Лицензия на право воровать

Годок, который мы проводили, тот еще был! Насыщен до предела: введение “автогражданки”, выборы, а как ментовские ряды чистили — только свист стоял. В канун новогодних праздников автолюбители даже получили своеобразный подарочек...

Годок, который мы проводили, тот еще был!

Насыщен до предела: введение “автогражданки”, выборы, а как ментовские ряды чистили — только свист стоял. В канун новогодних праздников автолюбители даже получили своеобразный подарочек — вступление в силу очередных поправок к Уголовному кодексу. Изменения коснулись и угонной статьи. Но обо всем по порядку.


Как ни прискорбно, но все потуги милиции обуздать рост угонов не возымели действия. За 2002 год в столице пропало 12 732 машины, в 2003 году своих “железных коней” лишились 16265 человека. Другими словами, воровская активность подросла более чем на 20%. Такое положение дел стражи закона объясняют объективными причинами, главная из которых — бурный рост автомобильного парка и, как следствие, числа краж машин. А ведь штат ГИБДД и противоугонных отделов ОВД остается прежним. Но, мягко говоря, все это разговоры в пользу бедных. Работать надо лучше, господа! Недавно у нашего коллеги угнали VW Passat. Так чтобы иномарку оперативно объявили в розыск и включили пресловутый план “Перехват”, коллективу “МКмобиля” пришлось напрягать чуть ли не всех знакомых в ГИБДД. Факт — по звонку простого гражданина пропавший автомобиль в розыск не объявляется. Врут нам те чиновники, кто говорит и убеждает, что, дескать, набрав 02, ментов можно заставить начать оперативный поиск машины. Как нам объяснили, для того чтобы заработала группа розыска, обязательно требуется письменное заявление гражданина. Так что удивляться не приходится, что ворованные “тачки” легко покидают территорию угона.

Ментовская инициатива

Существует у стражей порядка еще одно, уже более вразумительное объяснение роста автокраж. По мнению представителей правоохранительных органов, уж больно гуманен наш Уголовный кодекс, а статья, касающаяся похищения машин, вообще невнятная и работает исключительно на благо воров.

Практически на протяжении всего прошлого года милицейские лоббисты пробивали в Госдуме идею принципиального ужесточения угонной статьи. А некоторые буйные головы предлагали просто исключить данную статью из кодекса и приравнять угон к краже чужого имущества с целью хищения (читай — наживы). Но если из кодекса пропадет угонная статья, то ничего хорошего из этого не получится. Автоворы вообще сделаются неподсудными. Практика показывает: доказать, что злоумышленник сел в чужое авто ради наживы, в 9 из 10 случаев невозможно. Нет доказательств факта наживы — нет и кражи, ну а так как статья про угон авто без цели хищения отсутствует, вердикт: невиновен. Слава богу, идея с исключением из УК статьи, предусматривающей наказание за угон, не прошла. Но, к сожалению, не воплотилась в жизнь и другая инициатива милиционеров.



Закон дал бандитам поблажку

Они предлагали увеличить наказание за проникновение преступников в салон чужой “тачки”. И не важно — человек сел в салон чужой машины просто выпить водки, погреться или запустить мотор и доехать до скупщика краденых авто. Вскрыл замок не своей машины, все — кердык, получай от 5 до 10 лет строгого режима.

Почему сочинители законов не поддержали милиционеров — загадка. А вот вступившие в действие последние поправки к закону только усугубят, по убеждению некоторых сыщиков, положение дел с тотальным распространением автоворовства и сделают данный вид криминального бизнеса еще более привлекательным для злоумышленников. Суть нововведений в следующем. Если придерживаться уголовного кодекса, то угонщик — это гражданин, похитивший автомобиль для того, чтобы просто на нем покататься. 166-я статья трактует это деяние как “неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения”. И, как мы уже отметили, в подавляющем большинстве случаев доказать умысел наживы автоворов правоохранительные органы не в состоянии. Соответственно все деяния крадунов машин классифицируются сегодня исключительно по 166-й статье УК, и бандиты получают либо арест на срок от трех до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до трех лет. Теперь же за угон матерому вору грозит штраф до 120 тысяч рублей или срок до пяти лет.

Некоторые несведущие в угонных делах граждане уже поспешили обрадоваться, мол, налицо увеличение срока наказания и воровать станут меньше. Но спецы оптимизм этот не разделяют и говорят, что, давая ворам официальную возможность откупиться от правосудия, закон включает преступникам зеленый свет. Дескать, пожалуйста — грабьте, воруйте, только заплатите эдакую госпошлину. Эх, так мы скоро докатимся до разрешительных лицензий на воровство. Смешно? Плакать надо!

Вообще для милиционеров 2003 год из разряда черных. PR-акция это была или нет — уже не имеет значения. Но правоохранительные структуры в минувшем году зачищали по-крупному. Особенно досталось МУРу.

Зачистка прошла и в седьмом так называемом угонном отделе.

Врать не стану, уж что там зачищали — не знаю. Зато точно известно, что в 2003-м, несмотря на кадровую лихорадку и давление со стороны УСБ, практически каждый месяц сотрудники 7-го отдела МУРа задерживали 2—3 группы профессиональных угонщиков. Если бы сыщикам давали спокойно работать, то, думается, автоворов отправили за решетку еще больше. Кстати, на минувшей неделе сыщики провели очередную операцию.



