобилей, зарегистрированных в Москве, треть имеет возраст от 8 лет и выше.

В России, как говорилось выше, в отличие от европейских стран нет закона, по которому стоимость утилизации машины закладывается в ее продажную цену. Поэтому автовладелец, возжелавший утилизировать авторухлядь, за ее “похороны” заплатит из собственного кармана. Стоимость такой услуги около 1000 рублей. Проще всего позвонить в свой ДЕЗ — по его наводке приедут представители компании, занимающейся сбором старых авто, и заберут ваш автомобиль в последний путь.