Барыжная хитрость

Практически любой автомобильный рынок милиционеры характеризуют как структуру, притягивающую криминальный элемент. Тут всегда проворачиваются темные дела и, по мнению сыщиков, регулярно сбываются ранее угнанные автомобили (как из-за рубежа, так и украденные на территории России). В связи с чем сотрудники правоохранительных органов с завидным постоянством совершают внезапные рейды по проверке документов и VIN машин, выставленных на продажу. Но иногда милиционеры проводят на авторынках скрытые операции по выявлению продавцов ворованной техники.

Так, например, недавно сотрудниками седьмого отдела МУРа велось скрытое наблюдение за гражданином, пытавшимся продать на авторынке “Гарант” ВАЗ-2112. По оперативной информации, идентификационные номера “двенадцатой” фигурировали в базе розыска среди ранее угнанных авто. Сыщики решили до определенного времени не задерживать продавца криминальной “тачки”, чтобы взять его непосредственно в момент совершения сделки купли-продажи. Во-первых, доказательной базы по факту преступления будет больше, а во-вторых, чем черт не шутит, может, и на другого скупщика краденого удастся выйти. Вдруг честная продажа явно ворованной машины — всего лишь прикрытие. Барыги ведь всем известные хитрецы.

В качестве страховки в операции принимали участие инспектора восьмого отдела ДПС Южного округа. Впоследствии выяснилось, что страховка была далеко не лишней. Поторчав на рынке, мужик после разговора по мобильнику засуетился и быстренько на своей “двенадцатой” выехал с торговой площадки в сторону Люберец.

Не зря говорят, что у некоторых преступников есть чутье на опасность и ментов. Видно, водила за рулем таким чутьем обладал. Заподозрив неладное, он на одном из светофоров попытался оторваться от машины оперативных сотрудников. И, надо сказать, успешно: “двенадцатую” менты из поля зрения потеряли.

Тут в дело включились гаишники и через некоторое время сообщили коллегам, что беглянка обнаружена в районе поселка Котельники Люберецкого района. Наблюдение возобновилось. “Двенадцатая” мирно стояла на обочине дороги.

Минут через десять около ВАЗ-2112 притормозила наглухо тонированная “девятка”, и водители машин, не вылезая из салонов, начали о чем-то бойко разговаривать. Сыщики решили не рисковать и взять всех подозрительных типов скопом.

Но произошла осечка. Водителя ВАЗ-2112 удалось поймать, им оказался мужчина 61-года рождения, гражданин Республики Молдова, в России находящийся на нелегальном положении.

Сейчас он в камере предварительного заключения и дает показания.

“Двенадцатая” же действительно оказалась в базе розыска как угнанная 22 июня из Южного округа столицы.

А вот “девятке” удалось уйти от преследования. Милиционеры запомнили лишь цифры из госномера машины — 786, цвет кузова темный. К сожалению, более точных примет нет, все происходило в темное время суток и в экстраординарных условиях. Правоохранительные органы просят граждан, обладающих информацией о местонахождении автомобиля с такими приметами, позвонить по телефону (095) 200-83-97. Но вернемся к угонным итогам года.



Область сокрытия

Пожалуй, самым значимым событием 2003 года стала ликвидация автоугонного синдиката во Ржеве, что в Тверской губернии. Там милиционеры потрудились на славу. Помимо простых воров задержаны главари банды и сотрудники местного МPЭО, через которых и происходила легализация похищенных “тачек”.

Наверное, это первый и пока единственный случай, когда удалось пресечь деятельность целого криминального сообщества, специализирующегося на угонном бизнесе. Основным полем деятельности данного синдиката была Московская область, поэтому после его ликвидации в Подмосковье стало пусть чуть-чуть, но спокойней. Правда, на общее положение дел это не повлияло.

В 2003 году на территории Московской области украдено более 7300 автомобилей. Каждые сутки в Подмосковье в среднем угоняют по 15 машин, а в отдельные дни — до 30. Пик угонов приходится на летние месяцы, когда многие жители столицы переезжают жить на свои дачи. Почти ежедневно сотрудники ГИБДД области в среднем выявляют от 3 до 8 автомашин, числящихся в федеральном розыске. За прошлый год областными дорожными инспекторами обнаружено и возвращено законным владельцам около 1400 автомобилей.

Лидеры по количеству похищений почти неизменны: Балашихинский, Мытищинский, Одинцовский, Подольский районы. В летний сезон в пятерку “передовиков” попадает еще Сергиево-Посадский район. Наиболее популярные марки угнанных автомобилей — семейство ВАЗов от “девяток” до “десяток”. За последний год особую популярность среди угонщиков завоевала спецтехника (от трактора до автокранов). Не проходит и недели без налетов и на водителей-дальнобойщиков. По оперативной информации, в Подмосковье действует более десятка преступных группировок, занимающихся воровством автомобилей и налетами на водителей. Чаще стали грабить и таксистов, работающих по вызову.

В преддверье новогодних праздников не обошлось и без грустных курьезов.

В Пушкинское ОВД обратился водитель МАЗа (1974 года рождения, житель Костромской губернии). Он сообщил, что приблизительно в 17 часов дня его наглым образом ограбили. Произошло это на 26-м километре Ярославского шоссе, где водитель грузовика решил остановиться и сходить по малой нужде. После минутного отсутствия он обнаружил, что из его тайника под водительским сиденьем исчезли 245 тысяч рублей, приготовленные для закупки стройматериалов. Единственное утешение у ограбленного — слава богу, что по башке не врезали.

...С прошедшими вас, господа автовладельцы, праздниками, хотя подарить радостный прогноз мы не в силах — воровать автомобили будут еще больше, а грабить водителей еще пуще. Так что дай вам бог здоровья и чтобы по голове чем-нибудь тяжелым не заехали.